Что делать если страховая не доплатила по ОСАГО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если страховая не доплатила по ОСАГО?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Компания специально занижает сумму

Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:

  1. Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
  3. Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
  4. Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).

Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.

По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного транспорта;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юридическим лицом;
  • следить за изменениями в постановлениях.

Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.

После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.

Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.

Перед обращением в суд необходимо написать претензию в СК

Досудебная претензия – это последняя попытка пострадавшей стороны урегулировать спорный вопрос со СК без обращения в суд. Она составляется только при явных разногласиях в сумме компенсации или несвоевременных выплатах. Досудебная претензия необходима для следующего:

  • Решение вопроса без судебного разбирательства, если причиной конфликта стал человеческий фактор – ошибки экспертизы, некорректный расчет. Претензия поможет инициировать повторную проверку и признание СК несоответствия начисленной суммы фактической.
  • Развитие конфликтной ситуации будет задокументировано, что даст преимущества истцу при дальнейшей судебной тяжбе. Нужно сохранить копию претензии и все ответы СК.
  • Частичное удовлетворение требований пострадавшей стороны.

В интересах СК не доводить дело до судебного разбирательства.

Размер возмещения по ОСАГО

Если в результате ДТП был причинен имущественный вред, а у виновника был полис ОСАГО, то необходимо обращаться за возмещением в страховую.

В некоторых случаях потерпевший в ДТП может обратиться за прямым возмещением в свою страховую. Потерпевший может сделать это при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в результате ДТП вред был причинен только имуществу;
  • в ДТП участвовали водители, у каждого из которых есть действующий полис ОСАГО.

Как определяется размер страховой выплаты по ОСАГО

Все действия страховщика в рамках обязательного автострахования регулируются Федеральным Законом об ОСАГО, в том числе и порядок расчета возмещения.

В соответствии с законодательством страховщик должен осмотреть автомобиль для последующей оценки объема причиненного вреда. Часто для осмотра привлекают независимую экспертную организацию, однако, если потерпевший не возражает, составить акт о повреждениях может и представитель страховой компании. Обе стороны подписывают документ, подтверждая свое согласие с размером ущерба.

На основании составленного акта осмотра экспертная организация составляет отчет об оценке стоимости устранений повреждений. При подготовке заключения эксперт руководствуется специальным документом, так называемой, единой методикой. Это руководство для техников, утвержденное ЦБ РФ, в котором подробно расписываются способы расчета и цены на ремонт.

Эксперты обязаны руководствоваться единой методикой, для того чтобы не возникало ситуаций, когда страховая выплатила мало денег по ОСАГО. Что делать при тех или иных повреждениях, какую цену применять для окраски запчасти – все это регулирует методика Центробанка.

В теории такой подход должен снизить процент заявлений, по которым страховая мало заплатила по ОСАГО. Что делать, если вы все же попали в число тех, кому недоплатили, подскажет Закон.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Почему страховщик не доплачивает?

Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.

Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.

Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.

Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.

Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.

Что делать, если страховая компания выплатила мало?

Когда сумма выплаты не устроила владельца авто, можно следовать двумя путями решения проблемы:

  • Самостоятельно обратиться в судебные органы за возмещением вреда.
  • Обратиться к специалистам, осуществляющих выкуп подобных дел.

Последовательность действий после столкновения:

  1. Необходимо сразу вызвать сотрудника ГИБДД для составления протокола (Европротокола).
  2. Обратиться в страховую организацию с заявление о выплате, приложив пакет необходимой документации.
  3. Страховщик осуществляет оценку нанесенных повреждений.
  4. По её результатам производится выплата (или не производится).

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.

В основном это делается по следующим причинам:

  • Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
  • Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
  • Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
  • Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
  • Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.

Мало выплатила страховая

Если причиной повреждений авто в аварии стала вина застрахованного по ОСАГО водителя, можно смело предъявить страховой требования возместить ущерб.

Для этого необходимо подать страховщику заявление и все документы, доказывающие наличие страхового случая. После этого в течение 5 дней предоставленное страховщику разбитое ТС или то, что от него осталось осматривается представителем страховой или проводится независимая техэкспертиза (п. п. 1, 10 ст. 12 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Следует помнить! При участии в аварии сразу двух автомобилей, когда ДТП случилось после 25.09 2017 г. и вред причинен только транспорту, предъявить требования о в прямом возмещении убытков можно и нужно непосредственно вашему страховщику. При других обстоятельствах потребовать выплаты денег нужно у страховой, с которой у виновника ДТП заключён договор (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).

Практика оформление страховки в таких случаях говорит о том, что страховщики немедленно делают экспертизу авто и занижают стоимость возмещения. В этом случае необходимо действовать, придерживаюсь описанных ниже правил.

Случаи обоснованного отказа в выплате компенсации

Прежде всего, нужно тщательно ознакомиться с договором страхования и указанными в нем условиями для выплаты, после чего можно начинать изучать обоснования для отказа в возмещении в конкретном случае. Только после подробного изучения самого договора, автовладелец может решить, что делать при получении отказа в возмещении по ОСАГО со стороны страховой компании.

