Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится независимая экспертиза автомобиля после ДТП по ОСАГО в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проведение такой экспертизы может занять несколько дней. Зачастую работа длится от трёх до восьми суток. Итоговая продолжительность зависит от размера полученного ущерба. В финале обратившемуся человеку должны предоставить экспертное заключение. В этом документе отражены все детали осмотра и результаты повторной калькуляции.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2024 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
Может ли ремонт на станции страховщика заменить независимую экспертизу автомобиля?
На сегодняшний день лишь немногие компании предлагают натуральное возмещение по ОСАГО. Обычно представители страховщика, ссылаясь на отсутсвие сервисов, которые должны проводить ремонт автомобиля пострадавшего, дают подписать последнему мировое соглашение об убытке, после которого обращение в независимую экспертизу и судебные разбирательства становятся невозможными. Но почему даже направление на станцию страховщика не может гарантировать, что ремонт будет проведён с надлежащим качеством?
Причина в той же Единой Методике расчёта ущерба. Лимит средств, который страховая компания выделяет сервису на восстановление разбитого в аварии автомобиля, определяется по параметрам именно этой Методики. Неудивительно, что сотрудникам станции ремонта остаётся либо предложить пострадавшему доплатить за разницу в ремонте, либо покупать и устанавливать старые или неоригинальные запчасти, а там, где по технологии необходимо заменить деталь, проводить ее восстановления методом «многослойной шпаклевки».
В результате проведённых на законодательном уровне изменений на рынке ОСАГО сложилась ситуация, когда пострадавший оказался перед выбором получить заниженную страховую выплату или некачественный ремонт своего автомобиля. При этом, если раньше была возможность провести независимую экспертизу и обратиться к страховщику, а при отказе последнего напрямую — в суд, то сейчас после подписания мирового соглашения на возмещение такая опция отсутствует. Почему? Во-первых, обращение с иском в суд не предусмотрено условиями соглашения о выплате, а, во-вторых, урегулирование споров по «автогражданке» заканчивается еще на службе финансового управляющего и, как правило, не в пользу пострадавшего!
Как оценивается размер ущерба, причиненного в результате ДТП?
Если вы намерены получить страховое возмещение, сумму ущерба имуществу определит страховая компания. При этом в случае, если вы требуете возмещение по ОСАГО, но страховщик в установленный законом срок не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков, чтобы определить сумму страхового возмещения, то вы вправе самостоятельно обратиться за независимой экспертизой. В этом случае страховщик должен будет принять от вас результат оценки для определения размера страхового возмещения.
При самостоятельном расчете убытков от ДТП включите в них ущерб имуществу, расходы на восстановление и упущенную выгоду. Это объясняется тем, что такие убытки могут складываться из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб складывается из утраты имущества или его повреждения, а также расходов — уже понесенных или будущих. Поэтому для того, чтобы оценить размер ущерба от ДТП, нужно рассчитать ущерб, причиненный автомобилю и/или иному имуществу, и суммировать его с расходами, которые вы уже произвели или которые могут возникнуть позднее (например, на ремонт), а также посчитать упущенную выгоду, если она есть.
А теперь про каждый элемент более подробно:
- Ущерб имуществу — сумма ущерба может, в частности, включать в себя: стоимость восстановительного ремонта, то есть сумму расходов на восстановление автомобиля, сумму утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), то есть величины снижения стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего ремонта;
- Расходы, понесенные в связи с ДТП — любые расходы, которые вы понесли в связи с причиненным ДТП вредом: расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП до места ремонта или хранения, хранение поврежденного автомобиля и т.д.;
- Упущенная выгода. Например, если вы не получили доход по договору перевозки из-за простоя, поскольку автомобиль был в ремонте после аварии, это можно расценить как упущенную выгоду.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Виды автотехнической экспертизы и их особенности
Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.
2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.
