Обзор профстандартов в отрасли социального обслуживания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор профстандартов в отрасли социального обслуживания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.

Специалист по социальной работе

Главный разработчик Стандарта — Российский государственный социальный университет, для участия в создании привлекались учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области, а также Институт переподготовки и повышения квалификации Департамента соцзащиты населения Москвы и Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области соцработы.

Утвержден Приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н.

Основной целью профессиональной деятельности в рамках данного Стандарта является «оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки». И этот Стандарт устарел — в действующем законодательстве о соцобслуживании понятия «трудная жизненная ситуация» уже нет.

Здесь мы видим две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения; 2) деятельность по планированию организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. Данные функции отличаются друг от друга по требуемому уровню квалификации работника: для первой обозначен 6-й уровень, а для второй — 7-й. В связи с этим и должность для второй функции — не только непосредственно специалист по социальной работе, но еще и заведующий отделением (отделом). В отношении второй функции есть требование по наличию опыта практической работы — не менее трех лет. А вот требование по наличию образования и особые условия допуска к работе у обеих функций одинаковые: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности и отсутствие медицинских противопоказаний. Также отметим, что требований об отсутствии у работника судимости в данном Стандарте не содержится.

Специалист по работе с семьей

Этот Стандарт разработан опять же Московским городским психолого-педагогическим университетом с привлечением восьми других НИИ, вузов и учебно-методических центров.

Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 683н.

В Стандарт входят две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности.

Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования по профилю профессиональной деятельности (рекомендуется еще пройти обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки), при этом во второй функции высшее образование не должно ограничиваться только бакалавриатом, а также отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2). Требование о наличии опыта практической работы не предъявляется ни в одной из обобщенных функций.

Первая обобщенная функция включает в себя три трудовые функции, вторая — шесть. Например, для разработки социальных проектов и внедрения их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе (входит в состав второй обобщенной функции) работник должен осуществлять 18 трудовых действий (от диагностики социальных условий жизни детей в разных семьях до организации взаимопомощи специалистов при работе с разными типами семей), обладать 12 умениями (от проведения диагностики до консультирования у специалистов) и владеть 8 видами знаний (от основ и принципов развития институтов современного гражданского общества до методов и технологий управления социальными рисками).

С 2008 года Центром социального маркетинга была выявлена тенденция увеличения спроса на высококвалифицированных специалистов.

Работодателю достаточно сложно было проводить аттестацию рабочих мест до тех пор, пока не появился профессиональный стандарт социального работника в социальной сфере. Это особенно актуально было для организаций, не имеющих достаточного опыта, где часто возникали конфликтные ситуации между руководителем и сотрудниками. Заканчивались они, как правило, судебными разбирательствами.

За 2001 год судами общей юрисдикции было рассмотрено больше 864 тысяч трудовых споров.

Стандарт профессиональной деятельности социального работника дает возможность избегать многих проблем, включая и оценку качества работы сотрудников. После его разработки существенно снизилось количество разбирательств, связанных с квалификацией.

Профессиональный стандарт социального работника значительно упрощает процедуру присвоения квалификации сотрудникам этой сферы деятельности.

Например, в европейских странах уже есть положительный опыт введения подобных норм. Это существенно упростило процедуру принятия на работу, увеличило шансы квалифицированных специалистов получить высокооплачиваемое рабочее место.

Общая трудовая функция

Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.

В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.

Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:

  • определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
  • покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
  • помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
  • приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
  • для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
  • сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.

Профстандарт социального работника

Данный документ утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.

Трудовая функция одна — оказание социальных услуг. Выполнять ее должен сотрудник, имеющий 4 уровень квалификации. Такой уровень квалификации, согласно приказу Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, предполагает наличие у работника либо среднего специального образования, либо среднего общего с прохождением обучающей стажировки на рабочем месте. Опыта работы не требуется.

Также профстандарт соцработника содержит требование о прохождении курсов по оказанию первой помощи. Особыми условиями допуска к социальной работе названы отсутствие судимости на момент устройства на работу или в прошлом и прохождение периодических медосмотров.

Применение профессионального стандарта социального работника не является обязательным для работодателя и не может служить поводом для увольнения сотрудника, не подпадающего под критерии стандарта. При этом данный профстандарт вполне может служить ориентиром при разработке кадровой политики организации и управлении персоналом.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2021 года.

В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.

Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.

А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита. Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата. Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.

Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии. Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.

Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.

При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.

Справка

  • при определении критериев оценки при аттестации работников;
  • при разработке, формировании кадровой политики организации, а также ;
  • при установлении критериев, систем оплаты.
  • для определения и описания трудовых функций при заключении договоров;
  • при разработке эффективных программ обучения;
  • при разработке инструкций, регулирующих должностные обязанности;

Обновление профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»

Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.

В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.

Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:

  • определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
  • покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
  • помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
  • приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
  • для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
  • сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.

Профстандарт, созданный для сотрудников социальной сферы, позволяет регламентировать их деятельность. Учитывая, что в подобном документе перечисляются все основные трудовые функции работников, существенно снижается количество конфликтных ситуаций с клиентами. Для этого подобные стандарты и создаются.

При полном соблюдении всех требований, указанных в этом нормативном документе, клиент получает гарантированное качественное обслуживание со стороны социальных служб, а сам сотрудник может рассчитывать на повышение квалификации, а также на существенный рост заработной платы.

Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.

Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Пример использования профстандартов в рекомендательных целях

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2020 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.

/A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/

Требования к образованию и обучению

  1. Высшее образование — бакалавриат или
  2. Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
  3. Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
  • Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.

Особые условия допуска к работе

  • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.

Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.

Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.

Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.

Новая система оценивания для учителей

Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

Особенности оформления отчета ЕФС-1

Начиная с 2023 года бланк отчета ЕФС-1 оформляется на бумаге или в электронном виде (п. 1.14 Постановления № 246п). Отчет на бумажном носителе составляется с использованием шариковой синей, фиолетовой или черной ручки или печатными буквами на ПК (без помарок, сокращений и исправлений).

Форма ЕФС-1 заверяется печатью юрлица и удостоверяется подписью страхователя – руководителя юрлица (организации) или его уполномоченного представителя. При этом, если страхователь не является юрлицом, этот отчет обязательно подписывается таким лицом, а печать на нем ставится при наличии.

Подраздел 1 разд. 1 формы ЕФС-1 подлежит обязательному заполнению при оформлении подразд. 1.1, 1.2, 1.3 раздела 1.

Подразделы 2.1, 2.3 разд. 2 оформляются всеми руководителями организаций (ИП) – страхователями. Подразделы 2.1.1 и 2.2 подлежат оформлению только при наличии соответствующих показателей.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...