Авторское право и смежные права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторское право и смежные права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

произведения литературные;драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;хореографические, пантомимы;музыкальные с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле-фильмы);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Границы исключительных авторских прав

1. Условия ограничения исключительных авторских прав

Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые ст. ст. 17 — 26 ЗоАП.

Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения. Возможны различные основания подобного использования при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работодателей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграждение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.

Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедшего к третьему лицу («собственнику»). У автора сохраняется лишь право на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а также право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи произведения, именуемое правом следования.

Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его «собственника» предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом, путем снятия авторской копии. При этом от «собственника» нельзя требовать доставки произведения автору.

Право следования означает право автора на получение вознаграждения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права собственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п. При этом перепродажа порождает право на вознаграждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. В этом случае автор вправе получить от продавца вознаграждение в размере 5% от продажной цены. Это право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.

По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

Под ним понимаются права авторов на создание и использование творческих продуктов. К ним относят:

  • любые литературные произведения;
  • результаты научных изысканий, разработок и исследований;
  • музыкальные и музыкально-текстовые композиции;
  • театральные и хореографические постановки;
  • живописные произведения, графические изображения, фотоснимки;
  • дизайнерские проекты;
  • электронные базы данных, программное обеспечение;
  • иные результаты творческого процесса.

Авторы обладают эксклюзивными полномочиями на перечисленные результаты творческого труда. Они самостоятельно определяют, кто, как и когда может их использовать.

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права — соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить — субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение. Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта. Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

Понятие, объекты, субъекты авторских прав. Соавторство и его виды

1.

В состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.

Если в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами или учредительными документами хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива для вступления наследника в хозяйственное товарищество или производственный кооператив либо для перехода к наследнику доли в уставном капитале хозяйственного общества требуется согласие остальных участников товарищества или общества либо членов кооператива и в таком согласии наследнику отказано, он вправе получить от хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива действительную стоимость унаследованной доли (пая) либо соответствующую ей часть имущества в порядке, предусмотренном применительно к указанному случаю правилами настоящего Кодекса, других законов или учредительными документами соответствующего юридического лица.

В состав наследства вкладчика товарищества на вере входит его доля в складочном капитале этого товарищества. Наследник, к которому перешла эта доля, становится вкладчиком товарищества на вере.

В состав наследства участника акционерного общества входят принадлежавшие ему акции. Наследники, к которым перешли эти акции, становятся участниками акционерного общества.

В состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай. Наследник члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива имеет право быть принятым в члены соответствующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в члены кооператива.

Решение вопроса о том, кто из наследников может быть принят в члены потребительского кооператива в случае, когда пай наследодателя перешел к нескольким наследникам, а также порядок, способы и сроки выплаты наследникам, не ставшим членами кооператива, причитающихся им сумм или выдачи вместо них имущества в натуре определяются законодательством о потребительских кооперативах и учредительными документами соответствующего кооператива.

Наследник, который на день открытия наследства зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, или коммерческая организация, которая является наследником по завещанию, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли входящего в состав наследства предприятия (статья 132) с соблюдением правил статьи 1170 настоящего Кодекса. В случае, когда никто из наследников не имеет указанного преимущественного права или не воспользовался им, предприятие, входящее в состав наследства, разделу не подлежит и поступает в общую долевую собственность наследников в соответствии с причитающимися им наследственными долями, если иное не предусмотрено соглашением наследников, принявших наследство, в состав которого входит предприятие. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.

2.

Авторское право — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведенийнауки,литературыилиискусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМибазы данныхтакже охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

К объектам авторских прав относятся:

§ производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

§ составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права.

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.

Любая творческая деятельность может приносить свои неплохие доходы. Но, очень часто находятся люди, выдающие чужие произведения или их часть за свои или которые занимаются распространением контрафактной продукции, что приносит им очень большую прибыль. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Лёгкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с начала века, ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 60 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов). По данным компании «Майкрософт», только от недополученных налоговых поступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются гражданские, авторские и смежные права, а также права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности и права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Объектом данного исследования является авторское право и общественные отношения, возникающие в процессе его регулирования и охраны.

Предметом исследования послужило установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий, а также нормативные правовые акты, определяющие правоотношения в области авторского права.

Цель работы – анализ авторского права.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Дать понятие и определить функции авторского права.

2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России.

3. Определить субъекты авторского права.

4. Изучить объекты авторского права.

5. Проанализировать личные неимущественные авторские права.

6. Рассмотреть исключительное право на произведение.

7. Показать иные права на произведение.

Методологическую основу исследования составляют такие традиционно используемые общенаучные методы познания как метод системного анализа, синтеза, сравнения, исторический, описательный, законы формальной логики, а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких учёных-юристов, как Е.А. Моргуновой, И.В. Свечниковой, В.А. Белова, Э.П. Гаврилова, В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова, В.А. Дозорцева и др.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, нормативные правовые акты гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие авторское право.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут найти применение в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по данной теме.

Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)
  3. «Всемирная конвенция об авторском праве» (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) (вместе со «Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года)» (последние изменения произошли 26.04.2007))
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  6. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.
  7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)» // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, № 29, ст. 3046/
  8. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  9. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  10. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 — 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  12. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  13. Гражданское право. Том I / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  15. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  16. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  17. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.
  18. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.
  19. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  20. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

Возможна ли передача личных авторских прав?

Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых — они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами — выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

Авторские права: правоприменительная практика

Интересно будет рассмотреть то, каким образом должна осуществляться корректная реализация принципов авторского права, установленных российским законодательством.

Как мы уже отметили выше, личный аспект авторских прав нельзя передать по договору или каким-либо другим образом. Поэтому создатель творческого продукта в любом случае, как отмечают российские юристы, вправе требовать указания своего имени или псевдонима при использовании соответствующего произведения, к примеру, в коммерческих целях. Например, если дизайнер, находящийся в статусе физического лица, разработал прототип веб-сайта, то данный продукт попадает под защиту законодательством об авторских правах. Следовательно, компания-заказчик, несмотря на то, что приобрела у исполнителя исключительные права на коммерческое использование творческого продукта, по закону должна указать, в свою очередь, в нижней части сайта сведения об исполнителе, чья концепция дизайна используется.

Когда возникает авторское право

Авторское право на произведения искусства, науки и литературы, возникают в момент его создания, в независимости его обнародования.

Создание произведения, вытекает в последующем его обретении объективной формы. К примеру, в виде заметок, примечаний, записей. В целом при создании произведения, для возникновения авторских прав не требуется регистрация произведения или выполнение других формальностей.

При этом, законодательство предоставляет возможность добровольно зарегистрировать авторство на свое произведения, во избежание возможных споров относительно прав на авторство.

На будущее, во избежание любых возможных проблем с правом на авторство, соблюдайте несколько условий:

  1. Необходимо сохранить факты, доказательства вашей творческой деятельности (черновики, записи, первые образцы работ, примечания, собранные материалы).
  2. Закрепите временный приоритет для обладания определенным конкретным объектом.

Выделим два вида авторского права

  1. Личные неимущественные права.

Такие авторские права, недопустимы к передаче или отчуждению. Другими словами, осуществлять любые процессы относительно определенных произведений имеет право лишь автор.

Следует учесть, что также запрещается передача для использования третьим лицам. Главное назначение личных неимущественных прав обеспечить гарантией признания автора создателем произведения. А также предоставление возможности использования авторского произведения по личному усмотрению автора. К этой категории относятся следующие виды прав:

  • Право на авторство
  • Право на имя
  • Право на публикацию, обнародование
  • Право на отзыв решения о публикации, обнародовании
  • Право на защиту репутации автора произведения
  1. Имущественные авторские права

Главным назначением этих прав является предоставление возможности получения финансовой выгоды от использования авторским произведением непосредственно автору и его правопреемникам. Имущественные права допустимы к передаче третьим лицам и наследованию. Здесь, мы можем разделить имущественные права, на несколько групп:

  • Исключительные права, предоставляющие возможность контроля над многочисленными способами использования авторских прав на произведение. Простыми словами вы можете разрешить или напротив запретить использование интеллектуальной собственности.
  • Право на получение вознаграждения, то есть право получить преимущественно дополнительное вознаграждение, поскольку используется произведение автора, предусматривается законодательно.

Что такое смежные права, легче всего пояснить на наглядном примере. Чаще всего этот вид правовой охраны предоставляется музыкальным исполнениям. Возникновение смежных прав при этом происходит по следующей схеме:

  1. Музыкант придумал новую мелодию и слова для нее, зафиксировал музыку в виде нотной записи, наиграл на синтезаторе или напел на диктофон, сохранил на электронном носителе информации. С этого момента у него возникает авторское право на эту музыку. Если слова для песни сочинил другой поэт, то авторские права на текст принадлежат ему, а у песни в целом есть 2 соавтора – композитор и поэт-песенник.
  2. Автор песни предложил напеть ее знакомому певцу и ему понравилось такое исполнение. Он разрешил исполнять эту песню. Но у певца тоже есть уникальное исполнительное мастерство, присущее только ему. У него возникает исполнительское право. Благодаря уникальной манере исполнения песня становится популярной среди широкой публики. Это выгодно как автору песни, так и исполнителю, так как позволяет извлечь экономическую выгоду. Другой певец может спеть эту песню на свой манер, но его исполнение не будет таким популярным.
  3. Для того, чтобы распространять песню, нужно сделать ее запись (или фонограмму). Изготовление фонограммы – это тоже творческий процесс. Изготовитель фонограммы использует свое специальное звукозаписывающее оборудование, устанавливает уровень записи звука, настраивает микрофон, эффекты, использует многоканальную или одноканальную технику записи, накладывает вставки. Поэтому права на фонограмму принадлежат ему.

