Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ
Ответственность по ст. 143 УК РФ касается трёх разных ситуаций.
- Когда нарушение в рамках действующего законодательства и других правил совершило лицо, обязанное, согласно кадровой инструкции, следить за их соблюдением. Важно, что уголовная ответственность наступает тогда, когда по неосторожности был причинён тяжкий вред здоровью работника.
Штрафы или иные наказания, предусмотренные в этом случае, составят:
- 400 000 рублей. Другой вариант — эквивалент зарплаты (могут вычесть и из других доходов) на период до 18 месяцев.
- От 180 до 240 часов обязательных работ. Наказание может быть заменено на 24 месяца исправительных работ или же до 12 месяцев принудительных — по решению суда.
- Тюремное заключение на сроки, аналогичные тем, что указаны в предыдущих пунктах. При этом наказание сопровождается запретом занимать ту или иную должность, а иногда и заниматься определённым видом деятельности на неопределённый срок или же до 12 месяцев.
- Когда грубое нарушение правил охраны труда стало причиной смерти человека (работника). В таком случае наказание может представлять собой принудительные работы (срок — до четырёх лет) или тюремный срок на тот же период. При этом параллельно для усиления наказания могут быть применены запреты на занятие должности или определённую деятельность.
- Когда имели место действия, описанные в первой части вышеназванной статьи УК РФ, которые привели к гибели двух и более человек. Главная особенность — действия по неосторожности. При этом наказание может быть таким:
- Срок до пяти лет (лишение свободы) с одновременным запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Усиливающую меру применяют не всегда.
- Назначение принудительных работ на срок до пяти лет.
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В связи с чем, соблюдение правил охраны труда является одним из наиболее актуальных направлений деятельности правоохранительных органов России, и прокуратуры в том числе.
Действующим законодательством установлена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.
Часть 1 статья 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. За совершение данного преступления, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
Часть 2 статьи 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека и влечет за собой наказание в виде принудительных работ на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Необходимо отметить, что ч.2 ст.143 УК РФ в действующей редакции, в качестве максимального наказания предусматривает лишением свободы на срок до четырех лет, тогда как в предыдущей редакции санкция данной статьи предусматривала более мягкое наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, что свидетельствует о наличии тенденции к ужесточению наказания за совершение преступлений в сфере охраны труда.
Предусмотренная ст.143 УК РФ ответственность за нарушения правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.
При этом субъектами названных преступлений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Ответственность по ст.143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
Если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в ст.143 УК РФ, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное рассматривается как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.
Прокуратурой г. Кушвы во исполнение распоряжения прокуратуры Свердловской области в период 2012-2013 г.г. проведены проверки на предмет соблюдения требовании охраны труда значительного числа юридических лиц, расположенных на поднадзорной территории. По результатам проверок в отношении виновных лиц приняты меры прокурорского реагирования, в том числе направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве. Во исполнение распоряжения прокуратуры Свердловской области в 2014 году также будут проведены проверки соблюдения требовании охраны труда в деятельности работодателей, расположенных на поднадзорной территории.
Помощник прокурора г. Кушвы
юрист 3 класса Смирнов С.А.
Второй комментарий к Ст. 143 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является конституционное право граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).
2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 анализируемой статьи, заключается в действии (бездействии) — нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если указанные действия (бездействия) повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека, и причинной связи между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо установить, какие конкретные правила по технике безопасности или иные правила охраны труда были нарушены.
В соответствии с Примечанием к ст. 143 УК под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Правила по технике безопасности, а также иные правила охраны труда устанавливаются Трудовым кодексом РФ, а также правительством, министерствами и ведомствами (как самостоятельно, так и по согласованию с профсоюзами).
Для квалификации деяния по ч. 1 (или ч.2) требуется фактическое наступление указанных в них последствий.
При рассмотрении дела как по ч. 1, так и по ч. 2 ст. 143 УК РФ суд обязан тщательно и всесторонне исследовать наличие причинной связи между названными нарушениями правил охраны труда и наступившими вредными последствиями (см.: Постановление Пленума Верховного Cуда РФ от 23 апреля 1991 г. № 1 «О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» с послед. изм.).
3. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, являются лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил.
4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 143 УК, характеризуется неосторожным отношением виновного (неосторожной виной как в форме легкомыслия, так и в форме небрежности) к наступлению вредных последствий нарушения правил охраны труда.
5. В ч. 2 ст. 143 УК установлена ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека.
6. Часть 3 устанавливает ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 или ч. 2 настоящей статьи повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Объективная сторона преступления включает в себя:
деяние в форме действия или бездействия, заключающееся в нарушении требований охраны труда;
общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления), смерти работника (в квалифицированном составе с отягчающими обстоятельствами) или смерти двух или более лиц в особо квалифицированном составе;
причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.
