Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для Церкви понятия «развенчание», то есть конкретной процедуры расторжения брака, не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место. В Церкви никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Развенчание по правилам православной церкви
Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
Процесс развенчания — это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения.
Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.
Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде.
Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:
- Паспорт,
- Свидетельство о расторжении первого брака,
- Свидетельство о заключении брака церковного,
- Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.
Как расторгнуть церковный брак
До этого речь шла о венчании во второй раз, а что церковь думает о проведении данного таинства в третий раз? Считается, что проводить обряд венчания более трех раз тяжкий грех и ни один священник не пойдет на это. Что касается третьего раза, то он разрешен только в том случае, если супруг или супруга является вдовцом (вдовой) при наличии несовершеннолетних детей. Во всех остальных случаях батюшка не даст благословение.
Как развенчаться после развода? Тема достаточно щепетильная и интимная. Поэтому многие люди стараются скрыть тот факт, что после заключения брака вовсе решили совершить такой ответственный шаг, как повенчаться в церкви.
Когда влюбленные, окрыленные светлым чувством, вступают в брак, то достаточно легкомысленно начинают относиться к процессу венчания. Ведь они уверены, что проживут вместе счастливую жизнь и всегда будут вместе. Но, как показывает практика, многие пары, которые расстаются по объективным причинам, только тогда понимают, насколько безответственно они подошли к такому священному деянию.
Развенчание церковного брака представляет собой достаточно сложный и долгий процесс, который происходит в той церкви, где он совершался, и тем батюшкой, который проводил обряд. Если же по каким-либо причинам обратиться в эту святыню невозможно, то можно пойти в местную.
Первый этап, который необходимо пройти бывшим супругам, это собеседование с настоятелем. Только после этого разговора необходимо идти и писать прошение в епархию. В этом документе должна раскрываться вся жизнь брака, партнеры приводят свои домыслы и доказательства. Все это нужно, чтобы аннулировать обряд венчания.
Также для проведения этой процедуры должны быть предоставлены следующие документы:
- Копия расторжения брака.
- Копия документа, который подтверждает проведение этого обряда.
- Готовое заявление от супруга, который уже смирился с неизбежностью и не выступает против расторжения венчания.
- Все документы отправляются, в том числе и прошение, в епархию.
Обряд развенчания – как жить дальше?
Помните, если все ваши усилия по сохранению семейного очага не увенчались успехом, и вы ушли от венчанного супруга, следует начать искать спасение в молитве. Чаще молитесь о том, чтобы Бог даровал вам достойного партнера. Только тогда вы сможете встретить человека, с которым вновь обретете счастье и сможете начать новую счастливую жизнь. Всегда старайтесь максимально тщательно анализировать все свои прошлые ошибки дабы не повторить их вновь. Старайтесь быть более терпеливым к недостаткам вашего нового венчанного мужа или жены и храните любовь в своем сердце. В таком случае вы сможете пронести это чувство через года и вам не придется вновь задумываться о развенчании.
Как развенчаться после развода
После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.
Расторжение брака в Ветхом Завете
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.
Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.
Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).
Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.
Причина расторжения брака в ранней Церкви
На основании одностороннего толкования высказываний Христа и апостола Павла о нерасторжимости брака по «всякой» произвольной причине в римско-католической церкви впоследствии появилось ложное учение, согласно которому церковный брак при жизни супругов нерасторжим и упраздняется только смертью одного из супругов [19]. Однако древняя неразделённая Церковь как на Западе, так и на Востоке признавала, при определённых обстоятельствах, возможность расторжения брака. Это учение впоследствии сохранила Православная Церковь. Она основывалась на словах Спасителя в Евангелии (Матф. 5:32 и 19:9), допускающих развод по вине любодеяния одного их супругов, а также на высказывании в ветхозаветной книге Притчей Соломона: «Иже изгонит жену добру, изгонит благая: держаи же любодейцу безумен и нечист» (Притч. 18:23) [20].