4.2. Факторы видимости.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Зачем нужна независимая экспертиза по ОСАГО
Для того чтобы определить степень повреждения автомобиля после аварии страховые компании заказывают оценку у сотрудничающих с ними экспертов. Воспользовавшись своим правом выбора исполнителя, страховщики обычно делают все возможное для того, чтобы снизить размер компенсации. Решить проблему поможет независимая экспертиза по ОСАГО. Исследования проводят квалифицированные оценщики-техники, которые при выполнении поставленных задач руководствуются нормами действующего законодательства и методикой расчета компенсации по ОСАГО, разработанной РСА.
Такое исследование даст возможность:
- выяснить, насколько реально поврежден автомобиль;
- определить процент износа подлезающих замене запасных частей;
- оценить стоимость оставшихся после ДТП пригодных останков;
- проверить, действительно ли машина не подлежит восстановлению.
Благодаря независимой экспертизе автовладелец получает возможность оспорить незаконное (по его мнению) решение. Если результаты первичного и независимого исследования отличаются более чем на 10%, автоюристы рекомендуют подавать СК претензию. Если документ будет оставлен без рассмотрения, у страхователя появятся все основания для обращения в суд.
Требования к независимым специалистам и документация, которую им необходимо предоставить для работы
Независимые эксперты – это квалифицированные специалисты с высшим профильным образованием. Они должны соответствовать установленным законом требованиям, а именно:
- регулярно проходить аттестацию в МАК Минтранса РФ;
- строго соблюдать установленные требования и методики;
- входить в реестр экспертов-техников Минюста РФ.
Нарушение одного из этих требований может стать причиной признания заключения специалиста ничтожным. Поэтому, прежде чем подписать договор и доверить эксперту свой автомобиль, следует проверить его документы.
Для проведения процедуру владелец транспортного средства должен предъявить специалисту такие бумаги:
- гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
- протокол, составленный на месте происшествия, схему ДТП и другие материалы, имеющие отношение к аварии;
- документы на авто (ПТС, свидетельство о регистрации);
- фотографий, сделанных на месте аварий и показаний свидетелей (если таковые имеются);
- акт расчета повреждений, полученный от страховщика;
- акт о наступлении страхового случая.
Сроки проведения независимой оценки авто после аварии
Согласно действующему законодательству обязательная оценка повреждений осуществляется СК в течения пяти рабочих дней. Если страховщик проводит экспертизу дольше, то вы можете самостоятельно обратиться к независимым экспертам, передав им заключение страховой компании. Обычно независимая оценка длится не более 10 дней.
Если вы приняли решение осуществить независимую оценку, то необходимо пригласить для ее участия всех заинтересованных лиц, путем извещения по почте. Если все участники ДТП живут в одном населенном пункте, то вы должны уведомить их за 3 дня до проведения оценочных работ, а при проживании в разных городах уведомление им должно поступить не менее чем за 6 дней до начала экспертизы.
Как подобрать надежную компанию для проведения независимой оценки?
Рассмотрим несколько рекомендаций по выбору организации для осуществления независимой экспертизы авто после аварии:
- При выборе компании обязательно обращайте внимание на количество клиентов и рейтинг за конкретный период. Всю эту информацию можно посмотреть в интернете. В настоящее время существует множество сайтов, публикующих рейтинги компаний, занимающихся независимой оценкой. Кроме того, можно дополнительно изучить различные форумы автолюбителей, отзывы реальных клиентов и т. д. Это поможет вам определиться с выбором гораздо быстрее.
- Тщательно изучите сведения, представленные на сайте оценочной компании. Большинство современных оценщиков имеют свои сайты, где выкладывают актуальную информацию об оказываемых услугах и их стоимости. Здесь также публикуются сканированные копии лицензий, сертификатов и других документов, подтверждающих профессионализм компании. Помимо этого, просчитайте на онлайн-калькуляторе предварительную цену независимой оценки. Это даст вам возможность выбрать для себя наиболее выгодное предложение.
