Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Легко ли найти работу

Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.

В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.

Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.

А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.

Суть профессии учитель

Сегодня учителю, чтобы идти в ногу со временем, мало просто освоить педагогическую науку. Нужно иметь навыки психолога, методолога, воспитателя и быть другом и наставником для своих подопечных. Сейчас многие родители проводят значительное количество времени на работе, учитывая такой момент, сложно переоценить роль учителя в жизни каждого ребенка.

Это тот человек, который не просто занимается передачей общих или предметных навыков, а совмещает данный процесс с воспитательной деятельностью. К нему приходят просить совета, позаниматься дополнительно, если есть проблемы с усвоением материала. Бывает даже, что чуткий и внимательный учитель способствует разрешению семейных конфликтов и может предотвратить домашнее насилие.

Требования к навыкам учителя

Настоящий педагог должен соответствовать высоким стандартам, основной из которых гласит, что учитель – это всесторонне развитая личность. Его задача – ведение работы по многим направлениям параллельно, для чего нужно обладать определенными навыками. Вот их перечень:

Обучение:

  • Уметь планировать и проводить уроки.
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей.
  • Объективно оценивать знания учеников.

Делай то, что любишь. Люби то, что делаешь

Наличие или отсутствие диплома о педагогическом образовании всего лишь определяет ту точку, с которой вы начинаете свое движение к успеху. Если есть желание развиваться, возможности найдутся. Сегодня очень много предложений отточить конкретные навыки в методике, психологии и любом другом аспекте. К тому же есть возможность прямого общения со специалистами, что помогает заметно сэкономить время и сразу начать внедрение полученных знаний в практику.

Я сама часто сталкиваюсь с тем, что даже совершенно незнакомые тебе люди готовы, обсудить и объяснить какие-то важные вещи, поделиться ценными материалами, подсказать, как правильно действовать в той или иной ситуации. Общаясь с такими людьми, мы находим единомышленников. А это еще один секрет успеха — быть на одной волне с теми, кто увлечен своей профессией так же, как и ты.

А репетитор без образования?

По-моему, если:

  • это классный специалист,
  • он не жалеет времени и сил на подготовку занятий,
  • любит свою работу, и ученики отвечают ему взаимностью,
  • хочет развиваться, повышать свою экспертность, находит и использует возможности для этого, — а зачем ему диплом? Он и без диплома обречен на успех.

Можно ли работать учителем без педагогического образования

Современное российское законодательство устанавливает достаточно жесткие требования для педагогов и в целом лиц, работающих с детьми. Помимо необходимости соблюдать требования законодательства об образовании, условия трудового договора и нормативы, устанавливаемые касательно методологии обучения, учителя также должны следить и за поддержанием своего морального облика. Например, является абсолютно законным и обоснованным увольнение учителя за совершение действий, которые не считаются незаконными и не подразумевают какой-либо ответственности, но могут восприняты в качестве аморальных поступков.

Соответственно, вопрос того, можно ли работать учителем без педагогического образования, все чаще интересует многих людей, которые ищут возможности для трудоустройства, в том числе и путем поиска работы в местных школах. Не менее сильно волнует данный вопрос и многих родителей самих учеников, которые хотят быть уверенными в том, что их дети получат достойное образование, и что их будут обучать настоящие профессионалы. И действующее российское законодательство дает исчерпывающие ответы на этот вопрос.

Так, согласно закону «Об образовании», для трудоустройства в общеобразовательных, начальных школах и специальных школах, педагог должен строго соответствовать установленным профессиональным стандартам в своей сфере. Сами профстандарты регулярно оптимизируются и адаптируются, и поэтому каждый год ситуация может серьезно измениться. Так, при введении профстандартов учителя в Российской Федерации, многие педагоги, уже долгое время работающие в школах, оказались под угрозой увольнения — в течение нескольких лет профстандарт предполагал обязательное наличие педагогического образования у любого школьного учителя.

Однако впоследствии, в связи с глобальной нехваткой учителей и наличием большого количества профессионалов, регулярно проходящих аттестацию, но не имеющих диплома о педагогическом образовании, в профстандарт учителя были внесены правки. И теперь, по состоянию на 2021 год, работать учителем без педагогического образования можно. Однако профстандарт все равно не позволяет нанять на должность учителя абсолютно любого человека.