Апостол Павел, хотя прямо не говорил о возможности развода, но подтверждал, что христианский брак подразумевает выполнение условий, ранее предусмотренных Ветхим Заветом: мужья должны кормить, одевать своих жен и разделять с ними супружескую любовь. «Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:28-29). «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 4, 5).
Понимая брак как вечный союз двух людей, православная Церковь признавала, что он фактически упраздняется грехом, супружеской изменой, прелюбодеянием. «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1 Кор. 6: 15), — писал апостол Павел.
Второй брак в ранней Церкви
Возможность развода неразрывно связана с возможностью вступления во второй брак после развода для невиновной, пострадавшей, стороны. Поэтому необходимо рассмотреть отношение ранней Церкви к самой возможности второго брака для христиан.
Восточная Церковь понимала брак как вечный союз, который не прекратится в вечности: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Поэтому один и единственный брак на всю жизнь был и является идеалом для Церкви.
Христианские священники должны быть примером для всех верующих, поэтому единобрачие для них является обязательным условием [33]. Поэтому в первоначальной Церкви существовало мнение, что и для мирян вторые браки недопустимы даже в случае смерти супруга. Его выражал в некоторых своих посланиях апостол Павел. «Остался ли без жены? не ищи жены». «Жена если же муж ее умрет, блаженнее, если останется так, по моему совету», то есть безбрачной, «а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7: 39–40).
Надо сказать, что и в языческом греко-римском мире существовал идеал супружеского посвящения и верности, которая распространялась и на время после кончины супруга [34]. Святитель Иоанн Златоуст в своем слове «К молодой вдове. О воздержании от второго брака» также призывает вдов не вступать во второй брак. Он вдохновлялся примером своей матери-христианки Анфусы, которая в двадцать лет осталась вдовой и не выходила потом замуж, посвятив свою жизнь воспитанию сына [35]. Однако уже в первохристианские времена Апостол Павел понимал, что такой подвиг не всем под силу. «Юных же вдовиц отрицайся» (1 Тим. 5: 11), — писал апостол Павел, напоминая о соблазнах этого состояния. «Безбрачным же и вдовам говорю: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 8–9). «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7: 39).
В сборнике конца III — начала IV веков, называемом «Апостольские постановления», относительно «молодых вдовиц, поживших малое время с мужем» сказано: «А женщинам молодым, по кончине первого их мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское и во многие сети и в безрассудные и вредные для душ похоти, привлекающие более наказание, нежели прощение» [36].
Приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7: 39) стали основой отношения Церкви к второбрачию вдов и вдовцов, а впоследствии и тех разведённых, которые были невиновны в расторжении брака.
Развенчание церковного брака: мнения священников
Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.
Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:
«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».
Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.
Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:
«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».
Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:
«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».
Другие поводы для развода
Мирские причины расторжения церковного брака, такие как плохие отношения с родственниками, неспособность супругов обеспечивать семью или несходство характеров не являются достаточными поводами для расторжения брака церковью.
По византийскому праву, прелюбодеяние (измена) переставало быть причиной для развода, если в нём виновны обе стороны, если стороны простили друг друга или пропустили пятилетний срок для подачи жалобы.
Благословение на второй брак получит тот из супругов, кто неповинен в распаде семьи. Лица, по вине которых произошло расторжение брака, могут венчаться повторно только в случае покаяния и выполнения епитимии (пост, паломничество, милостыня и т.п.). В случае третьего брака срок епитимии увеличивается в соответствии с каноническими правилами.
Что нужно, чтобы развенчаться в церкви
Что нужно чтобы развенчаться в церкви? Четкий план действий расписать нельзя, поскольку как таковой отдельной процедуры, предусматривающей развенчание брака, не существует. Кроме того, каждый обряд сугубо индивидуален и оригинален. Многие священнослужители и вовсе отрицают признание данной процедуры, поскольку считается, что брак, заключенный на небесах самый крепкий и нерушимый.
