Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исчисление НДС при переходе с УСН на ОСНО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
С УСН на ОСНО: основания для перехода
Упрощенный налоговый режим чрезвычайно удобен для представителей малого и среднего бизнеса. Он освобождает налогоплательщиков от сложного учета по налогам и бухгалтерии, предоставляет довольно низкие налоговые ставки и позволяет избежать уплаты сразу нескольких видов налогов, за счет уплаты лишь одного. Поэтому среди предпринимателей он является востребованным и весьма распространенным. Тем не менее, ситуации перехода с него на общую, более сложную, налоговую систему встречаются.
Причины для этого могут быть:
- Добровольные. В этом случае для перехода на ОСНО от предпринимателя или компании требуется уведомление по строго установленному образцу. Подавать его нужно в налоговую службу по месту постановки на учет ближе к концу завершения годового налогового периода (но не позже 15 января нового года);
- Принудительные. В этом случае перейти на общий режим налогообложения ИП или организацию заставляют обстоятельства, по которым утрачивается право применения «упрощенки». Такой переход происходит автоматически, в любое время года.
Что думают чиновники про ставку НДС с авансов
Проанализировав письменные разъяснения официальных органов, мы видим, что, когда происходит изменение ставки НДС на законодательном уровне, при получении оплаты в счет предстоящей реализации НДС следует исчислять исходя из ставки налога, действующей в период получения оплаты. Такая позиция содержится, например, в письмах ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@, Минфина России от 17.01.2017 № 03-07-11/1391, от 15.02.2016 № 03-07-11/7837, от 10.07.2015 № 03-07-11/39780, от 18.08.2015 № 03-07-11/47611, от 06.10.2015 № 03-07-15/57117, УМНС РФ по г. Москве от 05.02.2004 № 24-11/7115.
При этом совершенно не имеет значения, какую ставку НДС указал покупатель в платежном поручении. Получается, что оснований для применения ставки НДС 10% в отношении предоплаты, полученной в период действия ставки 20%, у поставщиков нет.
Поэтому если поставщик исчислит НДС с полученной предоплаты по ставке 10%, данные действия могут повлечь за собой доначисления со стороны налоговых органов. Значит, НДС безопаснее начислять с авансов, полученных до 1 июля 2020 года, по ставке 20%.
НДС — косвенный налог, который платится при реализации товаров, услуг и имущественных прав. Его уплата происходит следующим образом.
-
Фабрика заказывает лён для пошива партии летних платьев. Производитель ткани выставляет счёт с учётом НДС.
-
Пока швеи отшивают платья, экономисты рассчитывают их себестоимость. Они смотрят, сколько денег затрачено на пошив. Уплаченный НДС за лён тоже входит в этот список, но записывается в «налоговый кредит».
-
Платья готовы и их отправляют в фирменный магазин. В расчёт ценника входит себестоимость товара, доля на прибыль и сам НДС.
-
Когда платья продали, компания считает прибыль. Из всей суммы вычитается 20%. Их уже оплатил покупатель. Дальше деньги уходят в ФНС.
Когда может понадобиться переход с УСН на ОСНО
Возможны два варианта смены УСН на общую налоговую систему: вынужденный и добровольный.
Бизнесмен будет вынужден перейти на ОСНО, если «слетит с упрощенки». Так на практике часто называют ситуацию, когда компания или ИП больше не соответствует ограничениям, которые установлены для УСН. Чаще всего речь идет о превышении лимитов по выручке, численности или стоимости основных средств
В 2019 году ограничение по выручке для УСН составляет 150 млн руб., по численности работников – 100 человек, по основным средствам – 150 млн. руб. С 2021 года лимит по выручке будет расширен до 200 млн руб., а по численности – до 130 сотрудников. При этом те, кто попадут в «переходные» интервалы, будут платить налог по повышенным ставкам.
Также возможны и другие ситуации, в которых бизнесмен потеряет право на «упрощенку» – например, компания откроет филиал или изменит состав учредителей так, что доля других юридических лиц превысит 25%.
Во всех описанных случаях бизнесмен считается перешедшим на ОСНО с начала того квартала, когда был превышен лимит, либо не соблюдено другое ограничение, например – открыт филиал.
