Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разногласия по классификации объектов на движимое имущество и недвижимость». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Имущество, которым могут владеть российские граждане, классифицируется на два основных типа — движимое и недвижимое. При этом критерии отнесения той или иной собственности к первой или второй разновидности есть в российском законодательстве. Что относится к движимому имуществу в соответствии с источниками права РФ?
Комментарии к ст. 130 ГК РФ
1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.
2. К недвижимости п. 1 комментируемой статьи, во-первых, относит объекты естественного происхождения — участки земли, участки недр и обособленные водные объекты. Следует отметить, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон о недрах признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, и простирающегося до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной зоны. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование.
Водный кодекс предусматривает, что объектом государственной собственности являются водные объекты в целом, а под водным объектом понимается и его часть. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной. В качестве объекта права пользования или вещного права (публичного или частного сервитута) также может выступать только часть водного объекта, т.е. участок водной поверхности.
Во-вторых, к недвижимости отнесено все то, что прочно связано с землей, — здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.
Недвижимым имуществом признается также предприятие в целом как имущественный комплекс (см. коммент. к ст. 132).
3. ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:
1) право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (см. коммент. к ст. 131);
2) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения;
3) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (см. коммент. к ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);
4) установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (см. коммент. к ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 234); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 349); распоряжение государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (см. коммент. к ст. 295);
5) действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (см. коммент. к ст. 340).
При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии — право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553 и 652, 653).
Положения ГК о договорах дарения и ренты не содержат аналогичных правил в отношении недвижимости и земельного участка, на котором она находится. Представляется, что к ним по аналогии должны применяться правила купли-продажи недвижимости.
4. К недвижимости ГК относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи — воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами.
Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов — в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Судно, морское или внутреннего водного плавания, — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для плавания по морским или внутренним водным путям. Российское законодательство (Закон РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» // РГ. 6 октября. 1993) не дает определения космического объекта. Международные документы относят к ним объекты, запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них. Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объект в целом, но и его составные части, а также средство его доставки (его часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).
Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 33 ВК. Гражданские суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Ведение Государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственные же воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст. 23 КТМ, а суда внутреннего водного плавания — ст. 26 УВВТ. Регистрации подлежат морские суда, технический надзор за которыми осуществляет Технический регистр, и суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т.
Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта — в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).
Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст. 131.
5. ГК не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, но только на основании прямого указания закона.
6. Движимым имуществом являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не отнесены ГК и другими законами к недвижимости.
Права на движимые вещи (по общему правилу) не подлежат государственной регистрации. Однако закон может предусмотреть необходимость такой регистрации для отдельных видов движимого имущества. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999).
Разница между движимым и недвижимым имуществом
Имущество традиционно классифицируется на 2 типа — движимое и недвижимое. Что характеризует каждый из них?
Для того чтобы определить, что такое движимое имущество, мы можем обратиться к положениям главного нормативного акта РФ, в котором регулируются имущественные правоотношения, — а именно к Гражданскому кодексу. Сущность терминов, о которых идет речь, раскрывается в ст. 130 ГК РФ.
В соответствии с положениями Кодекса, движимым является имущество, не относящееся:
- к земельным участкам, недрам, а также иным объектам, которые имеют устойчивое географическое положение, и их перемещение в другое место невозможно без нарушения или повреждения их конструкции;
- к самолетам, морским и речным судам, которые зарегистрированы в государственных реестрах в установленном порядке;
- к имуществу, которое определено как недвижимое законом.
Указанное письмо ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038 основано на принятых нормативно-правовых актах и судебной практике о разнице движимого и недвижимого имущества. То есть, ничего принципиально нового в нём нет.
Глава 30 Налогового кодекса понятие недвижимой вещи и отличие от движимой не устанавливает. Поэтому нужно использовать определения из иных отраслей законодательства.
