Закупки в электронной форме: особенности проведения, сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки в электронной форме: особенности проведения, сроки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.

Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии

Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

Почему заявку могут отклонить:

  • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
  • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
  • сам участник не соответствует требованиям;
  • не представлены документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нацрежима;
  • участник закупки относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включённых в перечень, определённый Правительством РФ;
  • независимая гарантия не соответствует установленным требованиям.

Этапы проведения запроса котировок

Всю процедуру условно делят на следующие составляющие:

  1. Публикация в общем доступе извещения о запросе котировок.
  2. Если заказчик процедуры — организация, которая ведет деятельность за рубежом, публиковать извещение не нужно, а цена контракта не ограничивается.
  3. Проект контракта, являющий собой объект госзакупки, заказчик размещает с извещением.
  4. Запрос котировок проводят как минимум у трех поставщиков или подрядчик, оказывающих нужную услугу или продающих необходимый заказчику товар.
  5. Поданные в срок заявки от участников подлежат обязательной регистрации даже без сведений о подавших их лицам.
  6. Если заказчик получит только одну котировочную заявку, госзакупка может оказаться несостоявшейся.
  7. До момента официального открытия доступа к информации заказчик должен обеспечить ее полную конфиденциальность.
  8. Доступ к заявкам получают в строго определенном месте, в условленное время. Оба этих параметра есть в извещении.
  9. Комиссия забракует заявки, которые не будут соответствовать условиям из извещения. Например, если участник в предложении превысит МЦ контракта, это будет засчитано как нарушение.

Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс

Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:

1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.

2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:

– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.

Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.

Заключение контракта по итогам электронных процедур

Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

Бумажные запросы котировок

Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.

Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.

Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.

НМЦК запроса котировок

Если запрос котировок проводится в соответствии с законом 223-ФЗ, обратите внимание на то, чтобы в вашем предложении цены за каждую единицу продукции не превышали НМЦ за каждую единицу продукции, указанные в котировочной документации. В противном случае ваша заявка будет отклонена. Если цена хоть за одну единицу продукции у Вас получается выше, чем НМЦ за эту же единицу продукции у заказчика, осуществите подгонку, все равно от перемены мест слагаемых сумма не меняется: и требование заказчика выполните, и цена предложения не увеличится.

Далее, вычтите из НМЦК сумму расходов на закупку товара, оказание услуг, выполнение работ и расходы на доставку товара. Получите маржинальность процедуры до снижения. Затем вычтите еще расходы на снижение. У вас останется чистая маржинальность. Конечно, цифры будут примерными, поскольку никогда нельзя угадать снижение на конкретном запросе котировок, его можно лишь прогнозировать. Однако, выполнив вышеперечисленные расчеты, вы будете знать какую цену договора предложить в заявке, чтобы не уйти в ноль или даже минус.

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).

Электронный запрос котировок

Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Как определить поставщика по 223-ФЗ

Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. Теперь заказчики вправе применять запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ.

Некоторые заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Условия для проведения электронного запроса котировок

Законодательство с 1 января 2019 г. обязало организации заказчиков проводить для приобретения товаров, работ или услуг (ТРУ) запросы котировок в электронной форме. Такое правило утверждено 504-ФЗ от 31 декабря 2017 г. Этот закон внес значительные изменения в 44-ФЗ. Однако для некоторых закупок есть исключения. В обычной (НЕ электронной) форме разрешено организовывать закупки для нужд диппредставительств и консульств РФ, для ликвидации последствий ЧС и оказания неотложной помощи. В старом формате проводятся и закупки, составляющие гостайну.

Процедура запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ) за последнее время значительно изменилась.

Во-первых, поменялись сроки проведения закупки и порядок — теперь все манипуляции проводятся на электронной площадке (ЭТП).

Во-вторых, работа организатора заключается только в рассмотрении заявок. А работа оператора ЭТП сводится к оценке предложений, дополнениям протокола рассмотрения заявок и указанию в протоколе итоговой информации о выигравшем госзаказ участнике.

Говоря о структуре электронного запроса котировок, она ничем существенно не отличается от «бумажного» запроса котировок. Условия его проведения аналогичны:

  • начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок по запросам котировок — в пределах 10% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ);
  • объем закупок – не более 100 млн. руб.;
  • срок подачи заявок — не менее 5 рабочих дней.

При проведении ЗКЭФ нет необходимости готовить целый пакет документов — достаточно лишь извещения, которое размещается в Единой информационной системе (ЕИС).

Механизм заключения контракта аналогичен для электронного аукциона, открытого конкурса в электронной форме и электронного запроса котировок. Порядок процедуры подробно расписан в ст. 83.2 44-ФЗ.

Данные правила предполагают, что в течение 5 дней после размещения в ЕИС итогового протокола заказчик должен направить в ЕИС (не подписывая) проект контракта с указанием цены победителя. После этого возможны 2 пути развития событий.

