Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Страхование гражданской ответственности производится с целью компенсации пострадавшему денежных средств на восстановление транспортного средства и в случае получения травм, восстановление здоровья. Как выплачиваются страховые компенсации, если виноваты оба водителя. Все выплаты регламентируются ст. №12, пункт 22 Федерального закона. Эта статья, гарантирует страховые возмещения для обоих виновных в аварии. Но, при этом различается степень вины участников аварии. Может быть одинаковая и различная степень вины.

Какие выплаты предусматривает страховка ОСАГО при обоюдной вине водителей в 2023 году.

Определяется она судебными органами. Соответственно, суммы денежных компенсаций выплачиваются на основании решения суда. А для получения быстрого и справедливого решения, необходимо правильно оформлять документы во время оформления ДТП сотрудниками госинспекции и правильно вести себя. А также учитывается какие именно правила нарушены.

Как себя вести после ДТП и во время оформления протокола.

  • После полной остановки машины, оставьте авто,а сами не покидайте место аварии.
  • Включите аварийную сигнализацию. Оповестите страховую компанию о произошедшем страховом случае и вызовите сотрудников ГИБДД.
  • Внимательно осмотрите место происшествия с целью определения доказательств вины второго участника. Зафиксируйте на фотографиях положение машин, место удара. Пересмотрите видеорегистратор на наличие нужных записей. Опросите присутствующих, кто-то может стать свидетелем происшествия, договоритесь с ними, дождаться сотрудников инспекции.
  • Контролируйте, какие факты фиксируются в протоколе.
  • Не следует, до полного выяснения обстоятельств, брать вину на себя.
  • В случае фиксации событий не в той последовательности или не в таких обстоятельствах, настаивайте на своих объяснениях. Обратите внимание сотрудника инспекции на обстоятельствах, подтверждающих вину второго участника. Требуйте зафиксировать разногласия в объяснениях.

Обжалование обоюдной вины

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Практика по подобным делам в судах

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

Что такое обоюдная вина

Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:

  1. зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
  2. незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
  3. представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
  4. подать заявление о выплате компенсации.

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.

Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:

  • нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
  • Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
  • схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
  • письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.

Выплатит ли ОСАГО, если я ударяю свою машину на другом авто?

Есть ещё одна довольно редкая ситуация: вам принадлежит 2 автомобиля и на одном из них вы ударили другое своё авто. В этом случае вы и виновник, и потерпевший.

И образуется довольно парадоксальная ситуация, когда по логике вы должны обратиться в свою страховую компанию за возмещением по результату ДТП, где виновник – тоже вы.

Это логично, но незаконно. Страховая в этом случае просто откажет в возмещении и на вполне законных основаниях, потому что ФЗ «Об ОСАГО» чётко оговаривает, что потерпевшим вы в этом случае не являетесь, а без потерпевших невозможна выплата.

Потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинён вред при использовании транспортного средства иным лицом

В данном случае условие, что вред причинён другим лицом, не выполняется, поэтому виновник одновременно не может быть потерпевшим. Следовательно, виновник не может получить выплату по своей же страховке ОСАГО, если он ударил свой автомобиль.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Когда вина признается обоюдной

Не так давно понятия «обоюдной вины» в законодательстве не существовало. Понятие это является профессиональным термином. Инспекторы Госавтоинспекции и сотрудники страховых компаний используют его для классификации случаев, когда оба участника аварии являются нарушителями. Если виновными в происшествии стали оба участника происшествия, на каждого из них инспекторами Госавтоинспекции составляется отдельный протокол. Есть определенный регламент, который должен соблюдаться при составлении протокола.

Что должно содержаться в этом документе:

  • правило движения, которое было нарушено водителем;
  • тип наказания, применяемого к нарушителю.

КАСКО, в отличие от ОСАГО, не является аббревиатурой. К нам это слово пришло из Европы (“каско” в немецком языке «автомобиль», в испанском – «череп», в итальянском – «щит, шлем»).

Банки, которые в последние десять лет активно выдают займы на приобретение автомобилей, начали массово внедрять КАСКО в России. В отличие от ОСАГО, КАСКО – добровольное страхование транспортных средств владельцами либо лицами, получившими в банке заем на приобретение ТС. Последовательность шагов при ДТП по КАСКО схожа с действиями по ОСАГО.

При ДТП необходимо:

  1. Заполнить извещение по ДТП. От ваших действий на месте ДТП и правильного оформления документов зависят выплаты по страховому случаю после ДТП.
  2. Вызвать полицию.
  3. Место происшествия и транспортные средства, которые участвовали в происшествии, сфотографировать или снять на видео.
  4. Автомобили и другие элементы события до приезда полиции передвигать запрещается.
  5. Записать контактные данные других участников события, свидетелей, номерные знаки транспортных средств.
  6. Узнать номер полиса и страховщика по ОСАГО у виновника ДТП.
  7. Сообщить о ДТП и получить консультацию, позвонив по горячему телефону страховой компании. Срок оповещения страховщика может быть ограничен договором даже 72 часами. Для того, чтобы получить страховое возмещения при ДТП, оповестите страховщика о происшествии в установленный срок.
  8. Правильно донести инспектору ГИБДД информацию о произошедшем.
  9. Получить схему ДТП, копию протокола и постановление об административном нарушении, объяснения участников ДТП, показания свидетелей на месте ДТП.

Как оформлять ДТП при “обоюдке”

Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:

  1. Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение – если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться “скорой” нет возможности.
  2. Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
  3. До его приезда – самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
  4. Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет – записать их имена и контактные данные.
  5. После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
  6. Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.

Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по “Европротоколу”. В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям. Также можно оформить документы и самостоятельно. Для этого нужно на бланках извещений описать обстоятельства аварии, зарисовать схему ДТП и указать данные обоих водителей. После того, как извещения будут подписаны обеими участниками, документы можно передавать в страховую за возмещением ущерба.

Как доказать обоюдную вину в суде

При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:

  • Получить на руки документы от ГИБДД.
  • Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
  • В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
  • Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило – его можно обжаловать в вышестоящий суд.

Когда, явно не нарушив, можно оказаться виновным

Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя. Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя. Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.

Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация. Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости. Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.

Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.

Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить. Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель. Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.

Как доказать обоюдность вины

За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД. Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле. В документах по аварии могут быть разные заключения:

  • ДТП без виновников;
  • виноват в аварии один из водителей;
  • оба водителя признаны виновными;
  • виновна третья сторона.

Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу. Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу. При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.

Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд. Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком. При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.

В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе.

Практически всегда ДТП с обоюдной виной заканчиваются в суде. Все потому, что виновники очень редко могут договориться о том, в каких долях на кого будет возложена ответственность – все хотят получить как можно больше денег со страховой компании, что вполне понятно. Учитывая все это, судебная практика в России по этому вопросу действительно развита. Вы должны понимать, что в РФ практикуется не прецедентное право, как в США, а потому аналогичная вашей ситуация не является гарантом аналогичного решения суда – вам нужно будет еще доказать свою правоту.

Если же говорить о статистике, то подавляющее большинство судебных разбирательств заканчиваются разделением вины в равной степени – 50 на 50. Если же вы уверенны в своей правоте, постарайтесь собрать качественную доказательную базу для суда, ведь без нее вероятность успеха минимальна.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...