Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.

Находка: общие положения

Если человек нашел бесхозную вещь, то в этом случае речь идет о находке, положения о которой закреплены в ст. 227 ГК РФ.

Человек, нашедший вещь, должен вернуть ее владельцу. Если владелец неизвестен, то вещь необходимо вернуть лицу, которое имеет право на ее получение.

В случае нахождения вещи в общественном транспорте, вещь следует сдать представителю такого транспортного средства (например, контролеру в автобусе или проводнику в поезде).

Если владелец вещи неизвестен, то о находке необходимо сообщить в полицию или в местную администрацию. При этом найденная вещь может храниться как у нашедшего, так и в полиции или администрации.

Нашедший полностью отвечает за сохранность вещи, а в случае ее умышленной порчи или уничтожения обязан вернуть собственнику деньги в пределах стоимости вещи.

Обратите внимание: если вещь скоропортящаяся, то нашедший вправе ее продать, а вырученные деньги передать собственнику.

Если за полгода собственник вещи не объявится, то нашедший вправе стать новым собственником такой вещи.

Нашедший имеет право на возмещение затрат на хранение вещи и поиск ее владельца, а также на вознаграждение в размере до 20% от стоимости вещи.

Важно знать: нашедший лишается права на получение вознаграждение, если нашел утерянную вещь, но не сообщил об этом собственнику, иному лицу или полиции.

Порядок признания вещи бесхозяйной

Порядок оформления права собственности на недвижимое бесхозное имущество несколько сложнее. Так, граждане или организации не вправе обратиться в суд для признания недвижимого имущества бесхозным, потому как таким правом обладают только муниципальные органы. Если муниципальный орган не заинтересовался имуществом,то в этом случае спорная недвижимая вещь может перейти в частную собственность.

Порядок перехода в частную собственность может происходить при следующих обстоятельствах:

  • собственник недвижимого имущества известен. В этом случае новый владелец предъявляет собственнику вещи иск о признании права собственности в силу приобретательной давности;
  • собственник не известен или отказался от имущества.Когда спор о праве отсутствует и бывший собственник не известен, то суд выносит судебный акт об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В такой ситуации судебный процесс проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица выступает представитель Росреестра.

Заявление подается в суд общей юрисдикции по:

  • месту жительства владельца движимого имущества;
  • месту нахождения недвижимого имущества.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

  • наименование бесхозной вещи;
  • основные ее характеристики;
  • факты, подтверждающие отказ собственника от права собственности на нее;
  • сведения об учете недвижимой вещи;
  • факты, подтверждающие вступление нового собственника во владение вещью.

Если суд придет к выводу, что собственник вещи не установлен, а недвижимая вещь поставлена на учет в установленном порядке, то он принимается одно из следующих решений:

  • о переходе права собственности новому владельцу, если это движимое бесхозяйное имущество;
  • о признании права муниципальной собственности, если это недвижимое бесхозяйное имущество;
  • об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

Право собственности на недвижимое бесхозное имущество возникнет после ее государственной регистрации.

Важно знать: если в ЕГРН отсутствует информация о недвижимом имуществе, то необходимо поставить ее на государственный кадастровый учет.

Бесхозяйное имущество

Что включает в себя понятие «Бесхозяйная вещь»? Почему объекты недвижимого имущества могут быть признаны бесхозяйными? Кто ведёт учёт бесхозяйных недвижимых объектов? Как осуществляется признание права собственности на бесхозяйное имущество?

Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности.

