Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Москве пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С одной стороны, у ребенка уменьшится нагрузка в школе. Это значит, что он сможет больше времени уделять другим предметам: русскому, английскому, математике. А еще он будет меньше уставать.
Можно ли выучить французский всего за один урок в неделю? Почему мамы и папы выступают против введения второго иностранного языка в школах? И правда ли, что он превратился в полнейшую профанацию?
По данным опросов от 60 до 70% родителей недовольны качеством преподавания второго иностранного языка в школах. Более 62 процентов — считают, что второй иностранный язык и большинству школьников и вовсе не нужен.
Однако сейчас, по действующим школьным стандартам (ФГОС ОО), в 5-9 классах второй «ин-яз» — это обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов, их распределение по годам обучения. Обычно это два урока в неделю. К сожалению, большинство выпускников школ так и остаются на уровне «читаю и перевожу со словарем».
Условия принятия новых стандартов
Государственные стандарты являются обязательным для школ нормативным документом, на их основе разрабатываются учебные программы и учебники.
Действующие были приняты еще в 2010 году. В них конкретно говорится, что второй иностранный язык включается в учебный план в качестве обязательного предмета. На практике второй иняз, конечно, преподавался не всегда, очень часто к его изучению подходили формально.
В 2017 году на образовательные стандарты обратил внимание президент РФ Владимир Путин. Он поручил пересматривать их периодически, так как наука не стоит на месте. И вот новые стандарты приняты, соответствующие приказы утверждены Минпросвещения, и они начнут применяться начиная с 01.09.2022г, то есть со следующего учебного года. Один год дается образовательным организациям для освоения новых правил. И, в частности, на основании новых стандартов состоялась отмена второго иностранного языка в школе как обязательного предмета с 2022-2023 учебного года.
Что закреплено в новых стандартах относительно второго иняза.
В чем преимущества второго языка?
С тех пор как в школах ввели дополнительный иностранный язык, ситуация во многих сферах, в том числе социальной и профессиональной, существенно изменилась. Во-первых, увеличилось количество рабочих мест для учителей. Во-вторых, была разработана учебная программа с новыми пособиями и методичками. Школьную программу корректировали таким образом, чтобы ученики не испытывали дополнительную нагрузку. Несмотря на некоторые минусы образовательной реформы, есть и преимущества:
- Чем больше языков знает человек, тем больше перед ним открывается возможностей. Можно найти работу за рубежом, а если он решит отправиться в путешествие, проще будет задать вопрос и в целом общаться.
- Знанием английского сегодня никого не удивишь, данное явление можно сравнивать с правилом хорошего тона. Работодатели уже начинают активно искать специалистов, которые знают несколько иностранных языков.
- Ученые доказали, что изучение нового языка положительно влияет на психику человека, а также повышает его самооценку.
- У школьников, которые отказались от старой «двуязычной программы», лучше память. Кроме того, они более усидчивые и стали мыслить обширней, что в свою очередь должно положительно сказаться на изучении других дисциплин.
Мой опыт изучения второго языка
Я начала учить английский в двадцать семь лет – съездила в Турцию и поняла, что неловко как-то не знать иностранных языков. Да, было сложно, я работала, да еще и новые отношения завязались практически одновременно с началом курсов английского, но у меня была мотивация, и за полтора года я освоила его настолько, чтобы и в интернете ориентироваться, и ребенку помогать с уроками.
Считаю, что и наши дети подрастут и сами решат, что им нужно, и второй иностранный никогда не поздно учить, особенно если в нем есть потребность. Но это должны быть осознанные усилия, должно быть понимание, зачем ты это делаешь, тогда он и даваться будет проще и не получится так, что потратишь на его изучение много лет, получишь оценку на зачете или экзамене и тут же забудешь на всю жизнь, как страшный сон.
А школы, если уж так хотят сделать для детей хорошо, могли бы давать возможность бесплатно заниматься иностранным факультативом. Кто захотел – тот пошел. Все-таки к иностранным языкам должна быть склонность, чтобы учить их не по одному, да еще одновременно. Много вы таких людей знаете, которые владеют несколькими языками?
Второй иностранный язык в школах стал причиной недовольства родителей
Было бы странным, если бы новшества в системе образования смогли пройти без лишних эксцессов. Традиционно любые изменения в стране вызывают «бурные волны» осуждений и просто разговоров. Это же произошло с внедрением второго иняза в школьную программу.
