Прием на работу водителя: алгоритм и новые правила стажировки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прием на работу водителя: алгоритм и новые правила стажировки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Испытание водителя вместо стажировки

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

В данном пункте есть несколько важных нововведений:

1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

Что такое стажировка?

Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:

  • впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
  • повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
  • поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
  • не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).

Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • Стажировка водителя: для новичков

    Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

    Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ стажировка водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

    Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

    Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

    Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время испытательного срока.

    Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

    Второе официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?

    Привожу обращение в Минтранс дословно от Леонида, который любезно предоставил данный материал.

    Итак.

    …С 01.01.2021 вступил в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», вместо отмененного Приказа Минтранса №59.

    В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 264, водители допускаются к самостоятельной работе после прохождения испытания. В пунктах 8 — 13 описан порядок прохождения испытания.

    Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. При этом испытание водителей маршрутных транспортных средств с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

    Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, и на том маршруте, на котором водитель будет самостоятельно работать.

    Испытание проводится под руководством водителя-наставника, который:
    — не совершил за последний год ДТП по своей вине;
    — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле имеет стаж (опыт) работы не менее трех лет;
    — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе имеет стаж (опыт) работы не менее пяти лет.

    Информация о проведении испытания вносится в лист испытания который должен содержать следующие сведения:
    номер листа испытаний; ФИО водителя; тип, марка, модель транспортного средства; ФИО водителя-наставника; дата и время испытания и испытательный период; заключение ответственного за обеспечение БДД.

    Листы испытания (стажировки) хранятся не менее пяти лет.

    В приказе Минтранса № 264 отсутствуют требования проводить стажировку с водителем при переводе с одного типа ТС на другой.

    В этом же приказе отсутствуют требования к работодателю устанавливать и определять устанавливать количество часов стажировки.

    В этом же приказе к работодателю предъявляются требования о проведении «испытания» к водителю при приеме на работу.

    В связи с изменениями прошу Вас дать разъяснение на следующие вопросы:

    1. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при переводе с одного типа ТС на другой? Если да, то каким НПА это регламентируется.
    2. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при перерыве в трудовой деятельности более одного года? Если да, то каким НПА это регламентируется.
    3. По мнению Минтранса — лист испытания (стажировки) это два разных документа? Стажировка и испытание — это два разных понятия в трудовом кодексе.
    4. На основании чего ответственный за БДД должен дать заключение о допуске к самостоятельной работе водителя, если в листе испытания, в соответствии с приказом Минтранса № 264, отсутствует требование вносить замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера?

    Заполняем лист стажировки по-новому

    Факт прохождения водителем испытания подтверждается соответствующим документом, который многие кадровики именуют стажировочный лист. Обязательные реквизиты этого бланка:

    • порядковый номер (по работодателю — нумерация сквозная);
    • фамилия, имя, отчество работника;
    • данные о транспортном средстве с указанием его типа, модели и марки;
    • при наличии наставника — его персональные данные (ФИО);
    • дата начала стажировки, общий объем часов;
    • замечания наставника к стажеру;
    • компетентное заключение специалиста, отвечающего за обеспечение безопасного дорожного движения, о допуске к работе или мотивированном отказе. Данный сотрудник должен быть аттестован на предмет занятия данной деятельностью.

    Кто имеет право проводить стажировку водителей?

    Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

    16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

    • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

    • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

    • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

    Требования к наставнику:

    • За последний год он не был виновником ДТП;
    • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

    Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.

    Стажировка водителей транспортных средств

    Согласно действующему законодательству, для некоторых категорий работников предусмотрена стажировка. В соответствии со Статьей 225 Трудового кодекса РФ, стажировка предусмотрена для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда:

    • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

    Об этом же самое сказано и в пункте 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

    • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

    Пункт 11.4. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения:

    • Лица, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, должны пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ с обязательной индивидуальной стажировкой на рабочем месте и проверкой полученных знаний и усвоенных навыков.

    Таким образом стажировка на рабочем месте должна проводиться:

    • при обучении лиц поступающих на работу с вредными условиями труда;
    • при обучении лиц поступающих на работу с опасными условиями труда.

    Кто должен проводить стажировку водителей

    Как мы уже знаем из Статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по организации стажировки возложена на работодателя:

    • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

    То же самое указано в Пункте 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

    • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

    Когда в какие сроки проводится стажировка

    Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

    • Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

    Что, где и как доводят до водителя на стажировке

    В очередной раз процитируем Статью 225 Трудового кодекса РФ:

    • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

    Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.

    Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:

    • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
    • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
    • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
    • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
    • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

    Законодательное регулирование

    Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

    Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

    Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

    Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

    Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

    Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов:

    1. Трудовой кодекс. Здесь важны те положения, которые касаются непосредственно испытательного срока во время заключения трудового договора. Ведь стажировка будет отображаться в контракте как испытательный срок. Кроме того, положение о стажировке нужно внести в трудовой договор, иначе по ее результатам нельзя будет уволить сотрудника.
    2. Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данное положение не имеет никакой юридической силы, однако при этом в нем отображены все нюансы и правила прохождения стажировки для водителей. Многие предприятия пользуются им в качестве руководства для данного процесса.
    3. Постановление Министерства труда РФ №1/29. Данный акт является обязательным к исполнению. Однако, стоит отметить, что положения в нем довольно расплывчаты и касаются стажировки на работах с опасными условиями труда (куда входя некоторые категории водителей).
    4. Федеральный закон №196. Данный нормативный акт требует от компании организовывать работу водителей так, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.

    Испытание водителей транспортных средств при приеме на работу

    БЫЛО:

    9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

    Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

    Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

    Возьмите у кадровиков штатную расстановку и распределите, какие должности и профессии можно освободить от инструктажей на рабочем месте, а для кого инструктаж обязателен. При этом руководствуйтесь здравым смыслом и пунктом 13 новых Правил обучения.

    Отсейте из списка работников, подлежащих инструктажам на рабочем месте всех, у кого низкий риск и чей труд связан с работой на офисной оргтехнике. Ключевое слово при этом – персональный компьютер. Если компьютер или ноутбук не завязан в технологический процесс, работающего на нем можно освободить без колебаний.

    Пример

    Есть юрист, бухгалтер, менеджер по продажам, кадровик, оператор ПК. Их можно освободить от инструктажей на рабочем месте. А вот если работник трудится на технологическом компьютере, который является управляющим звеном конвейерной линии, подстанции линии электропередач, с него управляются процессы запуска и остановки станков, делать этого нельзя категорически.

    Перечень должностей и профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, утвердите у руководителя организации, и при наличии, согласуйте с вашим представительным органом работников. Ознакомьте работников, чьи интересы затронуты, с этим перечнем.

    Некоторые инспекторы труда берут штатную численность на конкретную дату с указанием даты приема и проверяют, проводились ли с работником все виды инструктажей. Вклейте этот перечень в журнал регистрации инструктажей на рабочем месте для того, чтобы при проверке ГИТ инструктирующее лицо могло сослаться на № и дату приказа об освобождении.

    До 1 января 2021 года порядок прохождения стажировки водителями отдельно оговаривался приказом Минтранса РФ от 11 марта 2016 года № 59.

    Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 года № 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в котором доселе применявшееся слово «стажировка» заменено словом «испытание» и прикреплено, таким образом, к статье 70 ТК РФ, которая и оговаривает испытание при приеме на работу.

    Так, Порядком оговорена в числе прочего обязанность работодателя организовать прохождение испытания для всех принимаемых на работу водителей. Без прохождения испытания водители к самостоятельной работе не допускаются.

    Однако несмотря на то, что понятие стажировки из вышеупомянутого документа исчезло, сама стажировка из законодательства никуда не делась. Так, в общем виде стажировка оговаривается ст.ст. 212 и 225 ТК РФ как часть обеспечения безопасности труда при работе с вредными и опасными условиями труда.

    Кроме того, существует Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», которым оговаривается обязанность работодателя провести обучение и стажировку на рабочем месте не только вновь принимаемых работников и работников, имеющих перерыв в работе более 1 года, но и работников, переведенных с одного места работы на другое (в случае с водителями — с одного транспортного средства на другое).

    Таким образом, обязанность проводить стажировку с водителями не отменена и не заменена испытанием, которое ввел Минтранс.

    Унифицированной формы приказа о прохождении водителем стажировки не существует. На нашем сайте имеются бланк и образец приказа, с которыми можно ознакомиться и которые можно применять для собственных нужд. В приказе потребуется указать:

    1. ФИО, подразделение водителя-стажера.
    2. ФИО, подразделение водителя-наставника.
    3. Дату начала и дату окончания стажировки.

    С приказом оба водителя должны быть ознакомлены под подпись до начала стажировки.

    Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

    Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...