Cтал известен полный список госпрограмм для поддержки молодежи в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Cтал известен полный список госпрограмм для поддержки молодежи в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Это госпрограммы льготного кредитования для молодёжи в Нур-Султане и Алматы. Участвовать могут молодые специалисты (возраст до 35 лет), работающие в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, СМИ, ДЧС и др. Главное требование — трудоустройство в государственных городских и республиканских учреждениях.

Арендное жильё без права выкупа

По этой программе можно снимать квартиру и платить за неё от 5 тыс. до 15 тыс. тенге в месяц, что позволит в это время копить на покупку собственного жилья.

Требования

  • Возраст: до 29 лет.
  • Образование: законченное среднее, среднее специальное, высшее образование.
  • Официальное трудоустройство.
  • Постоянная прописка (последние 2 года).
  • Отсутствие жилья в собственности по РК у заявителя и всех членов семьи (последние 2 года).
  • Ежемесячный доход: минимум 40 МРП (122.5 тыс. тенге) за последние 6 месяцев.

Что касается проекта «С дипломом в село», он реализуется с 2009 года. Основной целью является стимулирование и закрепление дипломированных специалистов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты.

В рамках проекта предусматриваются меры социальной поддержки в виде выплат подъемного пособия в размере 100 МРП, или 252 500 тенге. В число мер социальной поддержки входит бюджетный кредит на жилье в сумме, не превышающей 1 500 МРП, или 3 787 500 тенге

С момента старта и по 2020 год свыше 77 тысяч специалистов получили подъемное пособие на сумму 11,5 млрд тенге. Свыше 36 тысяч специалистов получили бюджетные кредиты для приобретения жилья на сумму 105,3 млрд тенге. Так что основная задача проекта по стимулированию и закреплению специалистов, прибывших для работы и проживания в сельскую местность, на сегодняшний день успешно выполняется.

Арендное жилье без права выкупа для работающей молодёжи

Данная программа поможет работающей молодежи временно решить квартирный вопрос. Официально трудоустроенные молодые люди смогут оплачивать аренду по доступной цене и одновременно накапливать деньги на покупку собственной квартиры.

Условия аренды:

  • Вид жилья: арендные квартиры без права выкупа в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
  • Срок аренды: 5 лет без права продления.
  • Ежемесячная арендная плата: 5 000 — 15 000 тенге в зависимости от площади квартиры.

Требования к участникам:

  • Возраст заявителя — до 29 лет на момент подачи заявления.
  • Оконченное среднее или высшее образование.
  • Официальное трудоустройство, подтверждение платежеспособности и наличие пенсионных отчислений.
  • Ежемесячный доход заявителя — не меньше 40 месячных расчетных показателей (минимум 116 680 тг в месяц по состоянию на 2021 год).
  • Постоянная прописка в городе на протяжении 2-ух последних лет.
  • Отсутствие собственного жилья в Казахстане у заявителя и членов его семьи, а также отсутствие арендного жилья с правом выкупа.

Отбор участников программы проходит по бальной системе. Учитывается востребованность специальности заявителя, наличие семьи и детей, банковских депозитов, личные достижения в профессии (грамоты, дипломы, награды и др.).

Образование для молодежи

Образование для молодежи является основополагающим конкурентным преимуществом.

Сегодня образовательными программами охвачено 83% молодежи в возрасте от 14 до 21 года. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» молодежь имеет право на бесплатное начальное, основное среднее и общее среднее образование, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатное техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и послевузовское образование.

В Казахстане охват населения общим средним образованием в возрасте 7-17 лет составил 96%. В системе высшего образования продолжают обучение 56% молодых людей, в системе технического и профессионального образования — 12,5%.

В 2008 году по государственному образовательному заказу в системе технического и профессионального образования обучается 32,4% от общего количества обучающихся, в послесреднем образовании — 17,5% учащихся, в высшем образовании – 18,7%.

Согласно экспресс-опросу удовлетворенность качеством образовательных услуг учащимися и студентами составляет 51% и 65 % родителей обучаемых. Трудоустройство выпускников организаций высшего образования составляет менее 60 %, технического и профессионального менее 70%.

Профессиональное обучение недоступно сельской молодежи. В 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи.