Закон даёт право выбора по признанию вещи бесхозяйной. В настоящей статье мы рассмотрим порядок признания бесхозяйной именно объект недвижимости.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Для того чтобы бесхозяйный объект недвижимого имущества был принят на государственный учёт, органу местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества необходимо предоставить для регистрации заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Также вместе с указанными документами орган местного самоуправления представляет документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества, а также сам план объекта недвижимого имущества. Исключением является такой документ, как кадастровый план земельного участка, от которого сам собственник отказался, т.е. если указанный земельный участок зарегистрирован в надлежащем порядке, его собственник самостоятельно отказался от права собственности на него, то кадастровый план участка вновь предоставлять нет необходимости, т.к. он уже находится в архивном деле органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Бесхозяйные объекты в Москве

Для владельцев объектов, находящихся в Москве, основной причиной обращения к процедуре оформления прав становится не столько «неоформленность» прав, сколько активные действия города по выявлению таких объектов с последующей их постановкой на учет в качестве бесхозяйных.

Постановка объект на учет впоследствии дает право городу признать за собой право собственности на него. При этом для фактического владельца проблемой является не только утрата самого объекта, но и появление на участке чужой недвижимости. Что, например, мешает арендатору выкупить участок.

При этом в подавляющем большинстве случаев суд рассматривает дело о признании права без участия фактического владельца объекта. Отследить же появление судебного дела практически невозможно, так как суды общей юрисдикции обезличивают сведения об объекте, в отношении которого возбуждено дело и принято решение.

Как владельцу защитить право на бесхозяйный объект

Самым действенным способом, безусловно, является своевременная регистрация права собственности на объект посредством инициирования судебного разбирательства или обращения в Росреестр (если имеются основания).

Если город все же успел поставить объект на учет в качестве бесхозяйного, то владелец вправе:

  • либо оспорить действия Росреестра по принятию объекта на учет в качестве бесхозяйного;
  • либо обратиться в Росреестр за регистрацией права собственности (при наличии оснований);
  • либо в судебном порядке признать за собой право собственности (судебный акт будет основанием для погашения соответствующей записи).

Если же владельцу стало известно о регистрации права собственности города, он вправе обратиться в суд с апелляционной жалобой на судебное решение, которым такое право было признано за муниципальным образованием.

ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ БЕСХОЗНОГО ИМУЩЕСТВА

Право на бесхозное имущество. Бесхозяйное имущество – это имущество, которое никому не принадлежит на законных основаниях. Таким хозяйством, может пользоваться любой человек, если момент пользования не оспорен в судебном порядке.

Разновидности бесхозяйных вещей (бесхозного имущества):

— имущество брошенное прежним владельцем;

— найденное имущество (находки);

— клады;

— животные оставшиеся без надзора.

Основания приобретения прав на бесхозное имущество (бесхозяйные вещи)

— судебный;

— внесудебный[5].

Внесудебный порядок предусмотрен для так называемого «простого завладения» отдельными категориями брошенных вещей. Эти вещи описаны в части 2 статьи 226 Гражданского Кодекса РФ и включают в себя:

— металлический лом;

— бракованная продукция производства и его отходы;

— оставшийся после сплава леса топляк;

— оставшиеся после добычи полезных природных ресурсов отвалы и сливы[6].

Официальное признание имущества бесхозяйным проходит в несколько этапов:

— начало процесса — подача в суд соответствующего заявления, в котором излагается просьба о рассмотрении вопроса в отношении движимого или недвижимого объекта;

— производится рассмотрение поданного заявления;

— выносится решение.

Заявление о признании бесхозяйной вещи или объекта подается в суд лицом, вступившим во владение ею, или иным лицом, проявляющим заинтересованность в решении этого вопроса. Рассмотрение проводится в суде, расположенном по месту проживания или местонахождения заявителя.

Официально не имеющей хозяина (владельца) вещь или объект недвижимости, а также автомобиль могут быть признаны в том случае, если собственник неизвестен, отсутствуют любые подтверждающие право владения объектом документы.

Статус бесхозной получает вещь, от которой владелец/собственник отказался добровольно. Это может быть также брошенная вещь, общая стоимость которой не превышает 5 МРОТ. Не относятся к объектам, имеющим владельцев и способных перейти в разряд бесхозных:

— отходы различного назначения (бытовые или строительные);

— металлический лом, в том числе остатки производства, сломанные или пораженные ржавчиной детали;

— продукция (непищевая), имеющая явный производственный брак;

— отходы сплава[7].

