Начало перестройки: предпринимательство в рамках социализма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начало перестройки: предпринимательство в рамках социализма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Основная и центральная проблема неудач горбачевских реформ — в несоответствии масштабов целей, задач и возможностей. Целый комплекс преобразований, включавший в себя перестройку политики, экономики, культурной и идеологической среды осуществлялся слишком быстро, на коротком отрезке исторического пути.

Кратко о реформах по пунктам

  1. Принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 1986 г. позволил населению заниматься бизнесом. Это способствовало созданию и бурному развитию свободной рыночной среды.
  2. Закон «О кооперации в СССР» принятый в 1988 г. позволил создавать кооперативы — частные предприятия, использующие наемный труд.
  3. Политика “гласности”, объявленная в 1986 г. провозглашала принципы свободы слова и информационного обмена.
  4. Антиалкогольная компания в просторечье — «сухой закон» запрещала свободную продажу и рекламу алкогольной продукции.
  5. 15 марта 1990 г. была введена должность «Президент СССР». Целью реформы был отказ от выбора главы государства путем всенародного голосования. Выборы прошли путем голосования в парламенте.

Причины неудач и последствия

Главный вопрос, так и не нашедший решения — как сохранить политический контроль над республиками и регионами, при этом отпустив их в свободное экономическое «плавание» так и остался неразрешенным.

Не меньшую роль в неудачах реформ Горбачева сыграло недоверие к нему как партийной номенклатуры, так и беднеющего в результате стремительного нарастания инфляции народа.

При этом попытка провести алкогольную компанию, реформу отраслей машиностроения стали фактором разбалансировки экономики, роста инфляции и в итоге краха СССР.

Последствия реформ Горбачева были в основном отрицательными, как то;

  • Обеднение населения, ухудшение продовольственного обеспечения СССР;
  • Усугубление тлеющих межнациональных конфликтов, неспособность к их разрешению силами центральной власти;
  • Неспособность управлять процессами социальной и экономической жизни в регионах;
  • Распад и крах СССР.

Общественные и социальные реформы

Перестройка затронула и социальную сферу. Нововведения показаны в таблице.

Нововведения

Дата

Описание

Антиалкогольная компания

7 мая 1985 г.

Пьянство в стране превышало допустимые пределы. С этой целью был разработан закон, на основании которого шло сокращение выпуска винно-водочных изделий. Это касалось как низших сортов вин, так и марочных. С этой целью шла вырубка виноградников за их ненадобностью.

Политика гласности

В 1986 г.

Была введена в связи с проводимой политикой Горбачёва демократизацией страны. Впервые термин был озвучен на XXVII съезде КПСС. Подразумевалась возможность свободного доступа масс к информации. На съезде появилось понятие Перестройка, которая была фактически возведена в ранг идеологии. Под ней имелось в виду внедрение в народные массы нового мышления.

Антиалкогольная кампания

17 мая 1985 началась широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом (рис. 2). Кампания осуществляла борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя радикальными методами, то есть наложением запретов и ограничений.

Резко сократился объем продаж спиртного, доступный для продажи алкоголь продавался в строго ограниченных торговых точках, в строго определенные часы. Цены на алкоголь повысились значительно. Вырубались виноградники.

Такие радикальные меры, к сожалению, не принесли должного эффекта. Когда дело касается продуктов, вызывающих зависимость, запреты не очень хорошо работают. Вместо сокращения зависимости населения от алкоголя страна получила расцвет подпольной торговлей водкой, массовое самогоноварение, отравление суррогатными и поддельными напитками.

Трудовую деятельность начал с 15 лет, работая вместе с отцом на комбайне; за выдающиеся результаты при сборе урожая был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1949).

Закончил школу с серебряной медалью (1950); в школьном театре успешно играл роли из русской классики, в частности, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. В 1950 поступил какое отделение, а в 1955 закончил юридический факультет МГУ; член КПСС с 1952 года.

В университете познакомился с Раисой Максимовной Титаренко, ставшей его женой. По окончанию университета получил распределение в прокуратуру Ставропольского края, в которой проработал всего 10 дней.