При проведении конкурсов на получение образовательных грантов предусматривается 1% квота приема для молодежи с ограниченными возможностями в развитии, 0,5% для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 30% квота для сельской молодежи на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села.

Для оказания помощи студентам, обучающимся на платной основе, Президентом Республики Казахстан были даны поручения Правительству страны на расширенном заседании Бюро Политсовета Народно-демократической партии «Нур Отан» 12 февраля 2009 года о выделении 11 тысяч дополнительных образовательных грантов и 40 тысяч долгосрочных льготных кредитов для студентов.

В 2008-2009 учебном году контингент студентов республики составляет 633 814 человек, из которых 330 970 обучаются по очной форме, в том числе 206 718 – на платной основе. Среди них 16 166 человек являются отличниками учебы, в том числе около 12 тысяч обучаются на 3-м и старше курсах.

Обучающимся по программам высшего, послевузовского и профессионально-технического образования государством обеспечивается социальная поддержка.

Выпускникам детских домов, а также обладателям образовательных грантов выплачивается ежемесячная государственная стипендия. Размер стипендии в 2009 году составляет студентам 9 375 тенге, магистрантам – 23 958 тенге, докторантам – 36 699 тенге, учащимся колледжей – 7 500 тенге, профессиональных лицеев – 3 250 тенге.

Выплата компенсации на междугородний проезд в каникулярный период обеспечивается за счет средств республиканского бюджета всем обучающимся по государственному заказу. Льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения по решению местных исполнительных органов осуществляется только лишь в г. Алматы, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Атырауской областях.

Общежитиями обеспечено только 36% иногородней молодежи, обучающейся в государственных вузах, 8% — в частных вузах и 2,5 % — в системе технического и профессионального и послесреднего обучения.

Согласно прогнозным расчетам для полного обеспечения иногородних студентов жильем потребность в дополнительном строительстве общежитий сегодня составляет 500 тыс. м 2 .

Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни является одним из стратегически важных направлений государственной политики Республики Казахстан. Охрана здоровья молодежи проводится в рамках действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы здравоохранения.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан» государственная политика в области охраны здоровья граждан проводится на основе принципов доступности и качества оказания медицинской помощи и солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья.

Президентская стипендиальная программа «Болашак»

1993 году от Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева № 1394 от 5 ноября 1993 года была учреждена международная стипендия «Болашак».

Появлению программы способствовали требования времени. Наше государство только обрело независимость и вставало на путь свободных рыночных отношений в экономике, на путь демократии и полноправного вхождения в мировое сообщество, что требовало претворения в жизнь многих реформ. Как известно, проведение любых реформ требует наличия квалифицированных кадров, способных справиться с возложенными на них задачами.

Впервые в истории государств постсоветского пространства талантливой молодежи была предоставлена возможность, получать образование за рубежом полностью за счет государства. С 1994 по 2004 годы включительно в рамках программы «Болашак» образование получили 700 стипендиатов в 13 странах мира.

Международная стипендия «Болашак» стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением этому служит тот факт, что многие выпускники программы занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, в акционерных структурах, работают в различного рода государственных и международных проектах и, тем самым, вносят свой вклад в развитие государства. Однако практика показывала, что организационно-правовое обеспечение реализации программы «Болашак» требует постоянного совершенствования.

На начальном этапе реализации программы «Болашак» (1994-1997 годы) более 30 % стипендиатов выбывали из программы из-за низкой успеваемости или не возвращались в Казахстан после завершения обучения. Анализ показал, что основной причиной высокой доли невозвращения в Казахстан стало отсутствие каких-либо обязательств стипендиатов перед государством.

В 1997 году было разработано Положение о порядке присуждения стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 3 марта 1997 года № 3375. Положение затрагивало процедуры приема документов и отбора претендентов, а также предусматривало трудоустройство стипендиатов в государственные органы и организации Республики Казахстан после завершения полного курса обучения.

