Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ на требование пояснений по НДС в примерах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Превышение допустимой доли вычетов
Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года
Регион | I квартал | II квартал | Динамика* |
Российская Федерация в том числе: | 88,8 | 88,4 | –0,4 |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 90,0 | 88,6 | –1,4 |
Брянская область | 89,3 | 90,1 | 0,8 |
Владимирская область | 86,1 | 83,6 | –2,5 |
Воронежская область | 91,2 | 91,7 | 0,5 |
Ивановская область | 91,5 | 91,6 | 0,1 |
Калужская область | 88,3 | 89,3 | 1,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 0,0 |
Курская область | 94,5 | 91,7 | –2,8 |
Липецкая область | 104,3 | 104,2 | –0,1 |
Московская область | 88,3 | 88,9 | 0,6 |
Орловская область | 88,1 | 89,4 | 1,3 |
Рязанская область | 88,3 | 88,4 | 0,1 |
Смоленская область | 91,1 | 92,7 | 1,6 |
Тамбовская область | 95,2 | 93,6 | –1,6 |
Тверская область | 87,2 | 87,8 | 0,6 |
Тульская область | 96,8 | 96,3 | –0,5 |
Ярославская область | 86,5 | 89,3 | 2,8 |
город Москва | 88,8 | 89,4 | 0,6 |
СевероЗападный федеральный округ | |||
Республика Карелия | 71,3 | 70,2 | –1,1 |
Республика Коми | 80,0 | 77,0 | –3,0 |
Архангельская область | 85,4 | 91,2 | 5,8 |
Вологодская область | 99,7 | 102,2 | 2,5 |
Калининградская область | 63,9 | 64,3 | 0,4 |
Ленинградская область | 90,2 | 91,8 | 1,6 |
Мурманская область | 185,7 | 161,9 | –23,8 |
Новгородская область | 96,2 | 97,8 | 1,6 |
Псковская область | 92,1 | 91,5 | –0,6 |
город СанктПетербург | 88,4 | 88,4 | 0,0 |
Ненецкий АО | 110,8 | 108,0 | –2,8 |
СевероКавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | 85,4 | 84,4 | –1,0 |
Республика Ингушетия | 95,7 | 93,6 | –2,1 |
КабардиноБалкарская Республика | 90,8 | 91,5 | 0,7 |
КарачаевоЧеркесская Республика | 91,0 | 88,6 | –2,4 |
Республика Северная Осетия — Алания | 86,6 | 87,9 | 1,3 |
Чеченская Республика | 96,8 | 95,1 | –1,7 |
Ставропольский край | 93,5 | 91,7 | –1,8 |
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 87,4 | 85,5 | –1,9 |
Республика Калмыкия | 116,3 | 87,0 | –29,3 |
Республика Крым | 87,8 | 86,4 | –1,4 |
Краснодарский край | 91,6 | 91,8 | 0,2 |
Астраханская область | 78,5 | 76,6 | –1,9 |
Волгоградская область | 93,6 | 87,7 | –5,9 |
Ростовская область | 95,0 | 95,2 | 0,2 |
город Севастополь | 83,1 | 81,9 | –1,2 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 93,1 | 93,3 | 0,2 |
Республика Марий Эл | 89,6 | 90,4 | 0,8 |
Республика Мордовия | 89,3 | 90,4 | 1,1 |
Республика Татарстан | 92,0 | 91,3 | –0,7 |
Удмуртская Республика | 82,3 | 79,4 | –2,9 |
Чувашская Республика | 82,4 | 84,6 | 2,2 |
Кировская область | 84,8 | 85,4 | 0,6 |
Нижегородская область | 92,5 | 90,2 | –2,3 |
Оренбургская область | 75,3 | 72,1 | –3,2 |
Пензенская область | 87,6 | 86,9 | –0,7 |
Пермский край | 86,3 | 81,5 | –4,8 |
Самарская область | 84,3 | 82,9 | –1,4 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 0,0 |
Ульяновская область | 88,0 | 90,0 | 2,0 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 85,2 | 85,1 | –0,1 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 0,0 |
Тюменская область | 84,2 | 82,2 | –2,0 |
Челябинская область | 89,9 | 89,8 | –0,1 |
ХантыМансийский АО — Югра | 66,8 | 60,4 | –6,4 |
ЯмалоHенецкий АО | 75,9 | 69,7 | –6,2 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 90,0 | 88,9 | –1,1 |
Республика Тыва | 81,3 | 88,9 | 7,6 |
Республика Хакасия | 85,6 | 84,5 | –1,1 |
Алтайский край | 89,0 | 88,1 | –0,9 |
Красноярский край | 83,4 | 81,6 | –1,8 |
Иркутская область | 78,9 | 79,7 | 0,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 93,8 | 92,6 | –1,2 |
Новосибирская область | 88,6 | 89,1 | 0,5 |
Омская область | 88,2 | 84,1 | –4,1 |