В процесс обсуждения включились как учителя, так и родители. Сначала последних волновал только постоянно возрастающий уровень образовательных нагрузок. После пилотного внедрения второго иностранного языка в ряд школ, стала появляться волна возмущения. Одни родители продолжали возмущаться от все растущего числа занятий. Других же обидело отсутствие в их школе бесплатной мультиязычности. Т. е. одним родителям много нагрузки, а другим ее недостаточно.
Ситуация странная, но не выходит за пределы логики — есть профильные школы для углубленного изучения ряда дисциплин. Возможно будет проведена корректировка проекта, отделяющие от программы мультиязычности образовательные учреждения технической направленности.
Интересно! Во многих европейских странах школьники осваивают иногда не 2, а сразу 3 иностранных языка. Если провести параллель с российской системой образования, то первые 2 «иняза» дети учат с первого или второго класса, а третий в 10 и 11. Суть в том, что у них больше еженедельных часов занятий.
В тоже время глава Минобрнауки Ольга Васильева считает повсеместное внедрение двух «инязов» ошибкой. Она утверждает, что более верным будет внедрение такой практики только в профильных школах. В остальных образовательных учреждениях стоит сделать упор на глубокое обучение русской речи, т. к. современное поколение даже государственный язык знает плохо, а иностранный и один многим не удается освоить.
Изучение иностраного языка в началнойй школе
В этом смысле, вопрос выбора изучаемого иностранного языка является на сегодняшний день одним из самых тонких и одновременно знаковых моментов в сфере начального и основного общего образования. Поскольку отражает не только реально доступные возможности для обучающихся развивать способности, исходя из собственных представлений и потребностей, но и латентный, не сформулированный по различным причинам, конфликт интересов по данному вопросу между органами управления образованием, администрациями школ, с одной стороны, и учениками и их родителями, с другой стороны.
В практике общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея, далее — школа) нередки случаи, когда администрация с целью сохранения языкового плюрализма считает допустимым отказывать в приеме в школу детям, не проживающим в близлежащем микрорайоне, если они не согласятся изучать определенный иностранный язык.
Также, следует признать не основанным на законе и ссылки администрации школы на отсутствие свободных мест в группе желаемого иностранного языка.
Решение о том, такой из иностранных языков будет изучаться в конкретной школе, конкретном классе, а также о том, будет ли при этом класс поделен на группы, принимается администрацией школы с учетом сложившейся в данной школе образовательной ситуации, а именно, наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету .
Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 31 «Типового положения» деление класса на группы для изучения иностранного языка на первой ступени общего образования (а сегодня, как правило, изучение иностранного языка начинается в начальной школе) возможно только при наличии необходимых условий и средств.
С какого класса начинается английский язык
Школы в России имеют определенную образовательную программу, рассчитанную на 11 лет. Сегодня есть и другие варианты обучения, но обычно все придерживаются классического образования. Английский язык начинается со второго класса – именно этот возраст в нашей стране считается оптимальным для начала знакомства с иностранным алфавитом и словами.
Кто-то считает, что нужно начинать значительно раньше. Ведь уже в 3-4 года малыш способен запоминать огромный объем слов, не стесняется говорить, не боится допускать ошибки. С одной стороны, это правда. Но и 7-8 лет вполне отличный возраст для занятий.
Однако и тут есть проблемы. Дело в том, что в школьную программу не вписывается достаточное количество часов для изучения английского. Многое учителя не успевают дать на уроке, огромный пласт знаний остается «за кадром». Также много материала дается на самостоятельное изучение дома. Это значит, что с малышом занимаются родители или репетиторы.
Есть и еще один нюанс – разговорный барьер. Ученики учат правила, стараются писать и читать, переводят тексты и зазубривают выражения. Но когда дело доходит до диалога, то они не могут на слух понять английскую речь собеседника и выразить свою мысль. Даже если у ребенка достаточный словарный запас и грамматика на хорошем уровне, часто он не может общаться из-за того, что не привык слышать иностранную речь.
Зачем учить английский язык дополнительно
Если речь идет про дошкольников, то им вполне достаточно «играть в английский» 2 раза в неделю. В школе этого будет мало, необходимо минимум 5 часов. Это связано с тем, что учеников в классе обычно больше 20, поэтому усвоить новый материал довольно сложно.
