Получение лицензии и договор на вывоз ТБО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение лицензии и договор на вывоз ТБО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для успешного прохождения лицензирования необходимо соответствовать всем предъявляемым требованиям. Для этого на предприятии должна быть организована система работы с отходами: проведение инструктажей, обеспечение инвентарем и техникой. Ужесточение требований к предприятию связано с классом опасности, по которому проводится лицензирование. Первый класс отходов– наиболее опасный для человека и окружающей среды. Поэтому чем выше класс, тем выше требования к организации.

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.

Как рассчитывается вывоз мусора?

Тарифы за вывоз мусора для населения теперь будут отдельно устанавливаться для каждого региона. Но кто должен платить за эту услугу?

Если раньше этот показатель был привязан только к площади жилого помещения, то теперь его размер будет зависеть от количества проживающих в квартире жильцов. Тарифы будет рассчитывать специальная комиссия.

Для жителей многоквартирных и жителей частных домов тарифы на вывоз отходов будут отличаться.

Чтобы рассчитать стоимость услуги, нужно будет норматив потребления умножить на количество проживающих граждан и на величину регионального тарифа.

В среднем получается, что с одного человека в различных городах и регионах страны за мусор будет начислена сумма от 80 до 200 рублей. Для семьи из 4 человек это более чем ощутимая стоимость услуги. Получается, что стоимость вывоза мусора выросла примерно в 2 раза.

Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».

В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).

Указаны основания для осуществления деятельности компании:

  • В соответствии с региональной программой;
  • С территориальной схемой;
  • В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.

Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.

Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.

Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.

Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.

При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.

Общая характеристика твердого бытового мусора

ТБО – категория мусора, которая формируется в жилых и общественных зданиях, как результат деятельности человека.

Основными компонентами подобного утильсырья являются:

  • Картон.
  • Древесина.
  • Отходы пищевого типа.
  • Стекло и пластмасса.

По данным государственной статистики, на одного человека в год приходится около 360 килограммов утильсырья. Такие показатели делают сферу, связанную с вывозом ТБО, одной из самых перспективных на сегодняшний день, что заставляет многих предпринимателей обратить на нее внимание и искать потенциальных клиентов для заключения договоров по транспортировке утильсырья.

Все твердые бытовые отходы можно разделить на две основные группы:

  1. Органические. Этот класс считается наиболее безопасным, так как подобное утильсырье разлагается быстро, не оставляя негативных отпечатков на окружающей среде.
  2. Неорганические. Эта категория опасна преимущественно из — за срока разложения. Некоторые представители неорганической группы могут пролежать в земле несколько столетий. Так, обыкновенное стекло разлагается более 1 000 лет.

Для изучения более подробных классификаций твердых бытовых отходов нужно обратиться в ФККО, где представлено разделение утильсырья в зависимости от размеров, потенциальной опасности для окружающей среды.

Памятка для экспортёра

  • Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
  • Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
  • Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
  • Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
  • Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.

Лицензия для ведения деятельности по обработке и утилизации отходов

Согласно ст. 9 закона № 89-ФЗ деятельность по обработке (переработке) и утилизации отходов подлежит лицензированию.

Лицензия выдается Росприроднадзором при соблюдении лицензионных требований, указанных в п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ «О лицензировании…» от 03.10.2015 № 1062:

  1. Для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов у заявителя должно быть какое-либо помещение (объект размещения отходов), где будут проводиться заявленные работы.
  2. Для обработки, утилизации, обезвреживания отходов у заявителя должны быть спецоборудование и техника.
  3. Для допуска к выполнению всех видов работ с отходами заявитель должен проконтролировать наличие у его работников свидетельства, подтверждающего прохождение ими профподготовки. Если соискатель лицензии — ИП, такое свидетельство должно быть и у него самого.

Лицензия может быть выдана на один (любой) или несколько видов деятельности по обращению с отходами.

Важно! При наличии лицензии на хранение и переработку лома черных и цветных металлов получение дополнительной лицензии на обращение с отходами ври ведении данных видов деятельности не нужно (письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160).

Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в территориальный отдел Росприроднадзора:

  • с заполненным заявлением, форма которого утверждена приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132;
  • документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 45 рабочих дней. При положительном ответе заявителю отправляется лицензия, а информация об этом заносится в реестр.

Как получить лицензию на отходы?