- При обнаружении скрытого или явного сотрудничества оценочной компании со страховой компанией лучше всего откажитесь от ее услуг. Это стоит сделать, поскольку некоторые оценщики могут неофициально подрабатывать в СК, в связи с чем, вы не сможете получить независимую оценку. Этот момент необходимо выяснить еще до заключения договора, на шаге выбора компании. Как правило, такие оценочные организации уговаривают своих клиентов провести экспертизу по документации, предоставленной страховщиком. Будьте бдительны!
- Не стоит обращаться в оценочную организацию, оказывающую огромный перечень услуг. Такие компании не могут оказывать все услуги на высшем уровне. Как показывает практика, только узконаправленные организации обладают профессионализмом. Выбирайте компанию, специализирующуюся исключительно на проведении независимой экспертизы авто после аварии.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Кто оценивает ущерб при ДТП
Оценкой занимаются не сами страховые компании, а экспертные организации. Другое дело, что каждый страховщик сотрудничает со «своей» экспертной компанией. Это означает, что сумму ущерба будут считать по минимуму (а если получится – постараются её незаконно занизить).
Итак, как всё происходит?
- вы приходите в офис страховой фирмы (не позже 15 дней после аварии) и пишете заявление на получение выплаты;
- страховая компания согласовывает с вами дату и время оценочных работ (в течение 5 дней с момента обращения);
- вы предоставляете для осмотра автомобиль (либо приезжаете на нём сами, либо эксперты прибывают лично, если машина «в хлам» и для езды больше не приспособлена);
- эксперты проводят оценку повреждений автомобиля после ДТП;
- выносят заключение (его подписывают автовладелец, эксперт и представитель страховой компании) и называют сумму, в которую оценён ущерб.
После этого вы либо соглашаетесь и получаете выплату (деньги перечисляют на банковский счёт в течение 20 дней), либо возмущаетесь неприкрытой наглостью оценщиков и говорите, что такое вам должны компенсировать куда более внушительной суммой, с чем страховая компания вряд ли согласится. Остаётся один вариант: проводить независимую экспертизу и, если понадобится, использовать её результат как аргумент в суде.
Помочь с выбором могут рейтинги организаций. Только этому вопросу нужно уделить время и сравнить данные из разных источников. Рейтинг компаний от независимых экспертов по ДТП разные организации иногда пытаются изменить в свою пользу, но статистика — более-менее точная наука, поэтому на верхних позициях в основном оказываются заслуживающие доверия компании. Среди лучших оценочных фирм систематически выходят в ТОП следующие организации:
- Паритет-Консалтинг;
- Центр оценки авто;
- Inhelp;
- СКПО Авто;
- Expert 365;
- Независимка.Ру;
- Атлант Оценка;
- APEX GROUP;
- Судебная экспертиза и оценка.
Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Автовладелец вправе согласиться с решением экспертной комиссии, представленной самим страховщиком. И в этом случае компенсацию ущерба он получает максимально быстро. Но даже после этого он имеет право сперва провести независимую экспертизу, а далее обратиться за помощью в суд, если итоговая сумма компенсации получится выше изначально указанной страховщиком. На все это владельцу ТС дается 30 дней. Если за этот период он не подаст заявление к страховую компанию, то выплату по полису засчитывают как выполненной и не допустимой к обжалованию. При этом стоит учитывать, что сама экспертиза может занимать до 7 рабочих дней (в зависимости от степени и характера повреждений, а также факта установленного виновника ДТП).
Во всем этом необходимо учесть следующие нюансы:
- независимую экспертизу оплачивает заказчик (впоследствии эту плату можно востребовать в общую сумму ущерба, что было законодательно обосновано в июне 2017 года указом Госдумы);
- при независимой экспертизе страховая компания имеет право быть в качестве присутствующей стороны (она предложит для этого своего штатного эксперта-оценщика);
- до проведения всех экспертиз и выдачи заключений по ним автомобиль запрещено ремонтировать даже частично – это позволит страховщику вовсе отказать в выплате компенсации.
Когда назначается независимая техническая экспертиза
Данный вид экспертизы назначается для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты только по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.
Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:
-
Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.
Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.
-
Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.
При необходимости эксперт — техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона «Об ОСАГО».