Добровольный переход с УСН на ОСНО встречается реже, чем вынужденный. В основном он связан с тем, что бизнесмену необходимо стать плательщиком НДС. Это нужно при работе с крупными покупателями и заказчиками. Такие клиенты используют ОСНО и поэтому предпочитают поставщиков, которые платят НДС, чтобы можно было взять налог к вычету.
Также бизнесмен может добровольно перейти с УСН на ОСНО, если полностью перестанет вести деятельность, облагаемую на УСН.
Как документально оформить переход с УСН на ОСНО
При нарушении лимитов или других ограничений, установленных для УСН, бизнесмен должен направить в свою ИФНС уведомление по форме 26.2-2 (приказ ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829). Срок для уведомления – 15 календарных дней по окончании того квартала, в котором налогоплательщик потерял право на использование УСН (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).
Например, бизнесмен превысил лимит по выручке в августе. В этом случае он считается плательщиком УСН с начала 3 квартала, т.е. с 1 июля. А подать уведомление по форме 26.2-2 нужно до 15 октября.
При вынужденном переходе на ОСНО бизнесмен должен будет сдать «завершающую» декларацию по УСН до 25 числа следующего квартала. В нашем примере – до 25 октября. За весь «переходный» квартал нужно рассчитать и уплатить налоги, которые относятся к ОСНО: налог на прибыль, НДС, налог на имущество. Пени и штрафы за просрочку уплаты налогов по ОСНО в течение переходного периода не начисляются.
В общем случае добровольно перейти с УСН на ОСНО можно только с начала года. Для этого нужно подать до 15 января заявление по форме 26.2-3. Декларацию по УСН за прошедший год в этом случае следует сдать на общих основаниях: юридическим лицам – до 31 марта, а ИП – до 30 апреля следующего года.
Если бизнесмен нарушит сроки подачи заявления при вынужденном переходе на УСН, то ему грозит штраф: 200 рублей на организацию (п. 1 ст. 126 НК РФ) и от 300 до 500 рублей – на виновное должностное лицо (ст. 15.6 КоАП). Но налогоплательщик в любом случае перестанет применять «упрощенку» с начала прошедшего квартала.
Если же не подать заявление о добровольном переходе или направить его после 15 января, то применять ОСНО с начала года будет нельзя. Бизнесмену придется остаться на «упрощенке» еще на год. Так считает Минфин и Верховный Суд согласен с этим (письмо Минфина от 03.07.2015 № 03-11-11/38553, определение ВС РФ от 12.09.2019 № 309-ЭС19-15404).
Существует способ, который позволяет добровольно перейти с УСН на ОСНО в середине года. Но в этом случае бизнесмен должен полностью отказаться от того вида деятельности, который он сейчас ведет на «упрощенке». Поэтому такой вариант смены налогового режима подходит далеко не всем.
При прекращении деятельности, облагаемой на «упрощенке», налогоплательщик должен в течение 15 рабочих дней направить в ИФНС уведомление по форме 26.2-8. Декларацию в этом случае нужно сдать до 25 числа по окончании месяца, в котором была прекращена деятельность.
Если же бизнесмен все-таки хочет перейти на ОСНО в течение года, не меняя вида деятельности, то он может сознательно нарушить одно из ограничений для УСН. Это будет нужно, например, если в середине года появится выгодный заказчик, которому требуются документы с НДС. Тогда компания может открыть филиал или (при возможности) ввести в состав учредителей юридическое лицо с долей более 25%.
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:
– при реализации объектов – в соответствии с положениями, установленными ст. 120 НК;
– при ввозе товаров на территорию РБ из-за пределов ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, – в соответствии с положениями ст. 138 НК;
– при ввозе товаров с территории ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется налоговыми органами, – в соответствии с положениями ст. 139 НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС(Подписан в г. Астане 29.05.2014).
В связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду объектов, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.
По общему правилу налоговая база НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.
Данный порядок распространяется на обороты по реализации приобретенных и произведенных объектов; объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.
Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):
– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;
– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Исчисление НДС по указанным суммам увеличения налоговой базы производится получателем таких сумм по формуле: НДС = налоговая база x ставка НДС / (100 + ставка НДС).
При этом исчисленный плательщиком НДС покупателю не предъявляется.