Из прокуратуры ушел на освобожденную комсомольскую работу. Вся дальнейшая деятельность Горбачева сводилась к ВЛКСМ и КПСС. В комсомоле проявил себя как исключительно успешный организатор, стремительно продвигаясь по карьерной лестнице. В 1961-1962 гг. – первый секретарь крайкома ВЛКСМ. В октябре 1961 г. – делегат ХХII съезда КПСС; с 10 апреля 1970 г., по согласованию с членами Политбюро и персонально с Л. И. Брежневым, назначен первым секретарем крайкома КПСС. В те годы пользовался деятельной поддержкой секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова, опекавшему молодого партийного работника. С 1971 г. – член ЦК КПСС.

Судьбоносным моментом для последующей карьеры Горбачева было его знакомство с влиятельнейшим членом Политбюро, Председателем КГБ СССР Ю. В. Андроповым, в течение многих лет отдыхавшим на курорте в городе Железноводске Ставропольского края. Именно Андропов увидел в местном партийном лидере огромный политический потенциал и фактически инициировал идею постепенного перевода Горбачева в Москву. По словам Горбачева, Андропов искренне симпатизировал ему; несмотря на разницу в возрасте, между ними возникли товарищеские отношения. «При всей сдержанности Андропова, я ощущал его доброе отношение, даже когда, сердясь, он высказывал в мой адрес замечания», – пишет в книге своих воспоминаний М. С. Горбачев.

С симпатией к Горбачеву относился и «серый кардинал» брежневского Политбюро М. А. Суслов.

«Дорогу в Москву» для Горбачева открыла неожиданная смерть его давнего покровителя, Ф. Д. Кулакова, отвечавшего в Политбюро за сельское хозяйство. По инициативе Ю. В. Андропова, 17 сентября 1978, на железнодорожной станции Минеральные Воды состоялась так называемая встреча «четырех генсеков» – действующего партийного лидера, Л. И. Брежнева, ехавшего на поезде в отпуск, и трех будущих генсеков – Ю. В. Андропова, находившегося на отдыхе в Железноводске; К. У. Черненко и главы Ставропольского края – М. С. Горбачева. Как вспоминал Горбачев, фактически эта встреча была «смотрины» Горбачева как потенциального кандидата на перевод в Москву на ставшее вакантным после смерти Кулакова место секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству. 27 ноября 1978 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев был избран секретарем ЦК, а уже через год, 27 ноября 1979 г. становится кандидатом в члены Политбюро; а год спустя (21 октября 1980 г.) – членом Политбюро ЦК КПСС, сделав таким образом стремительную партийную карьеру в Москве.

Горбачев отличался исключительной работоспособностью, исполнительностью, а также прирожденной ловкостью в аппаратных интригах. Колоссальное природное обаяние Горбачева, его неиссякаемое красноречие, кипучая энергия, удивительная, по меркам брежневского политбюро, молодость, способствовали дальнейшему продвижению Горбачева по служебной лестнице. Многолетний успешный альянс с Андроповым также сыграл немалую роль в карьере будущего генсека.

Следует отметить, что в 1984 году, до прихода к власти Горбачёва, СССР экономически был более устойчив, чем любая страна Запада и от гонки вооружений лихорадило не экономику СССР, а экономику США, которые уже не в состоянии были двигаться вперёд

Наша страна динамично развивалась, опережая все страны мира. Запад показал своё преимущество только в идеологической борьбе, в умении манипулировать сознанием не только своих граждан, но и граждан других стран. В хозяйственном строительстве, в экономическом и культурном развитии СССР явно и однозначно опережал Запад.

За три пятилетки в период с 1966 по 1980 годы в эпоху Брежнева был кардинально обновлён жилищный фонд страны. Было построено 1,6 млрд. кв. метров жилья, то есть 44% от всего жилья, что имелось в СССР к 1980 г. Новое жильё получили 161 млн. человек — за три пятилетки. Если бы не эти колоссальные вложения, жилищный фонд РФ в 90-е годы просто рухнул бы, ветхие дома не пережили бы реформу, которая оставила жильё страны без капитального ремонта.