Другим вопросом, требовавшим решения, был вопрос о диспропорции в направлениях обучения. За 1994-1997 годы стипендия «Болашак» была присуждена, в основном, выпускникам экономических и гуманитарных факультетов казахстанских вузов. Выпускники технических факультетов были представлены в программе крайне мало, что было связано это с тем, что учебными планами технических специальностей предусматривается изучение иностранных языков в меньшем объеме по сравнению с учебными планами экономических и гуманитарных специальностей.

Начиная с 2000 года, в связи с изданием Указа Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 «Об утверждении Правил отбора претендентов и присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», претенденты с инженерным и техническим образованием получили право принимать участие в конкурсе на присуждение стипендии «Болашак» без учета требования о свободном владении одним из иностранных языков.

Таким образом, за 1994-2004 годы существования международной стипендии «Болашак» Министерством образования и науки РК был накоплен опыт в методологии отбора претендентов на присуждение стипендии. За эти годы Правила отбора претендентов изменялись дважды – в 1997 и в 2000 годах. Каждое нововведение было основано на накопленном в предшествующие годы опыте, с подведением определенных результатов и ставило новые задачи перед программой с учетом социально-экономических изменений, происходящих в казахстанском обществе.

В 2005 году Глава государства в Послании народу Казахстана объявил о необходимости ежегодного предоставления трем тысячам молодых и талантливых казахстанцев возможности обучения в ведущих учебных заведениях мира по международной стипендии «Болашак».

Необходимость в увеличении количества стипендиатов была вызвана веянием времени. В условиях уже сформировавшейся рыночной экономики государство выбрало путь развития, основанный на модели конкурентоспособной экономики и устойчивом росте приоритетных для Казахстана отраслей с постоянно растущей потребностью в специалистах в области индустриально-инновационного развития, образования и науки, менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, реформирования жилищно-коммунального хозяйства и других.

Претворение в жизнь инициативы Главы государства по увеличению количества стипендиатов международной стипендии «Болашак» было поручено реализовывать Акционерному обществу «Центр международных программ», учрежденному в этих целях постановлением Правительства Республики Казахстан № 301 от 4 апреля 2005 года.

С 2005 года наблюдается рост количества стипендиатов, более того, ожидается, что к 2009-2010 учебному году количество обучающихся стипендиатов программы «Болашак» составит 3000 человек.

С 2008 года научным и педагогическим работникам предоставлена возможность прохождения научных стажировок, а также введены квоты для сельской молодежи, государственных служащих, научных и педагогических работников.

В целях повышения качества образования, получаемого в рамках программы, проводится сокращение Списка ведущих зарубежных высших учебных заведений, научных центров и лабораторий, рекомендуемых для обучения и прохождения научной стажировки обладателями международной стипендии «Болашак». В него будут входить лучшие университеты, занимающие ведущие позиции в мировых рейтингах.

Ипотечные программы для Молодых семьей реализуемые в Казахстане

Для малых городов и сельских населенных пунктов госпрограмма молодая семья более лояльна. Нет жесткого требования о длительности брака, можно подавать документы на ипотеку и до того момента, когда истечет 2 года с заключения брака. Если пара желает поселиться в сельской местности, не обязательна и прописка в населенном пункте.

С 2015 года стартовал государственный проект «Нурлы Жол», инициированный президентом Республики Казахстан. В рамках этой линии предусмотрена поддержка наиболее незащищенных слоев населения, стабилизация экономики в период кризиса за счет накопленных резервов.

Целенаправленное использование денежных средств предусматривает и вложение в ипотечное кредитование для молодых семей. Первый шаг – постройка социального жилья, которое в дальнейшем поступает в аренду гражданам, недавно заключившим брак. Условия выполнения программы предусматривают использование средств из Национального фонда.

Документы, необходимые для оформления

Если семья заинтересована в аренде жилья, ей необходимо обязательно обратиться в акимат по месту проживания. Даже если граждане не попадают в льготные категории населения, они могут рассчитывать на улучшение жилищных условий. При оформлении кредита в банках Казахстана также требуется собирать массу свидетельств. Конечно, пакет документов, необходимый для получения ипотеки, в разных кредитных организациях может отличаться.

