Главные профессиональные качества психолога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Главные профессиональные качества психолога». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Чем занимаются профессиональные психологи?

  • Помогают решать конкретные задачи: укрепить отношения в паре, понять своего ребенка, решиться на смену профессии.

  • Работают с экзистенциальными данностями: бессмысленностью жизни, страхом перед смертью, свободой и одиночеством.

  • Разбираются вместе с клиентами в устройстве их личностей, помогают лучше узнать себя — и через эту практику повысить качество жизни.

  • Прорабатывают травмы: насилие, брошенность, потерю и другие. Помогают человеку переосмыслить негативный опыт и жить дальше — лучшим образом.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Эти вопросы рассматривались в контексте:

Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).

Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)

Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.

Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде

последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)

Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.

В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе

он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.

Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.

№ пп

Качество

Удельный

вес, %

1

Умение слушать (слышать), понимать других людей

59,2

2

Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность

52,8

3

Доброта, любовь к людям

52,0

4

Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу)

44,1

5

Интеллект

41,7

Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.

ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»

Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования

Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.

3. Изучить личностные качества психолога.

4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.

Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования

Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.

Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.

Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.

Также по данным, приведенным в исследовании, видно, что чрезвычайно важно обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. На основе моего опыта могу сказать, что большинство преподавателей дают студентам только «сухую» теорию, не обращая внимания на это качество, в результате мы получаем совершенно черствых «специалистов», которые не смогут в должной мере оказать помощь тому или иному человеку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уровень профессионализма и личностных качеств, необходимых в данной профессии, очень важен. Психолог изначально должен обладать определенным набором личностных качеств и понимать это, а также осознавать, что несет большую ответственность за свою работу, если этот психолог действительно хочет стать практикующим специалистом в своей области. Необходимо развивать уровень эмпатии у студентов, ведь без этого в практикующей психологии делать нечего. Соблюдая все вышесказанное можно в итоге получить достойных специалистов, а, следовательно, более здоровое в психологическом плане общество.

Временные аспекты консультативной беседы

Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

«В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».

«Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени».

«Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут».

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: «Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?» Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной-двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Для консультативной беседы необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен столик или стол, на котором можно было бы, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене — важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно и динамично.

2. Время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет и взрослыми людьми консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

11. Технологии ведения консультативной беседы и базовые навыки консультирования.

Технология ведения консультативной беседы

некоторые принципы организации диа­лога с клиентом в рамках психологического консультирова­ния, изложенные Ю.Е. Алешиной (1993, с. 40-59):

1. Ограничение речи консультанта в диалоге. Присут­ствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не пере­бивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естествен­ны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

2. Приближение разговорной речи консультанта к язы­ку клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; б) максимально использовать те сло­ва и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, ка­кую репрезентативную систему использует клиент для органи­зации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соот­ветствующие его репрезентативной системе. С репрезентатив­ными системами и алгоритмом подстройки к клиенту с учетом доминирующей у него репрезентативной системы рекомендуем ознакомиться по книге Р. Бэндлера и Дж. Гриндера (1994) или по другим известным изданиям этих авторов.

3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в свя­зи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происхо­дит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

  • Предложение клиенту нескольких возможных альтерна­тив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернати­вы. Цель формулирования альтернатив — не поиск пра­вильного ответа, а стимулирование клиента, демонстра­ция образцов, отталкиваясь от которых, легче описать свои чувства.
  • Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций • в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обо­значающие отношение к чему-либо, а также качество *J действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что «’ стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. & Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально *: значимые слова и психолог вместе с клиентом пытаются s сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых пере­живаний.
  • Использование парадоксальных вопросов. Цель парадок­сальных вопросов — поставить под сомнение то, что кли­ент считает абсолютно очевидным или само собой разу­меющимся. Общеизвестные истины типа «Грубить нехо­рошо», «Родители всегда знают лучше, что нужно ребенку» обычно служат надежным прикрытием для ис­тинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода . выражениями. Типичная формулировка парадоксально­го вопроса начинается словами «А почему бы не…?». На­пример, «А почему бы вам действительно не сказать, раз вы так думаете?».
  • Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель уточ­няющих и углубляющих формулировок — постепенно пе­реводить рассказ клиента с поверхностного на более глу­бокие уровни переживаний. Пример такой формулиров­ки: «То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству». При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное — не выходить за пределы очевидного. Каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.
  • Использование интерпретаций. Речь идет о том, что­бы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмо­циями. Ю.Е. Алешина (1993) предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих прояв­лений, где одна из координат — ось любви, а другая -. ось власти. Согласно распространенным на Западе . взглядам большая часть человеческого поведения оп­ределяется этими базовыми эмоциями, потребностя­ми, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпре­таций. Например, психолог спрашивает клиентку, по­чему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Кли­ентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпре­тация психолога: «Т. е. ваше молчание в отношениях со свекровью — попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».
  • Перефразирование. То, что было негативным, основани­ем для беспокойства и переживаний, должно стать при­чиной положительных эмоций, способных если не пол­ностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интен­сивность.