Под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Под охраной труда следует понимать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).
Объективную сторону нарушения требований охраны труда образуют действие или бездействие субъектов, которые отступают от общих отраслевых или локальных норм, обеспечивающих безопасность труда работников. Это может быть, например, не проведение инструктажа о соблюдении правил техники безопасности; допуск к работе на неисправном оборудовании, нарушение технологического процесса, не обеспечение специальными средствами защиты и др.
Учитывая, что диспозиция ст. 143 УК РФ бланкетная, поэтому для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие требования охраны труда при выполнении конкретных работ.
По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены требования безопасности. Если нарушение этих требований (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ.
Следует иметь в виду, что предусмотренная законом ответственность за нарушения требований охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.
Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.
В ряде случаев объективная сторона состава преступления образуется серией или системой действий нескольких различных субъектов. Так, например, при работе в шахте каждая из бригад последовательно не принимала мер к снижению уровня метана после смены. Критическая точка концентрации газа и взрыв последовали после действий членов последней бригады, которая погибла при взрыве.
В этом и подобных случаях возникает вопрос о наличии состава преступления в действиях (бездействии) лиц, которые ранее не предпринимали необходимых мер, что создавало условия для совершения преступного деяния на заключительном этапе. С нашей точки зрения, в таких ситуациях лица, создававшие условия, уголовной ответственности не подлежат, поскольку отсутствует прямая и непосредственная причинная связь между их деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Другой комментарий к статье 143 Уголовного Кодекса РФ
1. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного определенным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. В числе юридических гарантий права на труд и различных условий, связанных с ним, важное место отводится его уголовно-правовой охране. Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, и для признания состава преступления необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены. При этом суд обязан сослаться на конкретные пункты соответствующих правил, нарушение которых повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Правила по технике безопасности, как и иные правила охраны труда, устанавливаются правительством, министерствами и ведомствами (как самостоятельно, так и по согласованию с профсоюзами). Нарушение правил техники безопасности может выразиться, например, в том, что не проведен инструктаж, не установлены различного рода ограждения; женщины или несовершеннолетние допущены к работам, которые в силу специальных правил охраны их труда им запрещено выполнять. Рассматриваемая норма УК РФ указывает на два непосредственных объекта посягательства. Основной непосредственный объект составляют общественные отношения, обеспечивающие правила охраны труда, в том числе и правила техники безопасности. Дополнительный непосредственный объект — здоровье человека или его жизнь. Потерпевшими могут быть как работники предприятия, так и иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством. Если же в результате нарушения правил охраны труда и техники безопасности вред причиняется здоровью иных граждан, то виновные в зависимости от характера преступных деяний несут уголовную ответственность по статьям о должностных преступлениях или преступлениях против личности.
2. Объективная сторона преступления представлена тремя обязательными признаками: деяние в форме нарушения (действие или бездействие) правил техники безопасности или иных правил охраны труда; наступившие последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека; причинная связь между нарушением и наступившими последствиями. Состав преступления по конструкции — материальный. Вместе с тем он имеет специфику. Нарушение техники безопасности и других правил охраны труда, не повлекшее причинение указанных в законе последствий, не образует состава покушения, так как оно не входит в предмет уголовно-правового регулирования.
3. Уголовная ответственность, возложенная за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда на лиц, которые обязаны эти правила соблюдать, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работали.
Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека. В каждом конкретном случае обязательным является проведение судебно-медицинской экспертизы для определения тяжести телесных повреждений.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожным отношением виновного (в виде легкомыслия или небрежности) к причинению тяжкого вреда здоровью человека. Нарушение вышеуказанных правил может быть продиктовано различными мотивами: карьеризмом, недоброжелательностью, ленью, стремлением скрыть плохую организацию труда и т.д. На квалификацию преступления они не влияют.
Если будет доказано, что виновный имел умысел на наступление указанных последствий, речь должна идти об ответственности за умышленные преступления против жизни и здоровья человека. Вместе с тем в теории уголовного права высказана точка зрения о двойной форме вины в данном преступлении. На наш взгляд, в данном случае речь идет о неосторожном преступлении.
5. Субъект данного преступления — специальный. Им является лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению правил безопасности и иных правил охраны труда на соответствующем участке работы или контролю за их выполнением.
6. В ч. 2 ст. 143 предусмотрен один квалифицирующий признак — неосторожное причинение смерти человеку, которое должно находиться в причинной связи с нарушением правил охраны труда.