Порядок исчисления налога
При реализации объектов общая сумма НДС исчисляется:
– нарастающим итогом с начала календарного года по истечении каждого отчетного периода;
– по всем оборотам по реализации, признаваемым объектом налогообложения НДС (кроме льготируемых), момент фактической реализации которых приходится на соответствующий отчетный период, и по всем изменениям налоговой базы (кроме освобождаемой от налогообложения) в соответствующем отчетном периоде.
Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле (ч. 1 п. 2 ст. 128 НК):
НДС = НБ x Ст,
где НДС – исчисленная сумма налога;
НБ – налоговая база;
Ст – установленная ставка налога.
Что делать с контрактами по 44-ФЗ
Если стороны обычного договора могут сами устанавливать правила сотрудничества, то с контрактами по 44-ФЗ все сложнее. Закон требует, чтобы цена контракта была неизменной на весь срок его исполнения. Есть исключения — дорогостоящие контракты, заключенные на длительный срок. Их параметры приводятся в постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186. Цену таких контрактов можно изменить на размер увеличения НДС — на это указывает Минфин в своем письме от 28.08.2018 № 24-03-07/61247. Основание — невозможность исполнения контракта без изменения стоимости по причинам, которые не зависят от заказчика и поставщика.
Минфин также указал в письме на то, что цены остальных контрактов менять нельзя. Поставщикам придется платить налог по повышенной ставке, но это их коммерческие риски.
Однако 27.12 2021 был подписан закон № 502-ФЗ. Он дополнил статью 112 закона 44-ФЗ частью 54, которая разрешает по обоюдному соглашению сторон менять цену госконтракта в связи с тем, что выросла ставка НДС.
Есть ряд ограничений:
- правила распространяются на контракты, которые были заключены в 2021 году, а исполняться будут в 2019 году;
- переоформить расчет цены контракта на сумму повышения НДС нужно до 01.10.2019;
- увеличение стоимости контракта должно быть произведено в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать все организации и ИП, даже применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.
При расчете и уплате НДС предусмотрены льготы. Прежде всего, эти льготы направлены на поддержку малого бизнеса. Например, в 2021 году вступили в силу льготы по НДС для IT-компаний. От обложения НДС освободили операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также прав на использование этих программ и баз данных.
Статья 145 НК РФ позволяет организациям и предпринимателям, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей, получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год при подаче соответствующего уведомления. При этом необходимо, чтобы в течение этих месяцев не было операций по реализации подакцизных товаров.
Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:
- применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
- применяющие патентную систему налогообложения;
- участники проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
Что облагается налогом
Объектом налогообложения являются:
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- ввоз товаров на территорию РФ (импорт) (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Но не все объекты облагаются НДС. Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ). Операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ, не облагаются НДС, так как не признаются объектом налогообложения. Также в п. 1-3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем не подлежат налогообложению НДС (освобождены от обложения), их перечень закрытый. У налогоплательщика есть право отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ, например, в подп. 22 при реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них.
Для правильного определения налоговой базы по НДС нужно учитывать очень много нюансов. В качестве налоговой базы (п. 1 ст. 154 НК РФ) при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Однако в статьях 155-162.1 НК РФ приводятся те самые нюансы, которые надо учитывать для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:
- передача имущественных прав (ст. 155);
- доход по договорам агентскому, поручения, комиссии (ст. 156);
- оказание услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
- реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
- выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
- учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
- реорганизация организаций (ст. 162.1).
Для более детального понимания, что такое НДС и кто его платит, разберем простой пример.
Представим себе, что вы решили заняться продажей зимней обуви. Первый этап – это поиск оптового поставщика. К примеру, вы потратили 100 тысяч рублей на приобретение товара, купив при этом 10 единиц продукции. То есть одна пара ботинок обошлась в 10 тысяч рублей. В этом случае в цену купленного товара у поставщика уже входит налог 18 %. Этот налог оплачивал поставщик и мы при покупке. Эту сумму в размере 18 %, которую мы переплатили за налог, в дальнейшем необходимо рассчитывать как входящий взнос. При покупке товара для дальнейшей продажи нам нужно доказать, что при оптовой покупке мы уже оплачивали НДС. В качестве доказательства для налоговой необходимо предъявить счет-фактуру, накладную или чек, где будет указано, что НДС на товары уже был оплачен.