12. Этапы консультативной беседы.

Слово «этап» обозначает отдельный момент, стадию в разви­тии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако на­блюдаются и некоторые различия, связанные в основном с под­робностью и логичностью, полнотой изложения. Излишняя полнота, однако, не всегда является достоинством, поскольку затеняет основную мысль, логику автора. Этапы психологиче­ского консультирования описывали и разбирали Ю.Е. Алеши­на (1999, 1993), Г.С. Абрамова (2001), П.П. Горностай и СВ. Васьковская (1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложе­ние можно найти в работах Ю.Е. Алешиной. В нашем описа­нии этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной. Кроме этой модели, предла­гаем студентам ознакомиться с иными перечисленными выше. Следует заметить, что в реальном психологическом консульти­ровании редко возникает возможность до конца и последова­тельно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультан­та к консультативному процессу.

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание.

3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что «не хватает сил», «не понимаю как» и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным).

Установки можно «принимать» в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать.

3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

История появления профессии

Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.

Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.

Круг обязанностей специалиста

Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.

Спортивный психолог занимается:

  • профессиональной ориентацией спортсменов;
  • оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
  • психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
  • разработкой индивидуальных развивающих планов;
  • выработкой полезных установок и личностных качеств;
  • диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
  • индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
  • подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
  • терапией психотравм;
  • улаживанием внутрикомандных конфликтов;
  • психологической реабилитацией.

Круг обязанностей специалиста

Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.

Специальный психолог занимается:

  • индивидуальным и групповым консультированием;
  • диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
  • определением видов отклонений;
  • разработкой реабилитационных планов;
  • выбором воспитательных и обучающих методик;
  • социальной адаптацией детей и подростков;
  • профилактикой поведенческих нарушений;
  • консультированием ближайших родственников ребенка;
  • разрешением конфликтов;
  • контролем результативности обучения.

Вакансии и средняя зарплата психолога в России

Если речь идет о государственном секторе, то зарплата психологов крайне мала. Согласно интернет-сервисам по поиску сотрудников, оклад при работе педагогом-психологом составляет 15 – 20 тысяч рублей

. К ним же можно приплюсовать премии и проценты от количества отработанных часов.

Совсем другое дело – частные учебные заведения. Там заработная плата может достигать порядка 50 тысяч рублей.

Вакансии на рынке труда для психологов часто связаны с воспитанием детей. Периодически появляются предложения работы психологом-консультантом, но их крайне мало.

Так как психолог — это тот, кто занимается изучением психических проявлений человека, то он может делать это самостоятельно, даже в своей квартире. По информации сайтов, предлагающих услуги психотерапии, частный психолог в России получает зарплату, исходя из своей ставки и количества клиентов. Успешные психологи получают от 100 тысяч рублей и более.

Профессиональный психолог — консультант. Кто он?

Буду писать только о личных качествах, которыми должен обладать психолог. При этом предлагаю не изобретать велосипед, а обратиться к классикам, которым удалось соединить в себе практика и теоретика.

Так, Е. Сапогова (1997) предлагает оперировать не качествами личности, а «составляющими профессиональное сознание». Изложенная далее информация является очень кратким конспектом ее работы «Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух». Все пункты прошли проверку через нахождение подтверждающих примеров из собственной практики и неоднократно обговаривались со студентами-психологами.

Итак, составляющие профессионального сознания.

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (ГИБКОСТЬ) и ИНТУИТИВНОСТЬ. Психолог вынужден избавляться от «школярской парадигмы» верно-неверно, хорошо-плохо, правильно-неправильно, ибо в психологии подобная дихотомия не имеет места. Вместо этого он вынужден мыслить безоценочно, контекстно, континуально, ориентируясь на индивидуальную семантику и личностные смыслы (и свои также).

ДИАЛОГИЧНОСТЬ. Объективное исследование не сможет открыть истинного субъекта: овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа. К этому можно подойти …заставить его самого раскрыться – лишь путем общения с ним, диалогически.

Субъект является динамичным «текстом» самого себя (и других) для самого себя. И тогда основным средством работы психолога становится семантическое удвоение себя и другого сознания с помощью языка, т.е. интерпретация, истолкование, осмысление. Поэтому следующие составляющие – ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТЬ и ДЕМИУРГИЧНОСТЬ.