Так, разница между движимым и недвижимым имуществом начинается с того, что вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В свою очередь, к недвижимым вещам относятся (п. 1 ст. 130 ГК РФ):
- земельные участки;
- всё, что прочно связано с землей.
То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В том числе:
- здания;
- сооружения;
- объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам также относят помещения и машино-места.
Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество. В частности:
- все виды жилых помещений – жилой, в т. ч. многоквартирный, дом и его часть, квартира и ее часть, комната (ст. 15 ЖК РФ);
- жилые строения в ЕГРН (п. 9 ч. 5 ст. 8 ФЗ о госрегистрации недвижимости;
- дачи и гаражи (Приложение к ФЗ о выборах Президента России).
Понятие и различия движимого и недвижимого имущества необходимо раскрыть для того, чтобы впредь не возникало путаницы. Начнем с определений.
Итак, недвижимым называют то имущество, что связано с землей. Характерной чертой является то, что его нельзя перенести с места на место, не причинив вреда. В виде исключения недвижимым имуществом называют космические корабли и морские суда.
Движимое имущество — это такое имущество, которое не относится к недвижимому. Отличительной чертой этого вида является то, что на него не требуется утверждение прав. Сюда можно отнести ценные бумаги, деньги и прочее.
Как вы видите, формулировки общие, и конкретных данных не имеют. По этой причине часто возникают вопросы о том, как платить налог за тот или иной объект.
Правовая сущность ст. 130 ГК РФ
В российском законодательстве основным признаком определения недвижимости является прочная связь вещи и земельного участка, на котором она находится. Относятся к недвижимости и сами земельные участки, но именно в качестве какой-то обособленной территории. Связь вещей и земли должна быть настолько прочной, чтобы вещь невозможно было перенести на новое место, сохраняя при этом её основную функциональность и без несоизмеримого ущерба для неё. Земля здесь выступает в качестве природной среды, поэтому к недвижимости относятся ещё и зарегистрированные водные и воздушные суда, космические корабли, поскольку их невозможно использовать вне среды, для которой они предназначаются.
Законом может быть отнесено к недвижимости и иное имущество. Если земельный участок относится к числу приусадебных, а на нём имеется строение или объект незавершенного строительства, то они выступают в качестве единого имущественного комплекса.
Движимость же определяется по признаку того, что вещь не является недвижимостью. Характерно, что к области движимого имущества относятся любые права на обладание чем-либо, включая объекты недвижимости, а так же деньги и ценные бумаги. Законодательство устанавливает необходимость регистрации прав на недвижимое имущество, что выражается во внесении в Единый государственный реестр самих объектов и сделок, которые проводятся с ними. Движимое имущество требует специальной регистрации только в случаях, которые отдельно предусмотрены в законе.
Очевидно, что сама по себе прочная связь с землёй является очень важным, но не единственным критерием. Вещь должна обладать определёнными признаками автономности и собственной значительности. К примеру, в качестве недвижимости не рассматривается скамейка, столб линии электропередачи или спортивный снаряд, предназначенный для установки под открытым небом.
Дело в том, что перечисленное выше обладает не только малыми размерами и стоимостью, но и крайне низкой собственной значимостью. Скамейка устанавливается либо в саду, либо возле подъезда дома, либо в парке. Это даёт основания для того, чтобы относиться к ней в качестве части всего комплекса надворных приспособлений и устройств придомового или паркового хозяйства.
В ст. 130 ГК РФ детального перечня типов недвижимости не приводится. Указано лишь, что это здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые нежилые помещения, части зданий или отдельные сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а так же участки земли, которые выделены для этой же цели возле многоквартирных домов и имеют границы. Это указано более для того, чтобы дать возможность понять сущность закона, который предусматривает отношение к недвижимости как к чему-то крупному и обладающему собственным функциональным значением.
Между зданиями и сооружениями никакой юридической разницы не существует. Это любые искусственные постройки, которые своими фундаментами прочно связаны с землёй.