Особенности смежных прав

Смежные права характеризуются следующими особенностями:

  • Объекты смежных прав в некоторых случаях создаются без использования произведений, которые охраняются авторским правом (фонограммы звуков природы, исполнение народных песен, не имеющих автора).
  • Смежные права, как и авторские, распространяются на объекты, которые имеют нематериальный характер. Если продан носитель, на котором записана фонограмма, то это не значит, что переданы исключительные права на ее использование. Они не зависят от права собственности на вещь.
  • Смежные права обладают оборотоспособностью. Юридически грамотная передача прав может производиться только на договорной основе.

Депонирование объектов авторских и смежных прав

Объект смежных прав может являться самостоятельным произведением, если получено разрешение от автора. Авторские права возникают в момент создания произведения, та же норма применима и к смежным правам. Но если исполнение не было вовремя записано, или был утерян, поврежден материальный носитель, то возникнут проблемы для реализации исключительных прав.

Поэтому в качестве дополнительной юридической защиты может использоваться депонирование – передача на хранение экземпляра произведения в независимую организацию, занимающуюся коллективным управлением авторских и смежных прав на основании статьи 1242 Гражданского кодекса. При депонировании фиксируется информация об авторе и правообладателе, а также дата регистрации произведения. Свидетельство о депонировании действует на территории всех стран мира, поддерживающих Бернскую конвенцию, в течение срока охраны, предусмотренного национальным законодательством.

Наша компания IPbrand сотрудничает с одним из старейших авторских обществ в России – РАО «Копирус». Регистрация произведений происходит онлайн, без личного посещения депозитария.

Узнать подробнее о процедуре депонирования и о ее стоимости.

Возникновение смежных прав можно отнести к послевоенному периоду (Первая мировая война). В этот период развивались новые технологии, способствующие появлению кино, радио, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет. Смежные права – один из видов интеллектуальной собственности, при котором правовой охраной обеспечиваются определенные объекты (ГК РФ, ст. 1304).

Выделяют следующие объекты смежных прав:

  • Исполнительская деятельность певцов, музыкантов, режиссеров, актеров, дирижеров и прочих исполнителей.
  • Фонограммы любых звуков, даже не являющихся авторским произведением, например запись пения птиц или народной песни; передачи кабельного или эфирного телевидения.
  • Произведения литературы, музыки или науки после их опубликования.
  • Базы данных.

Исходя из этого, можно выделить следующие субъекты, чья деятельность защищается законодательством РФ:

  • Исполнители (певцы, актеры, музыканты).
  • Производители фонограмм.
  • Компании, осуществляющие эфирное или кабельное вещание.
  • Издатели художественной, научной и прочей литературы.
  • Создатели баз данных (под эту категорию попадают производители любого компьютерного софта).
  1. Любой создать уникального произведения искусства, программы, их законные правопреемники либо представители работодателя могут обладать исключительными права на авторство, если эти права будут переданы на основании договорных обязательств.
  2. Субъектами интеллектуального права могут быть и физические лица – граждане, и юридические – организации или компании, которые приобрели у автора его исключительные права на владение и распоряжение созданной вещи. К юридическим правообладателям можно отнести издательства, которые выкупают (АП) у его литературного создателя, либо компании аудиозаписи, которые создают фонограммы по мотивам литературного либо музыкального произведения.
  3. Право на совместно созданное произведение искусства либо технического средства. Если объект интеллектуального права был создан несколькими физическими лицами, и оно воспринимается как единое целое, или состоящее из нескольких самостоятельных частей, все части которого могут быть использованы вне зависимости друг от друга, то и такой объект относят к (АП). Этот вид может различаться по методу использования, как всего предмета, так и его раздельных частей.
  4. Авторство на составной предмет права. Автор имеет возможность защищать свои интересы по подборке и расположению нужных для составления альбома, альманаха материалов других авторов, этот труд относят к творчеству, и он также защищается Законом, но при неизбежном соблюдении (АП) самого создателя используемого в альбоме произведения.
  5. Авторство на производные произведения искусства. К ним относят разработчиков аранжировки произведений, переводчиков с иностранных языков, и других физических лиц, занимающихся обработкой уже созданных произведений. К этим лицам могут возникнуть требования на соблюдение прав автора первоисточника, а при нарушении этих охраняемых законом прав к ним могут быть применены штрафные санкции.
  6. Правопреемники (АП). К этой группе субъектов могут относиться как наследники самого автора, так и юридические компании, которым автор на основании заключенного договора передал свои права на авторство.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...