Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое изменение границ земельного участка и в каких случаях оно происходит». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Изменение границ земельного участка — комплекс мероприятий, направленных на уточнение размеров территории и при необходимости внесения изменений в действующую документацию. Документально это фиксируется только при условии фактического смещения территориальной зоны в ту или иную сторону.
Когда необходимо проводить изменение границ земельного участка
Существует несколько случаев, когда необходимо проводить межевание. К ним относят:
- Ошибочное первичное изменение границ участка. Такое случается, если геодезическая фирма сделала ошибки и погрешности. Обычно подобная манипуляция проводится снова бесплатно. Владелец земли только делает повторный запрос.
- Естественное стирание границ. Со временем границы могут исчезать. Сосед на пару сантиметров передвинул забор к вашей территории или же в состарившейся документации четко не видно, какова площадь участка.
- В связи с заявлением соседей. Если соседи подали заявление о том, что сомневаются в правильности измерения или же заметили, что вы захватили площадь чужого участка. Если есть самовольное увеличение участка одним из соседей, необходимо это доказать.
- Поступило заявление от владельца участка. Данный вопрос решается в случае, если есть необходимость разделения или совмещения двух смежных участков. Такое возможно при покупке или продаже.
- С целью уточнить границы. Если наблюдается расхождение в межевании: в документах указано одно, а на местности на самом деле другое.
С чего начать процедуру межевания
Чтобы приступить к изменению границ земельного участка, необходимо пройти через несколько этапов. В первую очередь следует подать заявление в соответствующей форме в орган кадастрового отдела (это может быть местная кадастровая палата). При этом необходимо приложить некоторый перечень документов:
- непосредственно само заявление;
- документ, который подтверждает владение земельным участком (дарственная, свидетельство о наследстве);
- выписка из кадастрового учета;
- ситуационный план (с указанием всех объектов присутствующих на территории);
- документ, который разрешает внесение изменений в кадастр;
- документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
Далее между собственником и исполнителем (геодезической компанией) заключается двухсторонний договор, в котором обе стороны обязуются соблюдать установленные правила и выполнить работу в строго установленный срок.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Какие нужны документы?
Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:
– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
– материалы лесоустройства;
– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
– документы по территориальному планированию муниципальных образований;
– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Уточнение местоположения границ земельных участков
- УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
- Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
- ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:
- а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
- б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
- в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».
В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
- ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
- Документы, на основании которых проводится уточнение границ
- Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
- частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
- пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
- пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
- Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
- К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
- 1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
- Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
- Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.
Иск об изменении границ земельного участка
Иск об изменении границ земельного участка подается в суд по месту расположения участка. Но по сути это иск не об изменении, а об установлении координат поворотных точек земельного участка и внесении их и новой площади земельного участка на кадастровый учет. Никакого стандартного иска в данном вопросе не существует, однако каждый иск при работе над изменением границ и площади земельного участка может содержать следующую информацию:
- В шапке иска об изменении границ земельного участка: наименование суда по месту нахождения земельного участка; наименование истца; наименование ответчика (число ответчиков зависит от количества соседей чьи границы требуется снять с учета, в качестве ответчика будет включена и местная администрация); Управление Росреестра
- В теле иска об изменении границ земельного участка указывается: все правоустанавливающие документы на земельный участок с предысторией возникновения права собственности на него у истца; все финансовые документы подтверждающие оплату земельного участка конкретной площади; сведения о досудебном порядке попытки решения спора с приложением землеустроительного дела в котором отражены координаты поворотных точек участка в натуре и указана причина по которой участок не может быть поставлен на кадастровый учет во внесудебном порядке.
- В просительной части иска указывается требование о об изменении вашего земельного участка и внесение в ЕГРП сведений о новых координатах поворотных точек и площади земельного участка, а также требование об исключении сведений о координатах поворотных точек соседних земельных участков в случае создания ими помех при восстановлении границ вашего участка.
Порядок и условия процедуры
Порядок изменения границ земельного надела
Стоит сразу оговориться, что изменять можно только уже установленные границы. Если участок не сформирован, его границы вообще не определены, то и менять нечего.
Для установления новых границ придется произвести процедуру межевания участка. Осуществлять ее могут только специалисты, имеющие соответствующую лицензию.
Они именуются кадастровыми инженерами, могут работать как самостоятельно, так и в составе геодезических компаний. С указанным лицом заключается договор на проведение данных кадастровых работ.
Специалисту должны быть предоставлены для ознакомления все имеющиеся на землю юридические и технические документы.
Далее в определенный день он приезжает на место и производит необходимые замеры. При этом должны присутствовать и соседи смежных участков. Установленные границы согласуются, заносятся в документ.
На основе полученных данных составляется межевой план. С ним уже можно обращаться в регистрирующие органы для внесения изменений.
Порядок изменения конфигурации земельного участка через суд
Изменение имеющихся границ участков зачастую вызывает множество споров. Если владельцы соседних наделов возражают против изменений, то придется решать возникший спор в судебном порядке. Для этого нужно подать соответствующее исковое заявление в суд.