Томская область | 73,6 | 74,5 | 0,9 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Бурятия | 93,1 | 92,6 | –0,5 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 | 87,2 | 0,3 |
Приморский край | 97,7 | 96,3 | –1,4 |
Хабаровский край | 90,8 | 89,1 | –1,7 |
Амурская область | 143,9 | 137,1 | –6,8 |
Камчатский край | 91,3 | 95,9 | 4,6 |
Магаданская область | 100,5 | 103,4 | 2,9 |
Сахалинская область | 91,9 | 92,8 | 0,9 |
Забайкальский край | 98,0 | 99,3 | 1,3 |
Еврейская автономная область | 86,2 | 83,3 | –2,9 |
Чукотский АО | 124,1 | 149,4 | 25,3 |
БАЙКОНУР | 75,2 | 72,5 | –2,7 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.
При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.
Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.
Какие расхождения чаще всего требуют пояснений
Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.
Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.
И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.
Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.
Какие разницы умеет автоматически выявлять отчет?
- Экспортная реализация (ожидание подтверждения 0% ставки НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Возвраты поставщику
- Возвраты от покупателя (текущего года)
- Корректировка реализации (по соглашению сторон, текущего года)
- Корректировка реализации (исправление в первичных документов с учетом дополнительных листов)
- Внереализационные доходы (необходимо настроить перечень доходов, которые облагаются НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Доходы по основной деятельности, не облагаемые НДС (реализация ЕНВД, без НДС)
- Безвозмездная передача
- Отгрузка без перехода права собственности
- Разная база НДС при реализации товаров в валюте
- Возвраты от комиссионера
Формализованное пояснение
Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.
Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате .xml отправить в налоговую по каналам ТКС.
Пояснения по налоговому разрыву
Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.
Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.
Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.
По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.
Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.
Когда ФНС требует пояснения по декларации НДС
Все декларации НДС, которые Вы как налогоплательщик передаете в ФНС, налоговая проверяет на месте своего нахождения. Данная проверка называется камеральной, в ходе данной процедуры налоговики сверяют данные, которые Вы внесли в декларацию, с предоставленными подтверждающими документами (книгами покупок и продаж), прочей отчетностью (например, декларацией по налогу на прибыль). При проведении сравнительного анализа работники фискальной службы нередко обнаруживают несоответствие данных. Именно в таком случае ФНС может направить в Ваш адрес требования о предоставлении пояснений относительно обнаруженных расхождений. Отметим: если Вы получили такое требование, то это не всегда говорит о том, что декларация составлена некорректно или с ошибками. Возможно, обнаруженные расхождения вполне объяснимы, о чем и нужно указать в пояснении.
Какие ошибки могут быть в отчете?
Сотрудники ФНС периодически рассказывают об ошибках, которые приводят к требованиям пояснений по НДС. Вот самые популярные из них:
- Ошибки в контрольных соотношениях. Они возникают, если данные попадают не в свои строки. В результате соотношения между определенными ячейками декларации не исполняются.
- Неправильное применение кодов видов операции, связанных с реализацией товара. Налогоплательщики ошибочно используют код 26 в тех ситуациях, когда необходимо применять код 01.
- Некорректное отражение в книге покупок восстановленного НДС по льготным операциям.
