Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности банкротства страховых организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году
16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.
Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.
Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.
Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.
Это:
- пенсионеры,
- инвалиды,
- семьи с детьми,
- беременные женщины.
Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.
С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.
Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.
Очередность погашения кредиторской задолженности
В статье 134 закона № 127-ФЗ предусмотрены общие правила определения очередности погашения долгов кредиторам предприятия-банкрота.
В отношении страховых организаций существуют некоторые особенности, которые перечислены в статье 18.10 указанного закона.
1. Так, в первую очередь наряду с очередными платежами удовлетворяются требования по договорам страхования жизни, заключенным на дожитие до определенного возраста или срока, т.е. с лицами пожилого возраста.
2. Вторая очередь – это задолженность по заработной плате перед сотрудниками, как и других предприятий;
3. Особые правила установлены для третьей очереди, где предусмотрен следующий порядок по типу договоров:
- обязательного страхования;
- личного страхования;
- договора гражданской ответственности;
- страхования имущества;
- прочие кредиторы.
Ожидаемые изменения в 2020 году
Ожидается, что в 2020 году процедура банкротства юридических лиц станет проще и прозрачнее, учитывая огромное количество накопившихся и неразрешенных дел в суде. Возможно, более широкие полномочия получат уволенные работники компаний, признанных несостоятельными, сократятся сроки судебных разбирательств, ужесточится наказание за преднамеренное банкротство.
Усиление роли государственных органов в проведении инвентаризации стратегических и градообразующих предприятий может быть закреплено законодательно. Планируется увеличить порог задолженности стратегических предприятий с 1 до 5 млн рублей, продлить процедуру финансового оздоровления до 5 лет (сейчас 2 года).
Министерство экономического развития предлагает дать полномочия прокурору принимать участие в делах о финансовой несостоятельности, в частности, проводить экспертизы для выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротств. Ожидается, что закон о банкротстве юридических лиц с изменениями будет рассмотрен и утвержден в начале 2020 года.
Данная процесс исполняется в целях обеспечения сохранности собственности должника, выполнение разбора его экономического капитала, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Этот процесс исполняется в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Внедрение такого рода операции дает возможность, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.
Процесс исследования включиться согласно итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Длительность исследования — семь месяцев.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Из числа подобных результатов Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:
1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств[4]
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
4) запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников;
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.
В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов.[14]
Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, в котором указывается и размер вознаграждения управляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.
Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует заметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.
Судебное производство по делу о БФЛ
Такое производство осуществляет арбитражный суд. Обращаться с заявлением об открытии дела вправе само физическое лицо, его кредиторы, а также гос. структура, облеченная соответствующими полномочиями. Исключение составляют лица, выступающие с требованиями о возмещении ущерба здоровью или жизни, о принудительном взыскании алиментных выплат.
Все категории, лишенные такого права, для предъявления своих требований должны дожидаться состоявшегося признания банкротства должника. Зато их требования остаются в силе даже по окончании данного процесса. Об этом гласит 203 статья 127-го ФЗ.
Следующая статья того же нормативного акта (204) позволяет должнику представить суду план погашения задолженности. В этом приложении к заявлению должны быть отражены:
- планируемый период погашения;
- ежемесячная сумма, выделяемая на выплаты долга;
- ежемесячная сумма, необходимая для жизнеобеспечения должника и его иждивенцев.
Для утверждения судом такого плана нужно согласие кредиторов. Принятие дает возможность приостановить судебное производство на период до 90 дней. В ходе осуществления плана по обоснованному ходатайству какой-либо стороны он может быть изменен.
Последствия признания БФЛ
Уже в процессе выплат по реструктуризации долга банкрот обязан информировать заинтересованные стороны о наличии плана погашения задолженности. Имеется в виду — при оформлении кредита, покупки с рассрочкой и пр. Также, в соответствии со статьей 213.30 127-го Закона, банкрот не вправе:
- до истечения 5 лет скрывать свою несостоятельность при получении кредитов;
- В течение такого же срока после реализации имущества подавать в суд заявление о несостоятельности;
- в течение 3 лет занимать руководящие и управленческие должности;
- 10 лет — занимать аналогичные должности в кредитно-финансовой организации;
- 5 лет — руководить негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями и т.п.
Последние три ограничения обусловлены тем, что факт банкротства гражданина однозначно исключает для него соответствие требованиям деловой репутации.
Установление требований страхователя
- В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства страхователи в одностороннем порядке вправе отказаться от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом. При этом он имеет право на возврат части уплаченной страховой премии.
- При получении страхователем или иным лицом, в пользу которого заключен договор страхования (застрахованным лицом или выгодоприобретателем), компенсационной выплаты по договору страхования, по которому в соответствии с федеральным законом предусматривается право на ее получение за счет средств профессиональных объединений, данные лица имеют право требования к должнику в размере, превышающем размер полученной компенсационной выплаты.
- При получении страхователем, застрахованным лицом или выгодоприобретателем компенсационной выплаты по требованию (части требования), включенному в реестр требований кредиторов, размер такого требования уменьшается конкурсным управляющим на сумму компенсационной выплаты по заявлению лица, получившего компенсационную выплату, или лица, осуществившего компенсационную выплату.
- Требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования включаются в реестр требований независимо от даты возникновения обязательства.
Градообразующая организация
Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.
По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.
Лица, участвующие в деле:
- Органы местного самоуправления.
Особенности:
- Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
- В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
- По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
- Поручительство в данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
- Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
- Сумма задолженности;
- График ее погашения.
- Поручителем может выступить:
- РФ;
- Субъекты РФ;
- Уполномоченные органы муниципальных образований.
- При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
- Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
- Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
- В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
- Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
- досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
- признания компании банкротом;
- начала конкурсного производства.
Сельскохозяйственные организации
Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.
Особенности:
- Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
- Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
- Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
- сезонность;
- влияние климатических условий;
- возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
- Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
- выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
- Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
- В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
- При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.
Обязанности временной администрации
По инициативе Банка России или профессионального объединения после получения решения арбитражного суда назначается временная администрация. С момента ее назначения глава этой администрации выполняет все функции руководителя организации.
Полномочия управления длятся от 3 месяцев до полугода, но при необходимости их можно продлить до 9 месяцев, направив заявление (ходатайство) в то отделение арбитражного суда, в котором находится дело о банкротстве.
Основная задача администрации – наладить работу организации и предупредить возможное банкротство. В этот период вся документация поступает в распоряжение нового управления, производится аудит финансового состояния, его результаты направляются в контрольный орган.
По результатам анализа принимается решение о более глубокой проверке выполнения руководителями исполнения обязательств и разработке мер, способных предупредить банкротство.
Если исправить ситуации нет возможности, то временная администрация получает задание обратиться в суд для признания страховой организации банкротом.
После распада Советского Союза первой классификацией видов страхования уже на территории РФ стала та, которую утвердил Росстрахнадзор в 1994 году. Но прежде чем говорить о видах страхования, определимся с определением самого этого термина. Это страхование отдельных объектов в определенном объеме и по установленным тарифам.
Существуют несколько видов страхования, каждый из которых имеет свои особенности.Критерием классификации таких видов является объект страхования и страхуемые риски. Вот какие виды по ней выделяются:
- страхование имущества (физ.и юр.лица могут заключать договоры для того, чтобы обеспечивать защиту от каких-либо рисков своему имуществу. Сюда относят страхование недвижимости всех видов, ТС, грузов и т.д.);
- страхование ответственности (объектом являются имущественные интересы третьих лиц. Сюда как раз относится ОСАГО, страхование ответственности товаропроизводителя, директоров и должностных лиц, работодателя, Зеленая карта и т.д.);
- личное (сюда относят все виды страхования, связанные с какими-либо событиями в жизни отдельного гражданина, которые связаны с его здоровьем, пенсией, трудоспособностью и т.д.);
- страхование специфических и финансовых рисков (невыполнение финансовых обязательств, политических рисков и т.д.).
Список страховых банкротов.
Число российских страховых компаний, лишившихся лицензий превосходит самые смелые ожидания. Причиной такой ситуации выступает финансовая несостоятельность и нестабильность. Удручает и тот факт, что количество этих компаний имеет тенденцию к росту. Каждый день новые фирмы приходят на смену тем, что потеряли право на деятельность.
Среди обанкротившихся компаний есть те, кто не выдержал конкуренции, финансовой ношы, а есть и такие, которые изначально имели недобросовестные намерения.
На специальных интернет порталах можно найти информацию относительно действующих страховых компаний, согласно их актуальному рейтингу, который поможет в принятии решения, если возникла необходимость заключить договор о страховании. Также на этих ресурсах можно найти список страховых банкротов, компаний с ограниченными и приостановленными лицензиями.
Законодательные нормы по регулированию несостоятельности страховщиков
Федеральным Законом №127-ФЗ от 26.10.2002 года с последующими изменениями регулируется порядок проведения процедуры банкротства. Закон носит название «О несостоятельности» и рассматривает вопросы, касающиеся финансовой несостоятельности предприятий и физических лиц, неспособных погашать свои обязанности по отношению к кредиторам. Непосредственно о страховых организациях речь идет в главе ХI, посвященной особенностям отдельных категорий предприятий.
Основания для инициации процедуры банкротства приведены в статье 183.6. Чтобы начать дело о несостоятельности страховой компании необходимо наличие одной из приведенных причин:
- задолженность в сумме 100 тыс. рублей и выше;
- сроки существования непогашенных обязательств – не менее 14 дней;
- общий размер долгов превышает стоимость активов организации.
Дополнительные условия для страховых учреждений приведены в статье 184.1 указанного ФЗ:
- неисполнение обязанностей по выплатам страхователям, несвоевременное или ненадлежащее исполнение своих обязательств;
- неоднократное нарушение в течение года законов, регулирующих финансовую деятельность страховщиков;
- отзыв, приостановление или ограничение действия лицензии.
Общие правила деятельности регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в том числе правила надзора и контроля в этой сфере деятельности.