Поэтому ниже будет представлен лишь примерный перечень бумаг:

  • удостоверение личности каждого из супругов (+копии);
  • согласие заемщика на предоставление кредитной истории в бюро;
  • отчет о закрытых займах, полученный в одном из кредитных бюро Казахстана;
  • справка, подтверждающая получение дохода в течение 6 месяцев;
  • копия свидетельства о заключении брака (о расторжении брака, о смерти – для вдов);
  • документы на недвижимость.

Чтобы получить ипотеку для молодых семей, также необходимо оценить стоимость жилья с помощью независимой оценочной комиссии. Квартира выступает в качестве обеспечения по кредиту и документы по оценке должны быть представлены как банк, так и заемщикам.

Статья 8. Гарантии в сфере труда и занятости, содействие решению жилищных проблем молодежи

1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости осуществляется посредством:

1) развития общественных работ для молодежи;

2) разработки и реализации программ занятости молодежи;

3) организационной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, создающих рабочие места для молодежи;

4) создания и организации деятельности молодежных трудовых объединений в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, в том числе на базе учебных заведений.

2. Молодежи Республики Казахстан гарантируется:

1) содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышении квалификации;

2) содействие в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов;

3) содействие в обеспечении доступности для молодых людей, являющихся инвалидами, программ обучения, переподготовки и стажировки в высших учебных заведениях, в том числе посредством дистанционного обучения.

3. Решение жилищных проблем молодежи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Информационное обеспечение и научное обоснование государственной молодежной политики в Республике Казахстан

1. Государственные органы осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной молодежной политики в Республике Казахстан, информированию молодежи о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, поддержку молодых семей, о формах сотрудничества с молодежными организациями и реализации других прав в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан. В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодежи посредством создания информационных систем, центров информации для молодежи, осуществляется сотрудничество с представителями средств массовой информации.

Государственные органы обязаны информировать молодежь, молодежные организации через средства массовой информации о планируемых и осуществляемых мероприятиях по реализации государственной молодежной политики.

2. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией организуют научные исследования по проблемам государственной молодежной политики в Республике Казахстан. Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием, учитываемым при разработке государственных и региональных программ в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан.

3. На основании результатов исследований в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан уполномоченный орган ежегодно разрабатывает и представляет Правительству Республики Казахстан доклад о положении молодежи в Республике Казахстан и публикует его в средствах массовой информации.

Доклад о положении молодежи в Республике Казахстан рассматривается центральными и местными государственными органами в пределах их компетенции для принятия соответствующих решений.

Кто может получить грант?

Проект рассчитан на:

  • лиц, прошедших профильную подготовку на курсах Центров занятости;
  • безработных (независимо от факта регистрации в Центре занятости);
  • самозанятых лиц, проживающих в сельской местности и малых городах.

Для того, чтобы претендовать на получение гранта, необходимо:

  • стать участником программы «Енбек»;
  • пройти курсы краткосрочного профильного обучения на базе Центра занятости или обучения основам предпринимательства (в колледжах, ВУЗах, организациях послевузовского образования, по проекту «Бастау Бизнес» на базе РПП «Атамекен»);
  • ранее не получать гранты в рамках других госпрограмм.

Вместе с тем, стать участниками программы «Енбек» могут безработные и самозанятые, переселенцы (мигранты), кандасы, а также получатели адресной социальной помощи (АСП). При этом приоритетное право имеют трудоспособные инвалиды, молодежь, члены малообеспеченных и (или) многодетных семей.

Развитие потенциала опорных школ в сельской местности

Цель Проекта: повысить эффективность развития опорных сельских школ в тесном партнерстве с сильнейшими школами страны, а также оказать содействие сокращению разрыва качества образования по территориальному и социально-экономическому признакам за счет материально-технического оснащения сельских школ и создания равных условий в профессиональном развитии педагогов.

  • целевая группа благополучателей: 17 сельских школ в регионах (по согласованию с Министерством просвещения РК)

Оснащение специальных школьных организаций образования

Цель Программы: поддержка специальных школьных организаций образования и организация системной помощи по укреплению материально–технической базы специальных организаций образования для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в развитии всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

  • 99 специальных организаций образования, из них 31 школа в 2022 году (по согласованию с Национальным научно–практический центром развития специального и инклюзивного образования);

Кто может получить грант?

Предоставление грантов по программе «Енбек» регулируется постановлением Правительства РК №513 от 23.08.2018 г.