Победитель подписывает проект контракта без разногласий:

На это ему дается 5 дней. Если необходимо, он предоставляет документ о внесении ОИК.

Затем заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней со дня подписания проекта контракта победителем.

Размещается протокол разногласий:

После того, как заказчик направил проект контракта, у победителя есть 5 рабочих дней, чтобы разместить протокол разногласий (не более 1 раза). В нем победитель может указать организатору на несоответствие проекта контракта требованиям документации и извещения. В свою очередь заказчик либо вносит корректировки, либо оставляет проект контракта без изменений. Рассмотреть протокол разногласий заказчик должен в 3-дневный срок. Затем, не подписывая, направить в ЕИС измененный или неизмененный проект контракта.

Далее победитель в течение 3 рабочих дней подписывает проект контракта усиленной квалифицированной подписью (с представлением при необходимости документа об ОИК). Затем в течение 3 рабочих дней со дня подписания проекта контракта выигравшим участником, заказчик тоже его подписывает.

Важно, чтобы заказчик подписал проект контракта после победителя. Договор может быть заключен после истечения 7 дней с даты размещения итогового протокола.

Как только контракт будет опубликован в ЕИС, он будет считаться заключенным и приобретет силу.

Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ

На первом этапе госзакупок информация о закрытом конкурсе публикуется на официальном сайте.

Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ должно отражать следующие данные:

  1. Сведения о заказчике и цели контракта, условия участия в торгах:
    • название организации, фактический и юридический адрес, подробные контакты лиц, ответственных за тендер;
    • краткие условия контракта, требования к предмету госзакупки, количество товаров (услуг), место их доставки (объект для проведения работ), сроки выполнения договора;
    • ИКЗ (идентификационный код закупки);
    • ограничения в подборе исполнителей (поставщиков) согласно 44-ФЗ;
    • условия регистрации заявок на закрытый конкурс по запросу котировок (порядок, место проведения, срок);
    • обоснование начальной стоимости контракта;
    • сведения о потребности в обеспечении выполнения договора и его сумме;
    • полный список документов, необходимый для участия в госзакупке по 44-ФЗ;
    • компания-участник и ее учредители (либо генеральный директор – основатель фирмы в одном лице) не должен числиться в базе ненадежных исполнителей или поставщиков (опционально). Это требование также вносится в извещение.
  2. Форму заявки на участие в закрытой государственной закупке (запросе котировок по 44-ФЗ), включая электронный образец.
  3. Данные о времени и месте вскрытия конвертов, о доступе к онлайн-заявкам.
  4. Сведения о тех, кто отвечает за оформление контракта по итогам тендера, а также порядок заключения договора в ситуации, когда победитель конкурса уклоняется от подписания бумаг.
  5. Условия одностороннего отказа от выполнения договора также должны быть внесены в извещение о запросе котировок по 44-ФЗ.
  6. Льготы для подрядчиков, предусмотренные статьями 28–30 44-ФЗ (привилегии пенитенциарным учреждениям, организациям инвалидов, некоммерческим структурам социальной сферы, субъектам малого предпринимательства).
  7. Проект контракта (прилагается к извещению по 44-ФЗ).

Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

Если запрос котировок по 44-ФЗ не состоялся

Если подана только одна заявка или среди всех только одна соответствует требованиям, закупку признают несостоявшейся и контракт подписывают с единственным претендентом. Если котировочная комиссия отклоняет все заявки, то срок приема продлевают еще на 4 рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Если даже после продления приема заявок нет, заказчик меняет свой план-график и вновь проводит закупку: этим или другим способом.

Определение поставщика может быть отменено, но не позже, чем за два дня до истечения срока подачи заявок. Если закупка отменяется, заказчик в течение суток вносит изменения в план-график: переносит закупку или исключает ее.

Информация, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому, кто подал заявку. С этого момента закупка считается отмененной.

Более подробно о правилах проведения запроса котировок можно прочитать в 11-й части цикла «44-ФЗ простым языком».

Составление протокола

По итогам рассмотрения заявки составляется протокол. Он подписывается всеми членами котировочной комиссии и направляется оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

В протоколе содержится стандартная информация:

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта. Первый номер присваивается заявке с наиболее низким ценовым предложением. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, то первый номер присваивается той заявке, которая поступила раньше других заявок с такой же ценой.

Победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену ТРУ, соответствующий требованиям котировочной документации и заявке которого присвоен первый порядковый номер.

По итогам ранжирования заявок по цене оператор электронной площадки включает в протокол информацию о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложивших в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем условий.

Оператор электронной площадки формирует протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и размещает его в ЕИС в течение одного часа с момента получения протокола от заказчика.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...