Особые правила предусмотрены для приобретения права собственности на такие объекты, как:

1. Признание прав на бесхозных животныхнаходки любой стоимости (оценка должна производиться профессиональным экспертом);

2. клад;

3. животных (особенно если речь идет о диких).

В этом случае собственником признается на законном основании тот, кто фактически владеет ранее бесхозной вещью.

ГК устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Сроки приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость по этим правилам значительно короче сроков приобретательной давности.

Обязательными условиями для приобретения права собственности на бесхозяйную вещь являются следующие:

— приобретатель вещи не знает и не может знать о том, что имущество имеет собственника;

— приобретатель вещи не имеет сведений о собственнике.

Таким образом, особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.

Присвоение бесхозной собственности

Для того чтобы имущество было официально признанно бесхозным, необходимо написать заявление в органы местного самоуправления, которые в свою очередь должны подать заявление о признании недвижимости бесхозной в органы муниципального образования, в юрисдикции которых находится данная недвижимость.

Обратившейся стороной с заявлением необходимо предоставить:

  1. Документы, указывающие на то, что объект не находится в реестре государственного, муниципального или федерального значения.
  2. Справки об отсутствии регистрации права собственности на данную недвижимость местными органами власти.
  3. Если владелец известен, но отказывается от дальнейшего владения имуществом, то необходимо получить от него заявление об отказе от права собственности на объект.

Органы власти должны на основании приложенных документов провести экспертизу по установлению владельца или его отсутствию, и в случае признания имущества ничьим поставить его на учет бесхозного имущества.

Документы, подтверждающие, что объект недвижимости признан бесхозным, должны быть направлены в органы власти. Все бумаги должны быть в двух экземплярах (оригинал и копия). После ознакомления с документами оригинал подписывается и возвращается отправителю.

После постановки на учет бесхозного имущества должно пройти не меньше года для возможности приобретения его новым хозяином или возврата старому. Только по истечении года бесхозная собственность (по решению суда) может перейти в собственность к муниципальному органу власти.

Как составить и подать заявление о признании вещи бесхозяйной

Заявление подается в суд по месту жительства физического лица — заявителя. Если о признании вещи бесхозяйной ходатайствует юридическое лицо, то по месту нахождения организации.

Заявитель к моменту обращения в суд должен фактически владеть указанной вещью (имуществом). Если вещь была изъята уполномоченными органами власти, то заявление в суд подает финансовый орган по месту нахождения имущества.

В заявлении обязательно отражаем следующие моменты:

  • общие сведения (о заявителе, о суде, заинтересованном лице — бывшем собственнике);
  • просьбу признать вещь бесхозяйной и намерение принять ее в свою собственность;
  • описываем основные признаки бесхозяйной вещи, доказательства, что у вещи отсутствует собственник, приводим доказательства владения таким имуществом (например, выписки бухучета, что имущество состоит на балансе);
  • подтверждаем тот факт, что бывший собственник от вещи отказался.

До подачи заявления оплачивается госпошлина в размере 300 руб. (для дел особого производства). Оригинал квитанции приложите к заявлению о признании вещи бесхозяйной.

Урегулирование вопроса в досудебном порядке

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.

Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

Приказ Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.

2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным

21 июля 2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 декабря 2015 г. № 12

О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2021 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.04.2021, 6/1784) ;

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 4 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.07.2022, 6/1841)

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, в целях единообразного применения судами законодательства при рассмотрении дел о признании имущества бесхозяйным Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что правильное и своевременное рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным является одной из гарантий обеспечения защиты прав и законных интересов собственников имущества и призвано способствовать вовлечению бесхозяйного имущества в гражданский оборот, что имеет важное значение для повышения рациональности и эффективности использования материальных ресурсов, наведения порядка на земле.

Бесхозяйными могут быть признаны только те вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещи, от права собственности на которые собственник отказался (пункт 1 статьи 226 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Особенности признания бесхозяйным отдельных видов имущества устанавливаются законодательными актами.