Поэтому невозможно их перемещение без несоизмеримого ущерба. Однако сам термин «несоизмеримость» оставляет определённый простор для субъективного толкования. К примеру, вряд ли кто-то отнесёт к недвижимости переносной разборный тент автолавки. Вопросы возникают тогда, когда сооружение массивное, способно стоять долгий срок, но так же быстро разбирается и перевозится на другое место.
В правовой среде бытует мнение о том, что недвижимостью следует считать только то имущество, которое занесено в госреестр. Оно не находит оснований, поскольку существуют объекты, которые по своей природе являются недвижимостью, но в реестре не значатся в силу каких-то определённых причин. Их могли не учесть из-за удалённости от населённых центров, не исключено происхождение в виде самовольной застройки, а застройщик надеялся на то, что удастся легализовать объект, но этого у него не получилось. В таких и подобных случаях вещь всё равно является недвижимой, хотя в реестре недвижимости это не отражено.
Во всех спорных случаях суды должны принимать решения исходя из анализа особенностей ситуации и руководствуясь не только буквой, но и духом закона.
Наиболее полной перечень объектов, которые относятся к разряду недвижимости, содержится в ст. 1 Закона о регистрации недвижимости. Туда включены имущественные комплексы, необходимые для ведения хозяйственной деятельности и недра, содержащие или не содержащие ликвидные природные ресурсы. Вопросы их использования и эксплуатации находятся в совместном ведении Российской федерации и её субъектов. Любые природные ресурсы, содержащиеся в них, находятся в собственности государства. Пользователями недр могут стать субъекты предпринимательской деятельности, включая товарищества и иностранных граждан. Однако федеральные законы могут ограничивать использование недр в любых целях и по отношению к любым лицам.
Разделение вещей на недвижимые и движимые известно ещё в Римском гражданском праве классического периода (III век до н. э. — III век н. э.). К движимым пространственно относились перемещаемые вещи, а к недвижимым — земельные участки и все, что создается на них, а помимо этого — пространство над землей, недра. Считалось, что сделанное на поверхности следует за поверхностью.
В истоках такого деления вещей стоят более древние римские традиции. На ранних стадиях развития римского государства, земля, как самый важный объект собственности, составляла государственную собственность и принадлежала всей римской общине. Права на землю отдельных граждан определялись институтом владения (лат.
possessio), который означал только господство лица над вещью, в то время как право распоряжения данной вещью было ограничено. Сделки с землёй могли производить лишь квириты (римские граждане) меж собой, при помощи проведения публичного специального процесса — манципации (лат. mancipatio). Действительность манципации утверждал судебный акт.
Сделки в отношении прочих вещей (кроме крупного скота и рабов) выполнялись без манципации, при помощи простой передачи объектов сделки.
Отличие движимого имущества от недвижимого
Актуально на: 10 декабря 2018 г.
Мы рассказывали в нашей консультации, что с 01.01.2019 вступают в силу изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций», которые предусматривают исключение движимого имущества из состава объектов налогообложения по налогу на имущество (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ). С указанной даты объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. А что понимается под недвижимым имуществом и чем отличается движимое имущество от недвижимого?
Предметы лизинга и объекты, предназначенные для сдачи в аренду
Освобождение от налога на имущество, предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, распространяется на движимые объекты, переданные в лизинг. Воспользоваться льготой вправе либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе учтено основное средство.
Напомним, что вопрос о том, кто поставит предмет лизинга на свой баланс, решают лизингодатель и лизингополучатель. Об этом сказано в пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». И если движимое ОС окажется на балансе лизингодателя, то он не должен будет платить налог на имущество. То же относится и к лизингополучателю. С таким подходом согласился Минфин России в письме от 11.09.13 № 03-05-05-01/37418 (см. «Движимое имущество, учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя с 1 января 2013 в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество»).