- Неправильные записи в книгах продаж и покупок при отражении НДС с аванса и его восстановлении после реализации.
- Неправильное отражение операций по ввозу товара.
- Несоответствие информации по сделке, указанной поставщиком и покупателем в своих декларациях.
Если применяется льгота по НДС
Льготные категории плательщиков налога — отдельная тема. Они проверяются на предмет правомерности применения льгот. При этом налогоплательщику высылаются совершенно иные требования о пояснениях к декларации по НДС. Образец такого требования приведен в письме Налоговой службы от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574.
Отвечать на такой запрос нужно совсем иначе. В качестве доказательства того, что компания имела право на льготы, она может направить в ФНС реестр подтверждающих документов. Это правило введено в 2017 году для реализации риск-ориентированного подхода к проверке льготных НДС-деклараций. Реестр должен быть составлен в соответствии с формой, разработанной ФНС. В нем указываются основные параметры операции — код, сумма, данные контрагента, а также наименование подтверждающего документа. К реестру прилагается список и формы типовых договоров по льготным операциям.
Налоговая служба рассмотрит полученный реестр и запросит некоторые из указанных в нем документов для проверки. Таким образом инспекция облегчает собственную задачу по обработке документов, а также снижает нагрузку на налогоплательщиков по их представлению. Если же компания не направит такой реестр или нарушит его формат, инспекция запросит для проверки документы в полном объеме. Сроки и порядок ответа на такое требование стандартные. В течение шести рабочих дней необходимо направить квитанцию-подтверждение, а в следующие пять рабочих дней — пояснения в виде реестра.
Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.
Общие правила исправления книги продаж и книги покупок
Скорректировать данные этих налоговых регистров необходимо и в том случае, когда обязанности в представлении уточненной декларации нет и налогоплательщику необходимо исправить технические ошибки. При обнаружении ошибок после окончания квартала, в котором они совершены, исправительные записи в книгу продаж или в книгу покупок производятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), в которых были допущены ошибки (п. 4 Правил ведения книги покупок, п. п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением N 1137)
Чтобы внести в книгу продаж или книгу покупок запись о ранее не включенных в них счетах-фактурах необходимо зарегистрировать «забытые» счета фактуры в дополнительном листе к книге продаж или книге покупок соответственно. А чтобы убрать ошибочную запись, в дополнительном листе к книге покупок (книги продаж) необходимо повторить «лишнюю» запись о счете-фактуре, указав числовые показатели счета-фактуры с отрицательным знаком.
Новые коды ошибок по НДС: чем это поможет бухгалтеру
Все налогоплательщики знают, что в своей деятельности по контролю за уплатой налогов ФНС используют программные комплексы.
Например программа АСК НДС-2 сравнивает сведения из отчетности налогоплательщика, его поставщиков и покупателей. Если в цепочке обнаруживаются расхождения, АСК НДС автоматически направляет уведомление налогоплательщику.
В течение 5 дней ему нужно предоставить пояснения, иначе налоговая инспекция может провести проверку или доначислить налог.
Программа фиксирует 2 типа расхождений:
- несовпадение суммы — если сделка отражена в декларациях обоих контрагентов, но суммы налога указаны разные;
- разрыв — если сделка не отражена одним из контрагентов (он сдал нулевую декларацию, вовсе не сдал отчетность или его нет в ЕГРЮЛ).
При этом, если при проверке выявили ошибки в самой декларации или противоречия между указанными в ней данными и сведениями, которые имеются у налоговых органов, формирование Требований для дачи пояснений происходит в автоматическом режиме и отправляется налогоплательщику в электронной форме.
В помощь налогоплательщикам, Минфин РФ совместно с ФНС выпустили Информационное письмо от 3 декабря 2018 г. N ЕД-4-15/23367@.
В этом письме описаны уже известные обязанности, установленные в НК РФ для налогоплательщиков, но начиная с 2019 года, для определения причин возникновения расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно будет указываться код возможной ошибки. Всего кодов ошибок девять.