В иске необходимо указать наименование и данные сторон спора, все обстоятельства дела, сведения об участке, обоснование изменения границ. Такие споры не относятся к категории легких, поэтому при составлении иска и защите своей позиции в процесс лучше воспользоваться помощью юриста.
По итогам рассмотрения иска суд может принять решение об изменении конфигурации имеющегося участка. И уже это решение будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в документы на землю.
Как изменить границы участка?
Изменение (уточнение) контура земельного участка – это процедура документирования отклонений от составленного ранее межевого плана, которая может быть проведена двумя способами. Первый – это пересмотр конфигурации контурной линии, которая определяет участок, но с сохранением его площади. Таким образом, в одном месте часть площади уменьшается, в другом, соответственно, увеличивается. Но общая площадь, указанная в кадастровом паспорте, остается неизменной.
Второй вариант – это процедура изменения (уточнения) межи с изменением и конфигурации границ, и общей площади надела. Может проводиться при исправлении ошибки, которая попала в кадастровый учет, или при добавлении определенной бесхозной территории, но не большей площади, которая определена в Земельном кодексе. В противном случае проводить межевание нового участка необходимо отдельно (как, например, при покупке).
Особенности процедуры изменения границ земельного участка
Особенности процедуры прямо зависят от того, меняется ли площадь при изменении границ. Так, изменение контура без изменения площади заключается в уточнении всех поворотных точек заново и проведении межи между этими точками. Хоть площадь при этом не меняется, уточнение данных все же подразумевает согласование новой межи с соседями, проведение измерений и внесение изменений в кадастр.
Более сложной является процедура изменения без сохранения площади. Она потребует предоставить документы, доказывающие право на изменение площади при ее увеличении. Больше всего проблем возникает, если поворотные точки установлены неверно, и после уточнения необходимо изменять межу, которая уже была ранее согласована с соседями. В таком случае потребуются неоспоримые доказательства, порой доходит даже до судебных разбирательств. Уточнить границы земельного надела путем добавления площади при правильно проведенном начальном межевании можно, только если добавляется бесхозная земля, на которую не предъявляются претензии по собственности – и только в определенных границах.
Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка) — Юридическое агентство «Адилханов и партнеры»
- Главная страница » Публикации » Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
- В каких случаях можно уточнить границы земельного участка?
- Если не установлена смежная граница с соседним земельным участком (смежным землепользователем).
- Если фактическая используемая площадь земельного участка, больше площади, указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте. При этом, фактические границы должны существовать на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (забора, стеной здания) или объектов естественного происхождения (природные объекты: деревья, кустарник и пр.).
- Если площадь, указанная в документах предшествующих лет в отношении земельного участка (техническом плане, инвентаризационной карточке, картографическом плане, схеме расположения земельного участка и пр.) больше площади указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте.
Земельные юристы агентства «Адилханов и партнеры» имеют успешную судебную практику по делам об уточнении границ земельных участков с увеличением его площади. Юридические услуги нашего агентства включают полный спектр
Каков порядок уточнения границ земельного участка в досудебном порядке?
- Обращение к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ и составления межевого плана земельного участка.
- Уведомление всех заинтересованных лиц (смежных землепользователей, с кем смежные границы не установлены) о проведении кадастровых работ и составлении межевого плана земельного участка.
- Подписание акта согласования границ со всеми смежными землепользователями, с кем смежные границы не установлены.
- Обращение в Кадастровую палату с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении границ уточняемого земельного участка.
Соглашение об изменении границ земельного участка
После получения новых кадастровых паспортов на (новый кадастровый номер), документы подаются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по вопросу внесения изменений в записи ЕГРП и выдача нового свидетельства о праве собственности.
Это интересно: Характеристика на семью образец в разводе
Выражаем свое согласие на образование двух земельных участков путем перераспределения земельных участков КН 50:00:0000000:00 площадью 650 кв.м. и КН 50:00:0000000:00 площадью 450 кв.м. в соответствии с протоколом образования и чертежом перераспределения земельных участков кн 50:00:0000000:00 и кн 50:00:0000000:00
Правила перераспределения земельных участков
- несоответствие формы заявления – образец можно скачать в интернете, но лучше заранее поинтересоваться об установленной форме и правилах заполнения у сотрудников кадастровой службы — Скачать бланк заявления о перераспределении земельных участков;
- отсутствие согласия собственника земли, которую предполагается подвергнуть процедуре;
- объекты недвижимости третьих лиц на территории перераспределяемых земель;
- несоответствие документов;
- несоответствие земли требованиям;
- превышение общей площади объединяемых участков после проведения процедуры;
- нахождение земли в залоге, аресте или участок выставлен на аукционе;
- отсутствие факта смежности;
- отсутствие процедуры межевания;
- разные категории земель.
Перераспределение земельных участков – распространенная процедура решения конфликтов по двум или нескольким смежным наделов, по которым у собственников имеются вопросы или претензии. Данные действия отражаются в Земельном кодексе, поэтому они полностью законны.