Проект рассчитан на:

  • лиц, прошедших профильную подготовку на курсах Центров занятости;
  • безработных (независимо от факта регистрации в Центре занятости);
  • самозанятых лиц, проживающих в сельской местности и малых городах.

Для того, чтобы претендовать на получение гранта, необходимо:

  • стать участником программы «Енбек»;
  • пройти курсы краткосрочного профильного обучения на базе Центра занятости или обучения основам предпринимательства (в колледжах, ВУЗах, организациях послевузовского образования, по проекту «Бастау Бизнес» на базе РПП «Атамекен»);
  • ранее не получать гранты в рамках других госпрограмм.

Стать участниками программы «Енбек» могут:

  • безработные и самозанятые;
  • переселенцы (мигранты);
  • кандасы (оралманы);
  • получатели адресной социальной помощи (АСП).

Приоритетное право имеют:

  • трудоспособные инвалиды;
  • молодежь;
  • члены малообеспеченных и (или) многодетных семей.

Т.е. рассчитывать на получение стартового капитала могут участники двух направлений программы «Енбек»:

  • I направления –«Обеспечение профессиональной квалификацией» (закончившие профильные курсы при Центрах занятости);
  • II направления -«Развитие массового предпринимательства» (безработные и самозанятые, окончившие курсы обучения основам предпринимательства).

Не могут стать слушателями курсов:

  • государственные служащие;
  • женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • студенты средне-специальных учебных заведений и ВУЗов.

    В соответствии с документом, запланирован комплекс мероприятий, направленных на активизацию молодёжи путём мониторинга жилищных вопросов, содействия их занятости, поддержки молодых учёных и стартап-проектов, реализации проекта «Доступный спорт». Комплексный план состоит из 55 пунктов по 10 направлениям. Об этом в ходе заседания коллегии сообщил вице-министр информации и общественного развития Асхат Оралов.

    По его словам, в целях обеспечения методологической базы государственной молодёжной политики и дальнейшей её адаптации к актуальным запросам и интересам молодёжи разработан национальный доклад «Молодёжь Казахстана – 2020».

    «Для совершенствования работы в сфере семейной политики утверждён и реализуется второй этап плана мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики РК до 2030 года. Разработан ежегодный национальный доклад «Казахстанские семьи», в котором проведён анализ благосостояния казахстанских семей с учётом влияния пандемии COVID-19. По итогам анализа выявлены вопросы, требующие решения в отрасли, даны рекомендации заинтересованным государственным органам. На основании рекомендаций экспертов будут внесены изменения в планы.

    В 2020 году в целях поддержки неправительственных организаций продолжили реализацию социально значимых проектов, в том числе в онлайн формате. В результате, реализовано 22 социальных проекта в сфере молодёжной и семейной политики с привлечением 16 неправительственных организаций, организовано более 200 мероприятий с участием более 300 тыс. человек. По реализованным проектам информационный охват в СМИ и социальных сетях составил порядка 11 млн. человек. Аналогичные проекты реализованы и на региональном уровне», — сказал Оралов.

    Кроме того, формат дистанционной реализации проектов и новые технологии позволили провести работу по усилению организационно-методической базы 209 региональных молодёжных ресурсных центров.

    «В течение года реализованы новые проекты, в рамках которых свыше 600 тысяч представителей нового поколения со всех регионов страны получили необходимые консультации по различным направлениям государственных программ и инициатив, направленных на поддержку молодёжи. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2021 году. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, международное сотрудничество в сфере молодёжной политики с нашими стратегическими партнёрами из стран СНГ продолжилось. Также в соответствии с мировой практикой в стране планируется проработать «индекс развития молодёжи» и включить его в документы системы государственного планирования», — сказал вице-министр.

    В соответствии с задачами, поставленными Главой государства, МИОР РК планирует разработать национальный проект «Тәуелсіздік ұрпақтары», ежегодные национальные доклады «Молодёжь Казахстана-2021» и «О противодействии семейно-бытовому насилию в Республике Казахстан», определяющие положение молодёжи и семьи, а также создать и организовать работу Республиканского проектного офиса по работе с молодёжью категории NEET.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...