Как поступать родителям? Стоит обратить внимание на обучающие центры. Академия развития интеллекта AMAkids предлагает пройти курсы английского языка детям уже от 5 лет. Тщательно проработанная методика позволяет научить детей не только писать, читать и говорить на английском, но и думать. Изучение предмета строится на основе увлекательных занятий, продуманных опытными методистами, а также игр, созданных game-разработчиками и опытными дизайнерами.
Ошибки прошлого ФГОСа
В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», отмечает Дмитрий Метелкин. Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.
Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:
- примерные образовательные программы;
- основные образовательные программы;
- учебная и учебно-методическая литература;
- КИМы и задания национальных исследований в области качества.
Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.
В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:
- учитель — автор и исполнитель образовательной программы;
- учитель — проектировщик учебного процесса и методист;
- учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям;
- учитель — эксперт по личностному развитию.
Минпросвещения России от 31.08.2021 N 03-1420 «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 31 августа 2021 г. N 03-1420
ОБ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
При наличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Департамент информирует, что прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях.
Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным.
Дополнительно Департамент информирует, что согласно статье 34 Федерального закона обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. N 845/369.
Порядком установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.
Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).
Что такое факультативный?
Согласно новому Федеральному стандарту в сфере образования от 2010 года, изучение второго иностранного языка должно было стать обязательным для всех школ к 2024 году. Учебные заведения сами должны были решить, когда вводить дисциплину в период с 5 по 9 класс. Главным условием было 5267-6020 обязательных часов учебной программы (это не менее 2 часов каждую неделю).
Вплоть до 2019 года второй иностранный был обязательным лишь формально, но в 2020 Минпросвещения опубликовало документ-письмо «Об изучении учебного предмета «второй иностранный язык»», а школы массового начали вводить дисциплину в программу. Однако многие дети продолжали изучать его факультативно.
Теперь новые ФГОСы сделают предмет полностью необязательным для всех, а решение о введении второго иностранного языка в программу останется за школами (после совещания с родителями). Английский останется обязательным во всех учебных заведениях. Документы вступят в силу с 1 сентября 2022 года, но родители, отдающие своих детей в школу уже в этом году, могут написать заявление-отказ от изучения второго иностранного языка их чадом.
Учитель иностранного одной из столичных школ, преподающая английский и китайский, поделилась своим мнением о происходящем. Она сказала, что учила два языка с пятого класса и полностью прочувствововала на себе, как это. Педагог считает, что приобрела от этого опыта гораздо больше, чем потеряла.
Многие родители, напротив, убеждены, что выучить второй иностранный в формате школьного обучения на должном уровне невозможно, да и не нужно. Учитель считает, что корни такого мнения уходят в отсутствия трудолюбия у их детей, потому что изучение языка – дело не самое простое, но может быть и в радость. Чем интереснее педагог даёт материал, тем охотнее ученики будут его запоминать. Главное, чтобы такая учёба не была принужденной и не шла «из-под палки».
Также учитель считает, что второй иностранный нужен в школе не для досконального изучения, а для первичного знакомства. Это даст ребёнку возможность в будущем легче контактировать с представителями других культур и раскрыть его потенциал.
Поэтому, с одной стороны, новое решение Минпросвещения поможет отсеять детей, которым такой бонус не нужен, и оставить только тех, кто действительно хочет погрузиться в предмет. Однако изначально задачей учителя было также и заинтересовать любого ученика в своём предмете. Может, не до уровня фанатичной любви, но хотя бы обеспечить полноценное знакомство.
Новый стандарт вряд ли изменит существующую ситуацию, потому что те, кто хотел учиться изначально, все равно будут это делать (а их родители поддержат соответствующую инициативу), однако существенно усложнит введение предмета для школ, где его не было.
В Москве давно нет профильных школ и гимназий, но есть учебные заведения с «языковыми» классами, где есть изучение второго иностранного. Однако выбор о том, брать ли его, даже там остаётся за родителями и учащимися. Детям, решившим идти по пути гуманитария, второй язык, как правило, нужен, а вот «технарям» гораздо реже. Хотя, полезным оказаться он может и для тех, и для других.
До сентября 2022 остаётся целый год, чтобы понять, нужно ли вводить новый стандарт. Учителя скоро выйдут из отпусков и смогу обсудить инициативу на педсоветах, а пока, тема активно муссируется в СМИ. Новые стандарты появляются часто, поэтому большинство учебных заведений готовы к нововведениям.
Предметы в начальной школе
Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.
Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:
- русский язык, родной (нерусский) язык;
- литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
- иностранный язык;
- математика;
- обществознание;
- окружающий мир;
- ИЗО;
- музыка;
- технология;
- физическая культура.
Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:
- в 1 классе в первой четверти — 35 минут, со второй четверти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
- во 2-4 классах — 45 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.
Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.
Основательная подготовка
С 1 сентября 2016-2017 учебного года в школах Верховажского района начал действовать ФГОС для учеников седьмых классов. Вот уже полгода ребята изучают сразу два языка: английский и немецкий. В Морозовской, Шелотской и Верховской школах – английский и французский.
По словам начальника управления образования Н.П. Бугаевой, прежде чем начать применять новый стандарт повсеместно, велась длительная подготовительная работа. Проводили экспериментальные уроки. Проверяли и обсуждали разные методики преподавания второго иностранного языка. Все педагоги английского, немецкого и французского языков прошли курсовую подготовку по своему основному предмету в объёме 108 часов. Курсы повышения квалификации включали в себя и вопросы ведения второго иностранного языка.
«Образовательная база из нескольких языков – это благодатная почва для реализации способностей современных учеников – говорит Надежда Петровна. – Я считаю, что введение нового государственного стандарта будет хорошей возможностью освоить второй иностранный язык еще в школе. Семиклассники – это уже взрослые и серьезные люди, учатся они более осознанно. Начать изучать второй язык с алфавита и звуков, на мой взгляд, не составит для них большого труда».
Не согласны, но молчим
Один из тех, кто не просто высказывается против, но и хочет донести это мнение до министерства образования, – С.Н. Истомин:
– С кем бы я ни говорил по поводу введения второго иностранного языка в виде обязательного предмета – с учителями, ребятами, родителями, у всех до единого резко отрицательное мнение! Дети и так перегружены. А те, у кого есть склонности и интерес к иностранным языкам, могут изучать его на факультативах.
Лично я уверен, что это один из пунктов плана уничтожения России. Умственные перегрузки детей приводят к нарушению их психоэмоциональной сферы. У кого-то наступает агрессия, у кого-то – уныние…
Вы только представьте: в седьмом классе будет пять уроков иностранных языков и всего четыре – русского. А «истоки» при этом постепенно переводят на форму кружковых занятий.
Или еще пример: чтобы всего в одном четвёртом классе ввести курс «Основ православной культуры» понадобилось целых 17 лет совместных усилий патриарха и общественности. А второй иностранный – раз, два и готово! Мучайтесь, дети!
И самое удивительное, что все мы не согласны, но почему-то, как всегда, молчим.
Если бы родители всех школ России написали письма протеста по этому поводу, то никакого второго иностранного языка и не было бы.
Кстати, я продолжаю собирать подписи под таким обращением, которое родители ВСШ начали подписывать еще в декабре на общем родительском собрании.
И еще, когда я был 30 сентября прошлого года в Москве на приеме в министерстве образования, мне сказали, что до 2020 года введение второго иностранного языка в качестве основного предмета не является обязательным!
Не знаю, почему наше управление образования так торопится? Пожалели бы детей! Может, к тому времени президент с министром одумаются. Хотя вряд ли, если мы будем молчать…
Владение сразу несколькими иностранными языками во все времена считалось признаком образованности. Но количество не всегда говорит о качестве. Что все-таки сегодня важнее для современной молодежи: знание родного языка, русской литературы или знакомство с языковой культурой других стран? Вопрос остается открытым.
Подготовили Ульяна Пивоварова и Юлия Кулёва
А как у соседей?
Например, в школах Тотемского района год назад второй язык не введён был даже в порядке пробы. Одна из основных проблем – нехватка кадров. Большая часть школьников сейчас учит английский, а найти достаточное количество преподавателей немецкого оказалось нелегко. Сейчас в школах Тотьмы и района ведутся подготовительные работы для применения нового государственного стандарта.
В Бабушкинском районе введение второго иностранного языка планируют с восьмого класса, по новой программе работает пока одна пилотная школа. В районном управлении образования выразили надежду, что нынешние пятиклассники познакомятся со вторым языком в 7-8 классах.
А в управлении образования Шекснинского района пояснили, что преподавание второго иностранного языка введено уже два года назад в трёх пилотных школах. Там экспериментальными стали 6-7 классы. Сегодня второй язык изучают все шекснинские пятиклассники.
Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни. В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.
В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.