Рассчитывать налоговую базу переходного периода необходимо только тем, кто будет использовать метод начисления по налогу на прибыль. Тут сразу же встает вопрос: а могут ли бывшие упрощенцы начать сразу после перехода на ОСНО применять кассовый метод по налогу на прибыль (например, чтобы избежать необходимости в расчете налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль)?
Мы считаем, что могут. Естественно, при условии, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Правомерность использования кассового метода сразу после перехода с упрощенки на ОСНО подтверждают и чиновники (см., например, письмо УМНС РФ по г. Москве от 17.09.2004 № 21-09/60423).
Поэтому если компания с 2023 года начнет применять ОСНО с кассовым методом в целях налога на прибыль, то особого порядка формирования доходов и расходов тут нет. Поэтому для нее при смене режима налогообложения определять базу переходного периода не понадобится.
Тем, кто будет применять метод начисления, необходимо будет определить состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль в переходном периоде (в первом месяце применения ОСНО, т.е. в январе 2023 г.). Соответствующий порядок определения этих доходов/расходов предусмотрен в п. 2 ст. 346.25 НК РФ.
Согласно порядку, предусмотренному в данной норме, компании должны отразить в переходном периоде в составе облагаемого дохода дебиторскую задолженность покупателей по отгруженным изделиям, которая числилась на 01.01.2023 г. При этом не важно, в какой момент покупателями будет погашена эта задолженность. Соответственно, в дальнейшем, когда контрагенты будут погашать эту задолженность, у бывшего упрощенца дохода возникать уже не будет. Причем это касается не только дебиторской задолженности, возникшей в связи с продажами изделий и другого имущества, но и другой дебиторской задолженности (например, возникшей в виде начисленных процентов по выданным займам).
Отдельно отметим, что авансы от покупателей, которые были получены в период применения УСН, но которые будут «закрыты» уже в 2023 году после перехода на ОСНО – не должны учитываться в базе переходного периода. Соответственно, и при отгрузке изделий их стоимость также не придется включать в базу по налогу на прибыль, поскольку они уже были обложены в момент получения аванса в периоде применения УСН.
При расчете базы переходного периода нужно в обязательном порядке учитывать и переходящие расходы. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации должны признать в составе расходов «расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса».
Таким образом, в общем случае в состав переходных расходов организация, применявшая УСН, должна включить суммы непогашенной на 01.01.2023 г. кредиторской задолженности перед своими поставщиками (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Иначе говоря, в расходы переходного периода (в январе 2023 г.) следует отнести суммы произведенных в период применения УСН расходов, которые до конца этого года организация не успеет оплатить. При этом не имеет значения, какой объект при УСН сейчас использует организация: «доходы» или «доходы минус расходы» (письмо Минфина России от 03.05.2017 № 03-11-06/2/26921).
Если речь идет об организации, которая занимается перепродажей ювелирных изделий, то здесь нужно учитывать нюансы, поскольку в отношении покупных товаров расходы при УСН возникают только после того, как выполнены все три условия: изделия приняты к учету; изделия оплачены поставщику; изделия реализованы.
Поэтому если речь идет о кредиторской задолженности непосредственно за покупные изделия, момент ее признания в «прибыльных» расходах зависит от того, успеет компания продать эти изделия в период применения УСН или нет. Если на момент смены налогового режима неоплаченные ею товары еще числятся на балансе компании, то их стоимость можно учесть при расчете налога на прибыль только по мере их реализации (в обычном для ОСН порядке, установленном подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Обратите внимание, здесь не возникает расходов переходного периода.
Если же до перехода на ОСН компания успела реализовать покупные товары, но их не оплатила, то стоимость таких товаров нужно включить в состав расходов переходного периода.
А еще могут быть покупные ювелирные изделия, которые компания купила и успела оплатить в этом году, но реализовываться они будут только в следующем году, когда уже будет применяться ОСНО. Стоимость таких товаров в периоде применения УСН не была отнесена на расходы, поэтому продавец сможет учесть их в будущем году. Но только это будут не расходы переходного периода, учитываемые в январе 2023 г., а расходы, учитываемые по мере реализации этих изделий (определение ВС РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289 по делу № А72-339/2014, п. 1.4 письма ФНС России от 09.01.2018 № СД-4-3/6).