Точный расчет цены на ТБО

Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов

и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов

появляется необходимость расчитать стоимость лицензии!

Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:

а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);

в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Продолжение «мусорной» реформы

Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.

Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.

А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.

Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.

Работа в других регионах

Территориальный вопрос деятельности зависит от того, какой именно орган выдавал лицензию. Если разрешение было получено в федеральных отделениях, предприниматель имеет право собирать, вывозить и перерабатывать мусор на территории всей страны.
Если лицензия на вывоз отходов была получена в региональных органах власти, предпринимателю необходимо создать письменное уведомление о том, что он планирует осуществлять свою деятельность за пределами региона, где зарегистрирован. Этот документ направляется в органы лицензирования того региона, где планируется проведение работ.

В этом уведомлении обязательно указываются:

  1. Название и юридический адрес фирмы по вывозу ТБО.
  2. Организационно-правовая форма юридического лица.
  3. Сведения о регистрации юридического лица в едином реестре.
  4. Персональные данные ИП.
  5. Сведения о регистрации ИП и внесении в единый реестр.

К отправляемому заявлению обязательно прилагается заверенная копия лицензии. Проверить наличие у физического или юридического лица разрешения можно в специальном реестре учета выданных лицензий.

Обязательность лицензирования

До середины 2021 года лицензирование транспортировки отходов не требовалась. Законодатели вернулись к 2013 году, когда в сфере обращения с отходами произошли некоторые упрощения и послабления законов.

Но либерализация не дала позитивного результата, поэтому сегодня лицензирование деятельности по вывозу и другой деятельности с отходами с 1, 2, 3 и 4-го классов опасности обязательно.

Обязательность лицензирования сбора и транспортирования данного сырья обусловлена законом №99- ФЗ. Больше о лицензировании сбора мы рассказывали тут.

Заказчик или потребитель услуг имеет право потребовать от перевозчика всю информацию о лицензии:

  • номер;
  • срок действия;
  • данные об органе, выдавшем документ.

Отсутствие лицензии является нарушением закона.

Поговорим о наболевшем: как изменятся тарифы

Весной власти обещали: выбор единого регоператора не приведет к резкому повышению тарифов. Спустя полгода можно сказать, что обещание свое они сдержали. Приказ № 170-ТР «Об установлении единого тарифа» был подписан 9 ноября 2021 года заместителем главы Департамента ЖКХ Д.Путиным. За один кубометр отходов установлена сумма в 839,23 руб. Таким образом, плата за кв. метр общей площади составит 7, 27 рублей.

Если сравнить рост тарифов за последний год, изменения незначительные.

Год

Рост в процентах

Конечная сумма в рублях

2019

2,34

2020

230% (в 2,2 раза)

5,23. Такой резкий скачок связан с повышением расходов на транспортировку и ликвидацией свалок.

2021

26,8%

6,63

2022

9,7%

7,27

Теперь за весь мусорный процесс отвечает региональный оператор. Это организация, в задачи которой входит заключить договоры с жильцами и подрядчиком на сбор, обработку, обезвреживание и утилизацию мусора.

Региональный оператор устанавливает тариф на вывоз мусора, который обязаны контролировать местные власти.

И одно из самых главных изменений, которое взволновало общественность — заключать договоры с региональным оператором должны не только жители многоквартирных домов, но и жители частных домов, члены дачных и садовых кооперативов. Раньше жильцы частного сектора заботились о вывозе мусора самостоятельно или не вывозили отходы вовсе, а утилизировали сами. Теперь по закону для них тоже будут определять тариф за обращение с ТКО.

Как получить лицензию на перевозку жидких бытовых отходов?

I — IV классов опасности. 7. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора. 8. Доверенность. Преимущества сторонних юридических услуг по получению лицензии на вывоз мусора: Вы можете поставить задачу получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию ТБО (ТКО) и мусора юристу, который работает в Вашей организации, но зачастую юристы, работающие в штате компаний, чья основная деятельность не является юридической, являются слишком универсальными специалистами и обладают лишь поверхностными знаниями в области лицензирования, в связи с этим, для того, чтобы они смогли получить для Вас лицензию им будет необходимо углубиться в изучение законодательства в области лицензирования, это займет у них значительную часть времени, в течение которого, они не смогут выполнять свою основную ежедневную работу, по юридическому обслуживанию компании.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...