Выступая не только как самоинтерпретатор, но и как толкователь «текстов» других людей, психолог попадает в сложную семантическую ситуацию: чтобы толковать, он должен быть более широким и полным «текстом» (словарем, энциклопедией, руководством), содержать в себе множественные языки и смыслы, на которых «говорит» чужое сознание. Это делает исключительно важной частью профессионального сознания ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ, ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ, КРИПТОГРАФИЧНОСТЬ.

ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ ОПИСАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ психологической действительности напрямую связано с владением теоретическими конструкциями, объяснительными системами и законами, созданными в науке для понимания психологических феноменов. …Система понимания другого человека, – концепция, сопряженная с построением особых, только ей присущих языков. Психолог должен владеть как эзотерическими, экзотическими языками, так и языками mass media. Понимать другую личность – это и значит принимать и понимать язык, на котором она себя выражает, поскольку на каждом языке оказывается сказанным лишь то, что на нем можно сказать.

ФИЛОСОФИЧНОСТЬ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОСТЬ в этом плане становятся естественными составляющими профессионального сознания. Когда-то М.К.Мамардашвили определил философию как сознание вслух. Воспользовавшись этой метафорой, можно определить психологию как самосознание вслух.

Еще один элемент профессионального психологического сознания – ЭКОЛОГИЧНОСТЬ. Психолог бережно относится к любым составляющим познаваемой личности (проблемы); ничто для него не является лишним, избыточным, и любая предложенная клиентом «часть» может быть взята как «целое», если указан «хронотоп» и условия его существования.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ, ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ – эти термины определяют такие области профессиональной ментальности, как допущение отсутствия значимых различий между фактами и их описанием, истиной и верой. …Психолог и есть тот, кто, отыскав необходимый (утраченный клиентом) смысл, заново связывает его и личность клиента, субъекта и мир, устанавливает их онтологически новое «бытие вместе».

ВООБРАЖЕНИЕ (МОДЕЛИРОВАНИЕ) и КРЕАТИВНОСТЬ – элементы квалифицированного профессионального сознания, которые обеспечивают установление и компоновку связей. Возможно, именно на них и основаны умение слышать в тексте клиента значимые элементы, интуитивно уловить, что именно они значимы; умение создавать новые структуры (гештальты) из наборов ключевых идей, образов, представлений клиента; умение контекстно достраивать высказывания клиента, вписывая их в его индивидуальный опыт; умение выводить проблему из рамок, поставленных самим клиентом при рефлексии своей проблемы и т.д. Воображение используется в профессиональной деятельности психолога или как выход в новые сферы познания психологической действительности или же, как смена парадигмы – выход за пределы метода, способа познания.

ГУМАНИТАРНОСТЬ – данное свойство обеспечивает своеобразный «протест» против технологичных подходов к анализу личности и взаимодействия с нею в консультировании. Условно говоря, современный консультирующий психолог, владеющий приемами компьютерной диагностики, должен на время «забывать» о цифрах, точности, логике, когда погружает руки в «пылающий жар» чужой психики, где точность и технологичность по определению не годятся, где оказывается бесполезной Аристотелева линейная логика.

ЗНАКОВОСТЬ, СИМВОЛИЧНОСТЬ – всеобщее свойство сознания, а психологического особенно. Как пишет В.П.Зинченко, по своему происхождению сознание непосредственно связано с символом, т.е., строго говоря, с артефактом, который может быть многозначен, может иметь переменный смысл, терять его.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ сознания психолога обнаруживает себя в том, что оно может быть уподоблено любому другому сознанию, стать всем что угодно, не разрушая индивидуального поэтического космоса.

В рамках данной дискуссии, думаю, будет интересным и определение психологии, которое дает Е.Сапогова. Психология – это не цеховое ремесло, осваиваемое со стороны навыков и перечня канонических знаний; это очень сложная, душевно затратная, глубинно ориентированная форма профессиональной жизни личности, требующая от человека больших личностных сил, личностной смелости и «самости», личностной энергии, ответственности даже не перед законом, а перед «звездным небом над головой и нравственным законом внутри нас» (И.Кант).

Все люди очень разные. К вам никогда не будут приходить безупречные и восприимчивые клиенты. Обязательно найдутся такие, которые будут вас раздражать, чьи ценности будут противоречить вашим. Возможно, вам не нравится стрижка человека, его манера одеваться, его речь, его привычки, его взгляд на жизнь. Или он расскажет вам что-то такое о себе, что вызовет шок или отвращение. Не исключено, что в какой-то момент вы почувствуете отторжение и даже нежелание дальше работать с человеком.