По закону причинами для отказа в выплате являются ситуации:

  • Если при ДТП пострадал автомобиль, на застрахованный по договору обязательного страхования автогражданской ответственности;
  • Когда причиной для требования к выплате является причинение морального ущерба;
  • Когда обращение за выплатой поступило в страховую компанию позднее необходимых сроков;
  • Если в ДТП попал автомобиль из автошколы во время практического занятия, во время соревнований или при прохождении теста;
  • Если ущерб автомобилю причинен перевозимым грузом;
  • Если возмещение запрашивается на имя сотрудника предприятия, который попал в ДТП при исполнении своих непосредственных обязанностей, на которые уже распространяется действие социального страхования;
  • Когда необходимо возмещение ущерба объектам архитектурного или культурного фонда, предметам антиквариата.

В данных случаях возмещение ущерба по ОСАГО не производится согласно договору страхования, поэтому отказ в покрытии будет обоснованным, и все последующие действия, предпринятые автовладельцем, не будут иметь никакого смысла.

Однако это не полный перечень причин для отказа в страховом покрытии.

СК может также отказать в выплате по договору, если:

  • Был предоставлен неполный комплект документов (если же комплект документов был дополнен необходимыми, то СК продолжает их рассмотрение для принятия решения);
  • Пропущен срок по договору, в течение которого автовладелец должен был обратиться в СК;
  • Идёт процедура банкротства страховой компании, дальнейшая работа по получению возмещения идёт с РСА;
  • Полис страхования был подделан (здесь уже будут разбираться полиция и РСА);
  • Были выявлены и доказаны мошеннические действия.

Если вы будете знать все возможные причины для отказа в выплате по ОСАГО, то сможете предусмотреть заранее свои дальнейшие шаги для получения компенсации, сэкономив при этом кучу нервов, сил и времени.

Однако разные страховые компании стараются, по возможности, уклониться от покрытия ущерба разными способами, и тут в ход идут, как законные, так и незаконные основания для отказа.

Наиболее частыми причинами для незаконного отказа в выплате компенсации после ДТП являются случаи:

  • Если в полисе ОСАГО отсутствует имя водителя, то пострадавший получает выплату, но потом СК часто может подать ответный иск на виновную сторону аварии для получения компенсации своих потерь;
  • Если был выявлен факт управления транспортным средством виновной стороны в нетрезвом виде. Опять же СК обязана выплатить компенсацию, но потом снова в ответ обратится с иском против виновника Аварии для снижения своих издержек;
  • Если виновник аварии скрылся с места ДТП, но в данном случае страховщик независимо от этого факта должен произвести выплату пострадавшей стороне;
  • Если виновная сторона не согласна с определением ее вины и обратилась с жалобой в суд. В данном случае страхователь имеет право на получение возмещения, пока не будет доказана его вина;
  • Если к страховщику обратился не владелец автомобиля. Здесь закон не вводит ограничения на перечень лиц, которые имеют право обратиться в СК, но в этом случае у представителя на руках обязательно должна быть доверенность, выданная ему владельцем транспортного средства;
  • Если у автовладельца нет диагностической карты с экспертизы после ДТП, а не техосмотра, проведённого для получения полиса ОСАГО;
  • Если лицо, виновное в аварии, вовсе не явилось в страховую компанию для проведения осмотра автомобиля страховщиком.

Как определить, было ли занижение

Чтобы определить, занизила страховая компания выплату или нет, проведите самостоятельную независимую экспертизу повреждений. Она потребуется для представления в суд в качестве доказательства уменьшения суммы возмещения.

Если независимая экспертиза установит расхождение с расчетами Страховой компании в размере менее 10%, то такое занижение судом рассматриваться не будет. Это считается допустимой экспертной погрешностью.

Чтобы независимая экспертиза имела юридическую силу, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • экспертная фирма имеет сертификат и госрегистрацию в ЕГРЮЛ;
  • техник-эксперт, проводящий осмотр, имеет аккредитацию в Федеральном реестре.

Почему страховая занижает выплату по ОСАГО

Начиная с 2014 года, все страховые компании обязаны при расчете суммы ущерба использовать единые стандарты, утвержденные Центральным банком. Однако даже при наличии единых стандартов автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как занижена выплата ОСАГО.

Все дело в том, что такое случается по ряду причин. Рассмотрим каждую:

  • Способ оценки. Все специалисты делают осмотр, как говорится на ощупь и глаз. В результате этого итоговая сумма ущерба может значительно различаться.
  • Профессиональные навыки специалиста. Не секрет, что многое зависит от профессионализма эксперта. Опытные специалисты могут подготовить отчет не только быстро, но и максимально достоверно, чего нельзя сказать про новичков.
  • Условия осмотра. Это основной фактор, который играет значимую роль. Машина должна быть представлена в чистом виде, в светлое время суток. При плохом освещении часть повреждений может быть не замечена и не учтена при составлении отчета.

Необходимо учитывать, что страховщики могут занизить сумму компенсационной выплаты также по законным причинам.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...