- В отношении каждой операции могут быть указаны следующие коды возможных ошибок:
- — код ошибки «1» указывается в случае, если запись об операции отсутствует в налоговой декларации контрагента, либо контрагент не представил налоговую декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;
- — код ошибки «2» указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») налоговой декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам);
- — если указан код «3» — данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);
- — код ошибки «4» означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках;
- — код ошибки «5» означает, что в разделах 8 — 12 налоговой декларации по НДС не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена налоговая декларация по НДС;
- — код ошибки «6» означает, что в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложении 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») налоговой декларации заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет;
- — код ошибки «7» означает, что в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложении 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») налоговой декларации заявлен вычет по НДС на основании счет-фактуры, составленной до даты государственной регистрации;
- — код ошибки «8» означает, что в разделах 8 — 12 налоговой декларации по НДС некорректно указан код вида операции, предусмотренный приказом ФНС России от 14 марта 2016 года N ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур»;
- — код ошибки «9» означает, что допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложении 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») налоговой декларации, а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию.
- Вывод:
- Указание в Требовании кодов облегчит налогоплательщикам поиск возможных ошибок и соответственно ускорит подготовку ответа для налогового органа.
- Обращаю внимание:
— в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме Требования налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, установленного пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету.
— в случае неисполнения установленной пунктом 5.
1 статьи 23 Кодекса обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение 10 дней может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету в соответствии с пп. 1.1 п. 3 статьи 76 Кодекса.
Пояснение к декларации по НДС: образец
Деятельность любой организации постоянно контролируется органами Федеральной налоговой службы России. Особое вниманиеналоговая инспекция уделяет соответствию предельным значениям многих показателей (а их около сорока), поскольку зачастую именно они свидетельствуют о грубых нарушениях в бухгалтерском учёте.
Однако, наибольшее внимание все же оказывается критериям, связанным с начислением и уплатой НДС, в частности с размером суммы вычитаемой из налоговой базы для окончательного расчёта налога. Указанный вычет не должен превышать предопределенные рамки, которые установлены в процентном соотношении к сумме данного налога. Именно это ограничение называется удельным весом вычета по НДС.
Удельный вес для организаций ипредпринимателей рассчитывается для каждого индивидуально и зависит от размера налоговой базы и региона регистрации предпринимателя или предприятия. Влиять на него могут так же такие показатели, как сфера деятельности или рентабельность бизнеса.
Важно! Для каждого региона соотношение возможного вычета к налоговой базе может быть разное. Однако, по Российской Федерации в среднем на 1 января 2021 года оно составляло 88,06%.
В первую очередь, чтобы знать является ли сумма вычета выше необходимой и подготовиться к применению мер к Вашей организации налоговыми органами, нужно рассчитать ее удельный вес. Для расчёта можно использовать декларацию по НДС, а именно её третий раздел. В ней отражены такие строки:
- НДС к вычету – строка 190;
- НДС начисленный – строка 118.
Итак, значение удельного веса находят по следующей формуле:
НДС к вычету : НДС начисленный * 100%.
Чтобы проследить тенденцию желательно расчитывать удельный вес за несколько последних периодов.
При указании вычета по налогу на добавленную стоимость выше среднего значения необходимо подготовиться к тому, что налоговая потребует дать объяснения, направив соответствующеетребование или же вызвав налогоплательщика для дачи пояснений лично. Поэтому заранее следует подготовится, а именно:
- Собрать документы, подтверждающие право на вычет и его размер;
- Подготовить документы представителя организации о его полномочиях.
Если прочитав вышеуказанные рекомендации, у Вас не сложилось понимание структуры письма, спешим порадовать – далее предоставим несколько примеров ответа на такое требование.
Итак, пример первый. Компания недавно зарегистрирована: реализация ещё слаба, но расходы достаточно большие.
Образец ответа на требование:
В ответ на требование N 0000о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за период: 0 – 0 кварталы 0000 года сообщаем, что нами была произведена проверка, по результатам которой выявлено: данные в декларации по НДС за указанный период внесены верно: налоговая база сформирована правильно. Причиной высокого удельного веса является превышение расходов организации над её доходами. Это связано с началом предпринимательской деятельности. Чтобы организовать работу компании потребовалось оплатить аренду офиса, приобрести компьютерную и прочую оргтехнику, а так же оплатить услуги связи и доставки товара на склад. Товар еще не был реализован, его реализация планируется на следующий квартал. В ответ на требование предоставляем подтверждающие документы, указанные в приложении.
