Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится транспортный налог в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 41 |
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Освобождение от налогообложения
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
-
в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
-
снятые с учета до 1 июля 2021 г.;
-
выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК;
-
организаций, законсервированные в порядке, установленном Совмином.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Каких изменений стоит ждать в 2020 году
Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.
Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.
Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.
Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.
Вместо госпошлины — плата за участие в дорожном движении
Согласно проекту указа, госпошлину для физлиц предлагается упразднить, вместо нее будет плата за участие транспортных средств в дорожном движении. Ее плательщиками будут признаваться физлица, зарегистрировавшие транспортные средства в ГАИ.
Ставки платы установят в базовых величинах (сейчас 1 БВ — Br25,5), они будут зависеть от вида транспорта и (или) его разрешенной максимальной массы. Например, для легкового авто с разрешенной максимальной массой не более 1,5 т ставка платы составит 0,25 БВ в месяц; более 1,5 т, но не более 2 т — 0,5 БВ; более 2 т, но не более 3 т — 0,67 БВ; более 3 т — 0,92 БВ. Ставку платы за мотоцикл предлагается установить в размере 0,17 БВ.
При этом от платы предлагается освободить физлиц, которым принадлежат авто, специально оборудованные для использования инвалидами.
Важный момент — для организаций и индивидуальных предпринимателей госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении остается.
Госпошлины больше не будет. Её упразднят, а вместо неё введут транспортный налог. Суть в названии. Если сейчас надо заплатить за допуск к участию в дорожном движении, то в будущем — непосредственно за сам факт владения транспортным средством. Или средствами. Чем их больше, тем выше расходы. Сродни налогу на роскошь. В то же время новый налог коснется и владельцев так называемого автохлама. Машина зарегистрирована в Государственной автомобильной инспекции МВД? Значит, является объектом налогообложения. Не имеет значения, что она, например, давно не эксплуатируется или используется только несколько месяцев в году.
Главная новация — уплату налога отвяжут от прохождения техосмотра.
«Таким образом, будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уклоняются от уплаты государственной пошлины и, соответственно, от прохождения технического осмотра», — пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО.
С 1 января в Беларуси вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введен транспортный налог.
Транспортный налог будут уплачивать все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД.
С 2021 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь дополнен главой 28-1, согласно которой транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ МВД), с 1 января 2021 г. будут облагаться транспортным налогом.
Одновременно с введением транспортного налога упраздняется взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом физическими лицами, уплатившими до 1 января 2021 г. государственную пошлину и получившими разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, транспортный налог будет уплачиваться пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.
Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами и организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Транспортный налог подлежит уплате физическими лицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении.
В главе 28-1 Налогового кодекса определен перечень транспортных средств, за которые транспортный налог их владельцами уплачиваться не будет. В частности, к таким транспортным средствам относятся транспортные средства:
- год выпуска которых 1991 г. и ранее либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- находящиеся в угоне;
- специально оборудованные для использования инвалидами;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 г.;
- снятые с учета в ГАИ МВД до 1 июля 2021 г.
Как и когда платить дорожный налог
Оплачивать налог на авто в Республике Беларусь необходимо при техосмотре – документ об оплате дорожного налога является одним из условий прохождения технического осмотра. Разрешение выдается сотрудниками УП «Белтехосмотр» по месту проведения техосмотра. На каждое транспортное средство оформляется отдельный платежный документ на уплату госпошлины.
Данный налог оплачивается:
- Физическими лицами: величина налога зависит от вида и массы транспортного средства. Оплата производится через банк или отделение организации связи Министерства связи и информатизации (почтовое отделение).
- Индивидуальными предпринимателями: пользуются ставками, установленными в отношении физических лиц.
- Юридическими лицами (организациями): ставки на порядок выше, отличие отсутствует лишь в том случае, если транспортным средством, за вступление которого в дорожное движение оплачивается налог, является автобус. Видимо, обусловлено это тем, что вероятность того, что какое-либо физическое лицо будет пользоваться автобусов в личных целях и, грубо говоря, ездить на нем за покупками в магазин, очень низка. Оплата производится через банк.
А если уже успел уплатить налог в этом году?
Для юридических лиц назначены особые условия начисления госпошлины. Они не совпадают со ставками для физических лиц по величине и по зависимости платы от веса транспортного средства.
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 3 т. | 162 |
автомобиль весом от 1 т. до 2 т. | 209 |
автомобиль весом от 2 т. до 3 т. | 255 |
автомобиль весом более 3 т. | 325 |
мотоцикл | 70 |
У юридических лиц, как и у граждан, есть свои льготы и скидки при оплате транспортного налога, но основания для льгот принципиально отличаются. Рассмотрим их отдельно.
Алгоритм оплаты траснспортного налога зависит от статуса автовладельца и его собственного выбора.
Юридические лица обычно платят транспортный налог со своих расчетных счетов в адрес Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области или городу Минску. Другие реквизиты можно найти на сайте своей налоговой инспекции. Коды – 03005 и 03006.
Новая дорожная арифметика: кто и когда будет платить транспортный налог?
Владелец транспортного средства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс транспортного средства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрешенная макс. масса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст транспортного средства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посчитать налог |
Ставки для физических лиц и ИП: | ||
---|---|---|
Максимально разрешенная масса | кол-во б.в. | Цена за год |
Легковой автомобиль | ||
не более 1,5 тонны | 3 базовых | 69 руб |
более 1,5 тонны, но и не более 2 тонн | 6 базовых | 138 руб |
более 2 тонн, но не более 3 тонн | 8 базовых | 184 руб |
более 3 тонн | 11 базовых | 253 руб |
Прицеп не более 0,75 тонны | 2 базовых | 46 руб |
Прицеп-дача (караван) | 5 базовых | 115 руб |
Грузовой автомобиль | ||
не более 2,5 тонны | 8 базовых | 184 руб |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 17 базовых | 391 руб |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн | 22 базовых | 506 руб |
более 12 тонн | 25 базовых | 575 руб |
Прицеп и полуприцеп более 0,75 тонны | 11 базовых | 253 руб |
Автобус с числом посадочных мест | ||
до 20 включительно | 12 базовых | 276 руб |
от 21 до 40 включительно | 17 базовых | 391 руб |
свыше 40 | 22 базовых | 506 руб |
Прочее | ||
Мотоцикл | 2 базовых * 2 года | 46*2 = 92 руб |
Максимально разрешенная масса – иными словами это полная масса автомобиля, которая определяется заводом для обозначения максимально допустимой нагрузки. Данная масса должна быть указана в техпаспорте автомобиля.
Оплачивать налог на авто в Республике Беларусь необходимо при техосмотре – документ об оплате дорожного налога является одним из условий прохождения технического осмотра. Разрешение выдается сотрудниками УП «Белтехосмотр» по месту проведения техосмотра. На каждое транспортное средство оформляется отдельный платежный документ на уплату госпошлины.