2. К нормативным правовым актам, регулирующим рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным, относятся, в частности, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК), Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК), Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации», Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами» (далее – Указ № 116).

3. Судам следует иметь в виду, что дела о признании имущества бесхозяйным подлежат рассмотрению в порядке особого производства (§ 6 и § 61 главы 30 ГПК). К ним относятся дела по заявлению: о признании движимой вещи бесхозяйной; о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о признании материалов, из которых возведена самовольная постройка, бесхозяйными и признании права коммунальной собственности на них; о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

Также в порядке особого производства (применительно к статьям 379 и 380 ГПК) с учетом предмета правового регулирования Указа № 116 подлежит рассмотрению заявление о признании пустующего дома, а в установленных случаях – и находящегося в нем движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы (далее – заявление о признании пустующего дома бесхозяйным).

В отличие от заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным требование о возмещении органу внутренних дел или организации, которым принадлежат средства эвакуации или охраняемая стоянка, затрат на перемещение и последующее хранение этого транспортного средства подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку связано с разрешением спора о праве.

4. Исключен.

5. Необходимо учитывать, что правом обращения с заявлением о признании имущества бесхозяйным обладают лица, непосредственно указанные в нормативных правовых актах, регулирующих рассмотрение дел данной категории (например, статьи 379 и 3801 ГПК), либо их представители, специально уполномоченные на то доверенностью. В силу статьи 81 ГПК с заявлением о признании имущества бесхозяйным вправе обратиться прокурор.

При подаче заявления лицами, не обладающими соответствующими правами, суд отказывает в возбуждении дела. Если это обстоятельство установлено во время предварительного судебного заседания либо судебного разбирательства, производство по делу подлежит прекращению (часть третья статьи 362 ГПК).

6. Разрешая вопрос возбуждения дела о признании пустующего дома бесхозяйным, судам следует учитывать, что правом на обращение в суд наделены местные администрации районов в городах (при отсутствии в городе областного подчинения местных администраций районов – городской исполнительный комитет), районные исполнительные комитеты либо по их поручению городские (городов районного подчинения), сельские, поселковые исполнительные комитеты по месту нахождения жилого дома (пункт 13 Указа № 116).

Полномочия исполнительного комитета первичного территориального уровня на обращение в суд с заявлением о признании пустующего дома бесхозяйным подтверждаются решением (выпиской из решения) исполнительного комитета базового территориального уровня.

7. С требованием о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы могут обратиться только местные исполнительные и распорядительные органы. Такое заявление подлежит рассмотрению в суде по месту выявления неэксплуатируемого транспортного средства независимо от места фактического расположения охраняемой стоянки, где такое транспортное средство хранится, или места расположения организации, которой охраняемая стоянка принадлежит.

Обращение с заявлением о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным юридических лиц, которым принадлежит охраняемая стоянка, законом не предусмотрено.

8. Обратить внимание судов, что заявление о признании имущества бесхозяйным должно не только соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальному документу о возбуждении дела (статья 243 ГПК), но и учитывать особенности, предусмотренные для дел данной категории (части четвертая–шестая статьи 379, часть третья статьи 3801 ГПК).

Принимая во внимание требования пункта 9 Указа № 116, судам следует проверять наличие в заявлении о признании пустующего дома бесхозяйным (прилагаемых документах) сведений о состоянии дома, представляемых комиссией по обследованию состояния жилых домов, о включении его в реестр пустующих домов, о направлении лицам, указанным в акте осмотра жилого дома, извещения о наличии оснований для признания жилого дома пустующим либо опубликовании извещения и (или) сведений о поиске правообладателей в периодических печатных изданиях (республиканском и (или) местном печатном издании) и (или) иных средствах массовой информации, на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет.

Несоблюдение этих требований может повлечь оставление заявления без движения (статья 248 ГПК).

Комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...