Под льготу также подпадает движимое имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное пользование. Данное имущество относится к основным средствам и отражается в бухучете как доходные вложения в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01). А раз это основное средство, то для него справедливы все нормы, предусмотренные для ОС — в том числе, и освобождение от налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.08.13 № 03-05-05-01/33164 (см. «Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается»).
Сколько стоит наша собственность
Стоимость имущества рассчитывается следующим образом. Если оно новое (куплено в течение последнего года), то — в соответствии с действующими розничными ценами. Подтвердить затраты на приобретение можно кассовым или товарным чеком.
Если имущество уже достаточно долго находится в употреблении, его стоимость определяется с учетом износа. При этом за базовую стоимость (к которой применяется поправка на износ) берут розничную цену имеющегося в продаже аналогичного товара.
Стоимость недвижимости может рассчитываться исходя из сложившихся рыночных цен или на основе его кадастровой стоимости — в зависимости от целей оценки.
Страхование денег, особенно распространенное за рубежом, подразумевает суммы, перевозимые страхователем, временно хранящиеся в банковских сейфах (до приезда инкассаторов) или в доме страхователя.
В договор страхования частных строений может быть включено оборудование кухни, инженерные сети и другое содержимое.
Возвращаясь к имуществу юридических лиц, отметим, что оно также может быть застраховано. Например, торговое предприятие имеет возможность заключить договор страхования от ущерба нанесенного товару в магазине или торговому оборудованию пожаром, взрывом, ограблением или кражей, выходом из строя инженерных сетей и т. п.
В данной статье мы попытались лишь кратко охватить основной круг вопросов, связанных с понятием имущества, собственности. Конечно же, данная тема слишком обширна для такого экспресс-анализа. Желающие более подробно разобраться в вопросах стоимости, отчуждения, налогообложения, страхования движимого и недвижимого имущества могут почерпнуть соответствующую информацию из многочисленных источников — начиная от Гражданского Кодекса РФ и заканчивая трудами выдающихся экономистов нашего времени и прошлых столетий.
Имущество муниципальных образований
Муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной. Муниципальное имущество по закону принадлежит сельским, городским поселениям или иным муниципальным образованиям и предназначено для удовлетворения интересов их жителей. Оно подразделяется на два типа: на имущество, которое закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, и имущество, которое не закреплено за предприятиями и муниципальными учреждениями и составляющее казну. В перечень муниципальной собственности входят муниципальные природные и муниципальные организации, предприятия, банки, внебюджетные фонды, жилые помещения и жилищный фонд и т. д.
Государственная услуга оказывается в здании Центра
1) по месту регистрации юридического лица в случае, если залогодателем является юридическое лицо;
2) по месту регистрации в качестве налогоплательщика в случае, если залогодателем является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В зале Центра располагаются справочное бюро, кресла для ожидания, информационные стенды с образцами заполненных бланков. Предусмотрены условия для обслуживания потребителей с ограниченными возможностями.
2. Порядок оказания государственной услуги
12. Для регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной регистрации потребителем представляются следующие документы:
1) заявление, установленной формы, которое должно содержать:
наименование регистрирующего органа;
наименование, место нахождения (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица) залогодателя и залогодержателя;
дату и место заключения договора о залоге или иного договора, содержащего условия о залоге;
перечень и описание имущества, являющегося предметом залога (сведения о предмете залога);
денежный эквивалент обязательства, обеспеченного залогом;
срок действия обеспеченного залогом обязательства;
подпись заявителя или его представителя и печать — для юридического лица;
указание о том, у какой стороны находится заложенное имущество, допустимость его использования и сведения о перезалоге;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя, а представитель лица — документ, подтверждающий его полномочия, а также документы, удостоверяющие его личность;
3) документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию залога движимого имущества либо чек об оплате, выдаваемый посредством платежного шлюза «электронного правительства»;
4) договор о залоге или договор, содержащий условия залога;
5) заявление о регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, должно содержать данные о государственной регистрации юридического лица — залогодателя.
13. Бланки размещаются на специальной стойке в зале ожидания, либо у консультантов Центра.