В период с 1918 по 1928 годы построено и запущено в эксплуатацию 2200, а за период с 1929 по первое полугодие 1941 годов — 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Даже во время Великой Отечественной войны 1941−1945 годов СССР построил 3500 крупных промышленных предприятий, а после войны в районах, освобождённых Красной Армией от оккупантов, было восстановлено 7500 разрушенных во время войны крупных предприятий.

В восьмой пятилетке за период с 1966 по 1970 гг. было построено 1900 крупных промышленных предприятий. В число последних вошли Волжский автомобильный завод (ВАЗ), Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Красноярская ГЭС, первые участки Тюменского нефтегазодобывающего комплекса.

Только за восьмую пятилетку валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход — на 45%, продукция промышленности выросла на 50%.

К концу 1960-х годов СССР обогнал США по добыче угля, железной руды, производству цемента, тепловозов, тракторов, зерноуборочных комбайнов и других видов промышленной продукции. Примерно такие же темпы роста сохранялись и в девятой пятилетке.

В 1984 году М. С. Горбачёв принял великую страну.


МНЕНИЯ


№1

Анализ процессов управления народным хозяйством при Горбачеве показал, что это были шаги по развалу СССР.


Основные недостатки в управлении народным хозяйством заключались в непродуманности, хаотичности принимаемых решений, хотя это и проходило под лозунгом «Перестройка». В соответствии с этим в новой редакции программы КПСС говорились правильные, но общие слова о всестороннем совершенствовании социализма, основанном на ускорении социально-экономического развития страны. Но это были только лозунги.

    М. С. Горбачев на пленуме в общих чертах сформулировал основные цели перестройки:
  • решительное преодоление застойных процессов;
  • слом механизма торможения;
  • создание надежного механизма ускорения социально-экономического развития советского общества, опираясь на достижения научно-технической революции и плановой экономикой.

Это были хорошие лозунги, но они не содержали планы реальных действий, не учитывали основных особенностей советской экономики.

    Для повышения обеспечения перестройки предполагалось проведение целого ряда непродуманных мероприятий:
  • Повысить самостоятельности государственных предприятий.
  • Развивать частную инициативу.
  • Привлечение иностранных инвестиций.
  • Принятие Закона об индивидуальной трудовой деятельности. Однако при этом существовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».
  • Принятие Закона о государственном предприятии (объединении).

Развал Варшавского договора.

Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Целями договора провозглашались: обеспечение безопасности стран – участниц Договора и поддержание мира в Европе. Декларировался сугубо оборонительный характер Варшавского договора, который предусматривал оказание немедленной помощи всеми средствами, включая применение вооруженной силы, в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств-участников Договора.

Подписание соответствующих документов об упразднении военных структур Варшавского договора произошло 31 марта 1991 года. Подписи под документом поставили министры обороны стран-участниц. Протокол о полном прекращении действия Договора был подписан 1 июля 1991 года в Праге. Михаил Горбачев туда не приехал.

Развал Советского Союза и распад Варшавского договора происходили под лозунгами – «кого нам бояться, на нас никто не нападает» и «никаких врагов у нас не осталось».

Разрушение Варшавского договора создало гораздо менее стабильную обстановку в Европе, привело к череде военных конфликтов. «Некоторые страны в полной мере вкусили плоды этого – к примеру, Югославия, которой теперь просто нет на карте мира», – сказал «Парламентской газете» Дмитрий Новиков. – «Вне всякого сомнения, вина в разрушении Варшавского договора, как собственно и Советского Союза, лежит на Михаиле Горбачеве.

Предпосылки перестройки

По мнению некоторых российских историков, процесс глобального реформирования общества был «запущен» еще в эпоху управления страной Ю. В. Андроповым.

Он протекал следующим образом:

  • 1983 год – М. С. Горбачеву и Н. И. Рыжкову было дано задание подготовить проект экономических (хозяйственных) реформ; в этом же году начался эксперимент по переводу ряда предприятий на систему принципиально нового хозрасчета (зависимость зарплаты от прибыли предприятия и от рентабельности продукции);
  • 1984 год – Ю. В. Андропов запланировал проведение пленума по вопросам научно-технической политики и расширения научных связей, что позволило бы перейти от экстенсивной политики к интенсивной.