Однако это нельзя назвать профессиональным подходом. Настоящий специалист способен на толерантность, он отказывается от оценочных суждений. Его задача – изменить не те черты, которые его в качестве психолога не устраивают, а те, которые мешают жить самому клиенту. Максимальная терпимость и безоценочность – одни из самых важных, но при этом самых труднодостижимых качеств. Но если вы их сумеете развить, то принесете пользу не только клиенту, но и себе, так как получите более широкий взгляд на мир.

Стремление к саморазвитию

И еще одно критически важное качество – это желание постоянно развиваться, узнавать новое. Настоящий специалист стремится повышать свою квалификацию, проходит дополнительные курсы, осваивает новые техники и приемы. Все клиенты разные и по-своему реагируют на работу с психологом. Чем большим арсеналом средств вы владеете, тем выше шансы на успех.

Но саморазвитие – это не только повышение квалификации. Чем более гармоничной и уравновешенной личностью вы являетесь, тем легче взаимодействовать с людьми, погружаться в их проблемы, сопереживать, но при этом оставаться достаточно отстраненным.

Поэтому важно совершенствовать и собственную личность, чтобы стать настоящим профессионалом, развивать такие качества, как целеустремленность, выдержка, позитивное мышление и толерантность.

Мы рассмотрели, какими качествами должен обладать психолог и зачем они нужны. Повысить свой уровень мастерства и погрузиться в тонкости этой профессии можно в школе профессиональной практической психологии «Центр ИнтерАктив». Только постоянно совершенствуясь, вы станете по-настоящему грамотным специалистом и сможете помогать людям.

В чем разница c психотерапевтом

Как психотерапевты, так и психологи проводят и психотерапию, и исследования, но между этими двумя профессиями есть существенные различия.

Первое различие заключается в образовании: психотерапевт имеет медицинское образование и является врачом, а психолог – бакалавр, магистр или доктор наук по психологии. Второе отличие заключается в том, что психотерапевт может назначать лекарства, а психолог — нет.

Если вы пытаетесь выбрать одну из двух профессий, вам нужно будет определить, предпочитаете ли вы оценивать, диагностировать, лечить и предотвращать психические заболевания и иметь возможность назначать лекарства своим пациентамили вы предпочитаете проводить психотерапию, проводить психологические тесты и проводить исследования.

Психологи обычно диагностируют психические расстройства и работают с врачами, чтобы те могли определить лекарственные препараты для пациентов, когда психотерапевт может этого не делать. Они являются частью услуг в сфере здоровья, при этом психотерапевт может даже не иметь знаний или академической подготовки, которую имеет психолог. Возможно, вы слышали термин «клинический психолог»? Клинический психолог — это специалист по психическому здоровью, который имеет специальную подготовку и может диагностировать психические заболевания и выявлять хронические поведенческие проблемы.

У психотерапевтов есть свои преимущества. Психотерапевт — это тот, кто может консультировать и помогать вам с чувствами и решениями проблем в рамках системы здравоохранения. На самом деле, психотерапевт может быть гораздо более гибким, потому что он не строго связан с ограничениями и поэтому он работает с гораздо более разнообразными методами. Психотерапевты могут также включать в себя консультантов по вопросам брака или отношений или тех, кто работает в социальных учреждениях, помогая людям с ограниченными возможностями приспособиться. Вы также можете найти специалистов, которые работают в рамках определенных методов психотерапии.

Психологи, с другой стороны, могут охватывать большое количество различных профессий. Сюда часто включают и социальных работников, и различных консультантов. Из-за этого они могут иметь квалификацию в различных областях, включая доктора наук, магистра или бакалавра психологии. Хотя они могут также предоставлять помощь и поддержку, функции психолога совершенно разные в зависимости от области его компетенции и уровня квалификации.

Каждый из этих двух типов специалистов больше концентрируется на одном из аспектов психического здоровья

Психотерапевты чаще обращают внимание на признаки и симптомы психического заболевания, в то время как психологи больше внимания уделяют оказанию помощи в решении проблем, которые могут быть новыми для вас. Хотя оба специалиста делают и то, и другое, но у них разная специфика

Еще одно отличие в том, что психотерапевт может больше рассматривать вашу проблему с точки зрения работы мозга, в то время как психолог может лучше понимать практические аспекты ваших проблем. Психотерапевт может больше сосредоточиться на перестройке работы мозга, в то время как психолог больше заботится о том, чтобы помочь вам понять ваши чувства и управлять ими, а также помочь вам сделать лучший жизненный выбор. Опять же, оба они делают все эти вещи, но именно акцент, который они делают на каждом из аспектов вашей жизни, раскрывает разницу между ними.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...