14. Прием документов осуществляется посредством «окон», на которых размещается информация о предназначении и выполняемых функциях «окон», а также указывается фамилия, имя, отчество и должность инспектора Центра.
Инспектор Центра осуществляет проверку полноты документов на соответствие пункту 12 настоящего стандарта, регистрацию в журнале и передачу документов инспектору накопительного отдела.
Инспектор накопительного отдела Центра осуществляет сбор документов, составление реестра и отправку в уполномоченный орган.
Центром доставка в уполномоченный орган заявлений с прилагаемыми документами и обратно осуществляется не менее 2-х раз в день приема данных заявлений.
Уполномоченный орган после получения пакета документов из Центра осуществляет:
— внесение в реестр залога движимого имущества (в том числе компьютерную базу данных) данные из заявления о регистрации залога;
— изготовление свидетельства о регистрации залога движимого имущества лицу, представившему заявление;
— формирование реестра исполненных документов и направление в Центр для выдачи потребителю.
Исполненные документы из уполномоченного органа должны поступать в Центр за день до истечения срока выдачи указанного в расписке.
15. Потребителю выдается расписка о приеме соответствующих документов с указанием:
номера и даты приема запроса;
вида запрашиваемой государственной услуги;
количества и названия приложенных документов;
даты, времени и места выдачи документов;
фамилии, имени, отчества инспектора Центра, принявшего заявление на оформление документов.
16. Выдача готовых документов потребителю осуществляется инспектором Центра посредством «окон» ежедневно на основании расписки в указанный в ней срок.
17. Уполномоченный орган при выявлении ошибок в оформлении документов, предоставления неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 12 настоящего стандарта, и ненадлежащем оформлении документов, в течение трех рабочих дней после получения пакета документов направляет в Центр уведомление с обоснованием причин отказа для последующей выдачи потребителю.
3. Принципы работы
18. Деятельность уполномоченного органа и Центра основывается на соблюдении конституционных прав человека, законности при исполнении служебного долга и осуществляется на принципах вежливости, предоставления полной информации, обеспечения ее сохранности, защиты и конфиденциальности.
4. Результаты работы
19. Результаты оказания государственной услуги потребителям измеряются показателями качества и доступности в соответствии с приложением 2 к настоящему стандарту.
20. Целевые значения показателей качества и доступности государственных услуг, по которым оценивается работа государственного органа, учреждения или иных субъектов, оказывающих государственные услуги, ежегодно утверждаются специально созданными рабочими группами.
5. Порядок обжалования
21. В случае претензий по качеству предоставления государственной услуги информацию о порядке обжалования действий (бездействия) сотрудников уполномоченного органа и Центра можно получить по телефону информационно-справочной службы Центра.
22. Жалобы принимаются в устной или в письменной форме по почте или в электронном виде в случаях, предусмотренных действующим законодательством, либо нарочно через канцелярию уполномоченного органа и Центра в рабочие дни.
Жалоба подается на имя директора уполномоченного органа и Центра. Адреса и телефоны руководителей уполномоченного органа и Центра указаны в приложениях 1 и 1-1 к настоящему стандарту.
23. Принятая жалоба регистрируется в журнале учета информации уполномоченного органа и Центра и рассматривается в течение пятнадцати календарных дней. В случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
О результатах рассмотрения жалобы заявителю сообщается в письменном виде по почте.
24. Графики работы и приема руководителей уполномоченного органа и директора Центра определяется в соответствии с графиками работы уполномоченного органа и Центра, предусмотренными в пункте 10 настоящего стандарта.
Контактные телефоны, адреса уполномоченных органов и Центров указаны в приложениях 1 и 1-1 к настоящему стандарту, а также в официальных источниках информации и на стендах, расположенных в помещениях уполномоченного органа и Центров.
Контактные телефоны руководителей Центров и уполномоченных органов указаны в приложениях 1 и 1-1 к настоящему стандарту.