Одна из самых знаменитых реформ Горбачёва — так называемый «сухой закон», который вступил в силу в 1985 году с выходом Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». Благодаря ему:

  • цены на алкогольную продукцию поднялись на 45%;
  • уменьшилось количество торгующих алкоголем магазинов;
  • при покупке алкоголя одному человеку отпускали по одной бутылке. На свадьбу или поминки можно было взять 10 бутылок, предъявив соответствующие документы;
  • площадь виноградников в СССР сократилась на 30%;
  • в магазинах исчез сахар из-за массового самогоноварения, на продукт были введены карточки;
  • увеличилась продолжительность жизни населения;
  • уменьшилось количество преступлений, совершённых на почве алкоголизма.

Итоги внешней политики при Горбачёве характеризуются:

  • ослаблением международной напряжённости;
  • развалом биполярной системы международных отношений;
  • реальной ликвидацией целых классов ядерного оружия, прекращением гонки вооружений и концом холодной войны.

Также Горбачёв принимал жёсткие меры по локализации национальных конфликтов. В частности:

  • был разогнан националистический митинг молодёжи в Алма-Ате в 1986 году;
  • были введены войска в Баку против «Народного фронта Азербайджана» в 1990 году;
  • была разогнана демонстрация в Грузии в 1989 году;
  • было активное противодействие сепаратистским устремлениям прибалтийских республик, а затем признание 6 сентября 1991 года их независимости от СССР.

Правление Горбачёва характеризовалось локальными национальными конфликтами. Советская власть жёстко на них реагировала.

  • — В декабре 1986 года в Алма-Ате вспыхнул националистический митинг молодёжи. Его разогнали. Поводом для конфликта послужило снятие с должности. По официальным данным, во время столкновений погибло 2 человека, более 200 получили ранения. Около тысячи митингующих арестованы.

  • — В августе 1987 года обострился Карабахский конфликт. Пытаясь его сгладить, Горбачёв отправил туда батальон мотопехоты 160-го полка внутренних войск МВД СССР.

  • — Вспыхнули конфликты в Южной Осетии, Тбилиси, Ереване, Приднестровье, Баку, Прибалтике. Власть жёстко подавляла бунты. Только в Баку погибло более сотни человек.

До 1917 года кооперативы принадлежали только монопольному сектору, а их нахождение в частном капитале было запрещено. В результате экономика страны ухудшилась. В 20-х годах был введен НЭП, в результате чего гражданам было дано право создавать потребительские кооперативы. Благодаря этому стабилизировалась экономика.

Во времена коллективизации появились контролируемые государством колхозы. По сути, они являлись промысловыми кооперациями. В середине 50-х годов понятие «кооперация» исчезло, а хозяйства стали частью государственной системы.

В советский период, во время перестройки происходили различные события, которые перекроили экономику страны. Дата принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 года) по праву считается одним из ярких событий в этот период – люди получили возможность занятия дополнительной работой в свободные часы.

Важная особенность этого закона – разрешение свободно работать. Также у людей появилась возможность создания производственных кооперативов, где не использовался наемный труд.

Как бы это ни звучало странно, но принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» не помешало советской власти влиять на кооперативы. Большинство государственных деятелей воспринимали в штыки законность частного сектора экономики.

В конце 1988 года был принят закон «О правилах налогообложения участников кооператива». Также в год принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» было введено понятие «сверхдоход» – доход более двух средних месячных зарплат (эта сумма изымалась у гражданина).

Немного позже приняли постановление «О кооперациях» (в результате его принятия права лиц, занимающихся предпринимательством, уменьшились). При этом стала считаться по праву историческим событием дата принятия законодательного акта, регулирующего индивидуальный труд.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года — введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — закон № 422-ФЗ).

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года — введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога — учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.

Недостатки и преимущества закона

Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.

Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось «крышевания» — способ облагать данью предпринимателей.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...