Однако на деле это совсем не так. Многие пары, не до конца осознавшие всю серьезность и ответственность обряда таинства, желают развестись и на небесах. Однако это невозможно. Возможно лишь создание новых уз, которое как бы и предполагает разрыв старых. Многие пары после официального документного развода и не задумываются о том, что их брак продолжает существовать. Однако особо верующие очень озадачены данным вопросом. Итак, что делать?
Как подать прошение на развенчание образец
Особой формы прошения не установлено, поскольку само прошение не установлено никакими законами и документами. Однако она должна соответствовать основным правилам делопроизводства. Текст должен быть читабельным и точным, а ошибки, недочеты, помарки и прочие неточности не допускаются. Документ можно составить от руки либо напечатать (кому как удобнее). Два метода можно совместить и составить некий бланк, где вручную дописать недостающую информацию.
Прошение состоит из трех основных частей:
- Вводная часть:
- информация о получателе документа (название священного учреждения, имя, чин и т.д.);
- сведения о просителе (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации (проживания) и контактный номер телефона);
- Основная часть:
- сведения о бывших супругах (фамилия, имя, отчество);
- дата венчания;
- место венчания (город, наименование священного учреждения);
- причина развенчания (указывается истинная причина, которая должна быть удовлетворительной для повторного венчания);
- реквизиты свидетельства о разводе (серия, номер, код актовой записи);
- сведения о новом супруге, с кем планируется провести обряд венчания во второй раз (фамилия, имя, отчество, причина брака).
- Заключительная часть:
- дата написания;
- подпись.
К прошению необходимо приложить следующие документы:
- свидетельство о венчании (от первого брака);
- свидетельство о расторжении брака;
- справку-объяснение священника, который производил обряд венчания;
- доказательства причин развода (справки и документы, имеющие юридическую значимость).
К последним можно отнести:
- медицинскую справку о той или иной болезни, бесплодии либо аборте без согласия мужа;
- справка из диспансера о том, что у второго супруга имеется алкогольная или наркотическая зависимость;
- справка из судебных органов о признании второго супруга виновным в совершение противозаконных действий и назначение ему наказания в виде лишения свободы более чем на три года;
- справка из ЗАГСа о том, что лицо признано пропавшим безвести;
- свидетельство о смерти бывшего супруга;
- прочие.
Процедура развенчания
Стоит сразу отметить, что никакого влияния на официальный статус процедура не окажет, и её прохождение необязательно. Развод без развенчания всё равно избавляет от законных обязательств перед супругом
Однако, это не делает её менее важной для людей верующих, и её проведение в первую очередь необходимо, если один из супругов предполагает, что затем будет венчаться вновь. Если же люди венчались ранее, но большого значения этому не придают, то и выполнять обратную процедуру после развода необходимости нет
Перед проведением самого обряда нужно будет составить и подать прошение, а затем поговорить со священником, объяснив ему причины, по которым это необходимо. Если оно будет удовлетворено, выдаётся разрешение на повторное венчание.
Подытоживая, этапы процедуры таковы:
- подготовка документов;
- подача прошения с просьбой и причинами в епархию;
- беседа с архиереем.
Все эти этапы достойны отдельного рассмотрения – ведь стоит заранее понимать, как составляется прошение, какие документы готовить, как подавать, наконец, быть готовым к беседе со священником.
Особенности процедуры
Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.
В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.
Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.
Процедypa развенчания церковного брака
Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.
Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?
- На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
- Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
- Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.
Отличия второго венчания от первого
После того как развенчаться в церкви после развода в полном понимании этого выражения не получилось, необходимо разобраться, отличаются ли обряды венчания, проводимые впервые и повторно. Есть разные чины таинств православной церкви, а именно: первый и второй чины венчания. Человек, желающий получить благословение на новый брак, должен сначала покаяться, так как по церковным законам считается, что жениться повторно на разведенном значит прелюбодействовать.
Верянину нужно будет исповедаться и понести епитимью – это своеобразный метод врачевания кающегося. Так как понятия «правильно развенчаться после развода» не существует, вышеописанный обряд приведет человека к очищению, что даст возможность провести обряд венчания во втором браке. Повторная процедура таинства заключения брака происходит менее торжественно, чем первая.