Пример второй. Деятельность компании связана с реализацией сезонного товара.
В ответе на требование указываете все то же самое, что и в первом примере, но в качестве причины сообщаете о сезонности реализуемой продукции. Здесь же пишите о том, когда планируете реализацию. Это письмо так же подкрепляете подтверждающими документами.
Процедуры требования и предоставления пояснений подробно рассмотрены в письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Бухгалтеры со стажем хорошо знакомы с этим документом, так как последний раз изменения в него были внесены более четырех лет назад письмом ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752.
Отметим, что компания не обязана использовать приведенные в приложении 3 к Рекомендациям:
- формы и формат;
- порядок заполнения ответа на сообщение.
Однако, если отправлять ответ в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи, то отказ от применения Рекомендаций в части формата невозможен.
Очевидно, что в случае, когда необходимы только пояснения по высокой доле вычетов, полностью использовать рекомендуемую форму ответа необходимости нет. Достаточно использовать только рекомендованный налоговой службой текст.
Требуется соблюдение определенных условий для применения права на налоговый вычет по НДС:
- Покупаемые материальные ценности (права) поставлены на учет.
- Приобретенные товары, ресурсы и прочее, по которым рассчитывается «входной налог», им облагаются по закону.
- По всем операциям этого типа должна быть правильно оформленная документация: счет-фактура, «первичка».
Счет-фактура также должен быть составлен правильно:
- дата, номер;
- реквизиты продавца и покупателя: наименование, ИНН, адрес;
- реквизиты получателей товара;
- номер авансовой платежки, если имеется;
- список продукции;
- цена с НДС и без него;
- ставка по налогу;
- сумма НДС;
- если продукция иностранная, указывается ее происхождение.
Если отгрузке предшествовала предоплата, также потребуется правильный авансовый счет-фактура для применения определенной суммы налогового вычета по НДС. Кроме него, потребуются и другие документы:
- квитанция или чек о внесении аванса;
- авансовый счет-фактура;
- договор с содержащимся в нем пунктом о возможности перечисления предоплаты продавцу.
Что указывается при расхождении в декларации?
Если налоговая инспекция направила запрос с требованием пояснений при расхождении данных в декларации по НДС с другими учётными либо отчётными сведениями, то вопрос решается, исходя из конкретной сложившейся ситуации. Документы, подтверждающие правоту налогоплательщика, не стоит отправлять в ФНС сразу же вместе с пояснительной – достаточно ограничиться указанием детальных цифр в таблицах.
Поскольку расхождения могут быть самыми разными и основываться как на хозяйственных операциях, нашедших разное отражение в отчётности по НДС и налогу на прибыль, так и на банальных ошибках проверяющего или самого налогоплательщика, то и однозначной формы написания пояснительной не может быть. По этой причине в документе либо указывается отсутствие расхождений, либо даётся подробное объяснение данным по обоим отчётностям.
Требования о представлении пояснений по НДС
Пояснения по НДС, отправляемые инспекторам после получения декларации, должны быть представлены в виде отдельных таблиц по каждому коду ошибки. Налогоплательщик предоставляет ответ по месту учёта либо на бумажном носителе, либо в электронной форме посредством ТКМ и операторов электронного документооборота в течение 5 дней с момента получения из ФНС соответствующего требования. Документ может предоставляться в свободной форме, но при этом должен содержать в себе все ответы на поставленные вопросы и заверяться подписью уполномоченного лица, которая подтверждает, что приведённые сведения достоверны и предоставлены в полном объёме. Если налоговые инспекторы не будут удовлетворены полученными объяснениями, то они могут потребовать на проверку все документы и посетить помещение налогоплательщика. Задержка либо отказ от дачи объяснений может стать причиной блокировки всех операций и счетов налогоплательщика.