От соискателя должности учителя законом требуется либо наличие педагогического образования, либо — профильного высшего или среднего специального в той области деятельности, в которой он хочет вести уроки. Так, например, наличие образования в сфере работы с вычислительной техникой и программирования позволит человеку устроиться в школу в качестве учителя информатики. А наличие статуса мастера спорта или кандидата в мастера спорта, равно как и тренерского звания, может поспособствовать трудоустройству в качестве учителя физкультуры.

Когда перед вами живой ученик со своими запросами и целями, это лучшая мотивация узнавать новое, пробовать объяснять, интересно подавать информацию и учиться работать с людьми. Многие учителя начинают работать с учениками низких уровней, полагая, что так легче будет проработать методику. На мой взгляд, мнение о том, что обучать их легче, ошибочно. Лично мне гораздо проще с учениками уровня Intermediate. Также многие считают, что с детьми заниматься легче, нежели со взрослыми. Опять же, не могу согласиться. Работа с ребенком требует дополнительных навыков и умений: подача информации в игровой форме, общение с родителями, удержание внимания, более сложная мотивация (поддержание интереса). Здесь, как раз таки, педагогическое образование, которое ориентировано на работу с группами детей, может помочь.

Если вы планируете работать в Skyeng, то команда профессиональных асессоров поможет проанализировать проведенные уроки и выделить сильные стороны урока и моменты, над которыми надо ещё поработать.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Какое образование нужно преподавателю колледжа

Сейчас вопрос «Как стать преподавателем?» вызывает множество споров. Происходит это из-за того, что в различных колледжах подходят к нему по-разному.

Теоретически для преподавания в колледже помимо высшего профессионального образования обязательно нужны преподавательские курсы.

Но некоторые колледжи могут взять на работу и без них. Нехватка людей делает свое дело. Сейчас выпускников с высшим педагогическим образованием очень мало.

В связи с этим на должность берут и с дипломом магистра по определенной дисциплине, а иногда даже с дипломом бакалавра, но здесь уже вряд ли можно будет обойтись без дополнительного преподавательского образования.

На практике в таком случае педагогов отправляют на курсы повышения квалификации в течение учебного года.

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам.

И все же педагогическое образование для учителей обязательно.

По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Репетиторство онлайн: специфика и возможности

Вести уроки дистанционно – тенденция нынешнего времени. И виной тому не только заболеваемость, но и стремление снизить затраты времени и финансов на лишние передвижения, упростить и удешевить учебный процесс.

Специфика в том, чтобы составить информационно насыщенный и в то же время интерактивный урок онлайн, а также подобрать выполнимые дистанционно домашние задания и материалы для самостоятельного изучения. Урок не должен быть сплошной лекцией-монологом, но и не должен сводиться к проверке домашнего задания.

Плюс онлайн-формата для репетитора – возможность работать с учениками из других городов и даже стран.

Это хорошая работа для женщин в декрете или для жителей небольших населенных пунктов, где сложно было бы найти достаточно платежеспособных учеников.

Дистанционное педобразование

Педагогическое образование можно получать дистанционно почти без ограничений в вузах России. Полноценное российское образование признается в Казахстане без подтверждения по соглашению ЕАЭС 2015 года. А для получения квалификации педагога нужно проходить тест в 2021 году любом случае, независимо от принадлежности вуза к стране.

В России можно учиться удаленно в коммерческих или государственных педагогических вузах сразу после школы. В Казахстане полностью дистанционное обучение по педагогическому профилю не разрешено, как и удаленное обучение после 11 класса.

Формат существует и практикуется учебными заведениями больше 30 лет. Технологии отработаны и совершенствуются каждый год. Преподаватели учатся тому, как правильно подавать материал и удерживать внимание на вебинарах и конференциях. Сам материал создается командой профессиональных редакторов, режиссеров, дикторов, методистов и предметников. Это делается так, чтобы электронный курс было легко воспринимать без присутствия, удобно запоминать в условиях загруженности, так как большинство студентов совмещают учебу и работу.

Распространенные ошибки начинающих воспитателей

  • Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
  • Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
  • Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
  • Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
  • Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...