Дисциплинарные нарушения и ответственность за них
Дисциплинарные взыскания могут налагаться на руководителей предприятий и организаций или специалистов, ответственных за охрану труда, в следующих случаях:
- допущена работа сотрудника на некорректно работающем или поломанном оборудовании;
- оборудование с ведома начальства используется работником с нарушением технологии;
- работнику не выдают средства индивидуальной защиты в тех случаях, когда они предусмотрены;
- не проводятся инструктажи по охране труда (или нет подписи работника в журнале регистрации инструктажей);
- не провели медосмотр сотрудника согласно плану;
- сотрудник вынужден работать на должности, которая не подходит ему по состоянию здоровья, и это подтверждает медицинское заключение;
- в случае сверхурочной работы персонала без согласия сотрудников или в нарушение законодательных норм.
Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение, перевод с понижением, предупреждение о неполном должностном соответствии.
За какие преступления специалист по охране труда может быть привлечен к уголовной ответственности?
Специалист по охране труда может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как:
- за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
- прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1);
- нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
- нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217);
- нарушение правил учёта, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218);
- нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);
- нарушение санитарно-эпидемиологических норм (ст. 236);
- загрязнение вод и атмосферы (ст. 250-251);
- присвоение или растрата (ст. 160);
- самоуправство (ст. 330);
- коммерческий подкуп (ст. 204) и другие.
Таким образом, как показывают примеры судебной практики, специалисты по охране труда могут быть привлечены к уголовной ответственности за:
- не соблюдение требований охраны труда и правил безопасности труда:
- не обеспечение безопасности труда работников и контроля за состоянием условий труда работников;
- не принятие мер к проведению обучения и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников организации.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда
Еще один вид ответственности за нарушения в сфере охраны труда – уголовная. Он предусмотрен только для физических лиц. Предприятие или организацию к такому виду ответственности привлечь не получится.
Назначить подобное наказание может только суд в исключительных случаях. Например, действия (бездействие) некоторых лиц, несоблюдение требований охраны труда стали причиной аварии, техногенной катастрофы, гибели людей. Все подобные случаи тщательно расследуются, прокуратура проверяет обвинительное заключение, подготовленное следователем, и передает дело в суд.
Будет ли виновное лицо приговорено к реальному сроку заключения из-за нарушения требований охраны труда зависит от тяжести последствий, наличия и количества пострадавших.
Важно!
Привлечение руководства или иных ответственных лиц к уголовной ответственности не отменяет возможности наказания предприятия в соответствии со статьями Кодекса об административных правонарушениях. Юридическое лицо можно оштрафовать или приостановить его деятельность на 90 дней.
Каковы признаки деяния по статье 143 УК РФ?
К типичным признакам деяния, которое правомерно квалифицировать строго по ст. 143 УК РФ, можно отнести:
1. Совершение деяния субъектом, обязанным лишь выполнять требования по охране труда, а не разрабатывать и внедрять их на предприятии.
Если наоборот, то может устанавливаться факт халатности по ст. 293 УК РФ. Например, в случае если начальник отдела обязан был проинструктировать подчиненного по технике безопасности, но не сделал этого, после чего подчиненный получил травму.
2. Нахождение пострадавшего лица на территории работодателя либо выполнение данным лицом трудовых функций в момент инцидента.
Если пострадавшее лицо — не работник, то деяние подозреваемого лица может быть квалифицировано как нарушение безопасности на предприятии по ст. 216 УК РФ.
3. Наличие у субъекта, совершившего деяние, которое привело к инциденту, обязанностей по выполнению норм охраны труда.
Если таких обязанностей нет, то деяние лица, подозреваемого в совершении действий, которые привели к инциденту, может быть квалифицировано по ст. 109 и 118 УК РФ.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Административная ответственность за охрану труда
Нарушения Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), допускаемые ответственными лицами и руководящими работниками, должны быть наказаны в соответствии с принятыми законодательными нормами. Решение о наложении административного взыскания принимают инспектора по труду или другие представители надзорных органов.
Чаще всего специалисты по охране труда, допустившие административное правонарушение, облагаются штрафом того или иного размера, в зависимости от тяжести:
- за нарушение положений нормативных актов об охране труда, особенно ТК РФ, должностные лица и руководители-ИП будут оштрафованы на 2-5 тыс. руб., а организации – на 50-80 тыс. руб.;
- за пренебрежение к оценке условий труда на рабочем месте (непроведение, ненадлежащее оценивание) специалисты и ИП ответят 5-10 тыс. руб., а юрлица – 60-80 тыс. руб.;
- допуск к работе персонала без медосмотра и проверки знаний по охране труда может быть чреват штрафом в 15-25 тыс. руб., а для организаций – в 110-130 тыс. руб.;
- необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты обойдется в 20-30 тыс. руб., а юрлицам – в 130-150 тыс. руб.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если виновного «поймают» на повторном правонарушении, наказание будет значительно строже: должностные лица, как и ИП, поплатятся 30-40 тыс. руб. или будут отстранены от работы на 1-3 года, а юрлица могут остановить свой бизнес на срок до 3 месяцев или расстаться с 100-200 тыс. руб.
К административной ответственности руководителя привлекут, если ГИТ выявит нарушение норм и требований охраны труда, которые не повлекли тяжких последствий. Инспектор может привлечь к административной ответственности за одно и то же нарушение одновременно несколько виновных лиц — юридическое лицо и должностных лиц. Это значит, что штрафов за одно правонарушение может быть два и более. Это следует из части 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если инспектор ГИТ в течение года, после того как оштрафует предприятие и должностное лицо, вновь выявит аналогичное нарушение, то деятельность предприятия могут приостановить до 90 суток, а руководителя дисквалифицировать на срок до трех лет. Это определено в части 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размер штрафа на юридическое и должностное лицо см. в таблице 1.
Таблица 1. Штрафы за нарушение трудового законодательства
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Вид нарушения |
Наказание* |
Основание |
Трудовое законодательство |
||
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде, если иное не предусмотрено другими частями ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Для должностных лиц — предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей. |
Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ |
Должностное лицо, не уполномоченное на это работодателем, фактически допустило к работе сотрудника. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор |
Для граждан — штраф от 3000 до 5000 рублей. |
Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора или ненадлежащим образом оформили трудовой договор, в том числе подменили трудовой договор гражданско-правовым |
Для должностных лиц — штраф от 10 000 до 20 000 рублей. |
Часть 3 ст. 5.27 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ |
Для должностных лиц — штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. |
Часть 4 ст. 5.27 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 2 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ |
Для граждан — штраф 5000 рублей. |
Часть 5 ст. 5.27 КоАП РФ |
Охрана труда |
||
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Для должностных лиц — предупреждение или штраф от 2000 до 5000 рублей. |
Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провели ее вовсе |
Для должностных лиц — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей. |
Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке: |
Для должностных лиц — штраф от 15 000 до 25 000 рублей. |
Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты*** |
Для должностных лиц — штраф от 20 000 до 30 000 рублей. |
Часть 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили требования охраны труда. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по соответствующей части ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Для должностных лиц — штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. |
Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Несчастный случай на производстве |
||
Организация, ее должностные лица, иные представители или предприниматель скрыли факт несчастного случая на производстве |
Для граждан — штраф от 300 до 500 рублей. |
Статья 15.34 КоАП РФ |
Организация работы водителей |
||
Работодатель нарушил установленный порядок проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров |
Для граждан — штраф от 1000 до 1500 рублей. |
Статья 11.32 КоАП РФ |
Организация эксплуатирует транспортное средство для перевозки грузов или пассажиров на международных автоперевозках без тахографа (прибора регистрации информации о скорости и маршруте движения транспорта и о режиме труда и отдыха водителей) |
Для граждан — штраф от 1000 до 3000 рублей. |
Часть 1 ст. 11.23 КоАП РФ |
Водитель нарушил режим труда и отдыха (нарушение выявлено по тахографу) |
Для граждан — штраф от 1000 до 3000 рублей |
Часть 2 ст. 11.23 КоАП РФ |
Работодатель допустил к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами |
Для должностных лиц — штраф до 50 000 рублей |
Статья 12.32.1 КоАП РФ** |
Проведение спецоценки условий труда |
||
Организация, которая непосредственно проводила специальную оценку условий труда, ее должностные лица или эксперты нарушили установленный порядок проведения оценки |
Для должностных лиц и экспертов по оценке — штраф от 20 000 до 30 000 рублей. |
Часть 1 ст. 14.54 КоАП РФ |
Организация, которая непосредственно проводила специальную оценку условий труда, ее должностные лица или эксперты повторно нарушили установленный порядок проведения оценки. Ранее виновное лицо уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение |
Для должностных лиц и экспертов по оценке — штраф от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. |
Часть 2 ст. 14.54 КоАП РФ |
Выполнение предписаний контролирующих органов |
||
Организация, ее должностные лица или предприниматель не выполнили в установленный срок или ненадлежащим образом выполнили законное предписание государственного инспектора по труду или иного должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением трудового законодательства |
Для должностных лиц — штраф от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. |
Часть 23 ст. 19.5 КоАП РФ |