Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «БСО в 2024 году кто может применяться». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сначала несколько слов о том, что относится к бланкам строгой отётности. Четкого перечня документов, которые можно было бы отнести к БСО, законодательно не установлено. Обычно в эту категорию относят квитанции, билет, талоны, абонементы, наряды, путевки.
Кому не нужны кассовые аппараты для БСО
Не выдавать БСО и кассовые чеки могут предприниматели, которые не обязаны использовать онлайн-кассу при расчетах. Это те, кто:
- работают в труднодоступной местности, перечень таких районов устанавливают региональные власти;
- принимают оплату от физлиц через платежных агентов;
- работают как самозанятые, электронные чеки им нужно формировать через приложение «Мой налог»;
- продают ценные бумаги и работают в кредитных организациях;
- продают товары на ярмарках и выставках, при условии демонстрации товаров с рук — например, бабушки, которые продают цветы или семечки;
- продают газеты и журналы в киосках, при условии, что бумажная продукция составляет не менее 50% от общего ассортимента;
- ремонтируют обувь, сумки, изготавливают ключи;
- сдают в аренду собственное жилье.
Предприниматели, которые не попали в перечень, должны выдавать кассовые чеки или БСО, чтобы подтвердить факт оплаты товаров или услуг.
Пересмотр обновленного бланка строгой отчетности
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, что же такое БСО? Какие правила предъявляются к бланкам строгой отчетности в 2023-2024 годах?
Подробное описание данного документа вы можете найти в статье 1.1 Федерального закона от 22 мая,03г. N 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в России».
Стоит подчеркнуть, что бланк строгой отчетности является первичным учетным документом и и по своему статусу не отличается от кассового чека. Он формируется, как в электронном виде, также может быть распечатанным с помощью автоматизированной системы при расчетах с клиентами, подтверждая факт совершения этих операций.
Примечательно, что бланк строгой отчетности весьма схож с кассовым чеком, и законодательство предъявляет идентичные требования к обязательным реквизитам обоих документов (на что указывают сообщения Минфина РФ от 16 ноября 2020 N 03-01-15/99505 и от 26 мая 2021 N 30-01-15/40362).
Бланки строгой отчетности (БСО)
В соответствии со статьей 1.1 № 54-ФЗ БСО формируется в настоящее время в электронном формате или распечатывается через автоматизированные системы. Он является аналогом чека, и законодательство предъявляет к ним одни и те же требования. Наполнение чека и БСО подразумевает включение следующих реквизитов:
- наименование бланка;
- номер операции за смену;
- день, время и место расчета;
- название юридического лица или ИП, его ИНН;
- применяемая налоговая система;
- признак расчета;
- наименование товара или услуги, которую приобретает покупатель; ее количество, стоимость и НДС товара;
- вид расчета;
- должность, Ф. И. О. сотрудника, проводившего расчет;
- номер регистрации кассы и номер фискального накопителя;
- фискальный признак документа и сообщения;
- номер смены;
- код в формате QR.
Порядок применения БСО
БСО — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ (абз. 6 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Автоматизированная система для БСО — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях (абз. 2 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Автоматизированные системы для БСО применяются при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, БСО приравнивается к кассовому чеку и содержит тот же набор реквизитов, который предусмотрен для кассового чека ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Кроме этого, БСО, равно как и кассовые чеки, могут иметь электронный вид и направляться клиенту на абонентский номер или адрес электронной почты.
После истечения 01.07.2019 срока действия переходных положений, установленных ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, БСО можно сформировать только с помощью ККТ (в том числе с помощью автоматизированной системы для БСО).
По нашему мнению, с вышеуказанной даты фактически прекратило свое действие Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Постановление N 359), поскольку оформление БСО с 01.07.2019 без применения контрольно-кассовой техники более не является условием освобождения от применения последней, как это было указано в Постановлении N 359. Указанное Постановление утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18.06.2020 N 875.
Применение ККТ вне места совершения расчетов.
Законом № 129-ФЗ учтены особенности применения ККТ в случаях, когда расчеты производятся отдаленно от места расположения контрольно-кассовой техники.
В статью 1.2 Закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. Так, из п. 5.6 следует, что пользователи вправе применять ККТ[3], расположенную вне места совершения расчетов:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) за реализуемые товары при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работ и (или) оказания услуг, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения, их частей и (или) земельного участка, используемых на праве собственности, аренды или ином законном основании;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных п. 5.8 – 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.
Нужен ли договор с оператором фискальных данных
Однозначно — да. С технической точки зрения передача бланков ничем не отличается от передачи кассовых чеков. Это происходит при опосредованном участии оператора фискальных данных — ОФД.
ОФД — это юридическое лицо, наделенное налоговой службой определенными правами. Он может хранить, обрабатывать и передавать фискальные данные и служит виртуальным посредником между кассой и товарищем налоговым инспектором. Сначала кассовый чек поступает на сервер оператора, а потом — по запросу в ФНС.
Для того, чтобы эта цепочка заработала, необходимо выбрать подходящего оператора и оформить с ним договор. Для этого понадобится электронная подпись. Договор можно заключать с любым оператором, работающим на территории РФ. Главное требование — он должен быть аккредитован налоговой. На сайте ФНС есть специальный реестр, в который включены все действующие операторы.
Процедура проводится удаленно, через учетную запись на сайте оператора. Нужны данные о кассовом аппарате, а также информация об организации или индивидуальном предпринимателе. К личному кабинету прикреплен лицевой счет. Его можно пополнить банковской картой, безналичным переводом или электронными деньгами. Базовая стоимость обслуживания на 12 месяцев — 3 тысячи рублей.
Кассовый чек или «дореформенный» бланк строгой отчетности: что лучше использовать тем, кто освобожден от использования ККТ
Действительно, хозяйствующий субъект, освобожденный от использования ККТ — в соответствии с положениями статьи 2 Закона № 54-ФЗ, вправе, принимая расчеты от покупателя наличными, не выдавать ему в ответ каких-либо документов в подтверждение покупки. Конечно, если оплата идет по карте, то она будет подтверждена — чеком от банка-эквайера, который провел платеж по карте. Но этот чек не будет иметь отношения к законодательству о ККТ (эквайринг — это вообще отдельная сфера правоотношений, лишь косвенно связанная с онлайн-кассами).
Но, совершенно очевидно, что у покупателя, отдавшего деньги продавцу, справедливо возникнет вопрос — где же чек (который в его понимании обязан выдать каждый продавец, поскольку иначе это «развод какой-то»). Разумеется, есть весьма небольшая вероятность, что покупатель будет знаком с нормами Закона № 54-ФЗ, по которым у продавца обязанность что-либо выдавать покупателю будет отсутствовать. Поэтому, продавцу — особенно, если его конкуренты чеки успешно выдают, следует озаботиться об обеспечении документирования приема наличности от покупателей.
Поскольку закон не содержит каких-либо предписаний и даже рекомендаций на предмет того, что может продавец, не обязанный использовать ККТ, выдать покупателю в подтверждение приема денежных средств за товар или услугу, хозяйствующему субъекту придется придумывать, что делать, самостоятельно. Можно ориентироваться на следующие два основных варианта:
- Несмотря на то, что онлайн-кассу использовать необязательно — все равно купить ее.
Нельзя утверждать, что налоговики (купленную ККТ можно еще и зарегистрировать у них — все официально) сильно удивятся этому. Очень многие фирмы, даже начинающие ИП, покупают онлайн-кассы, чтобы выглядеть в глазах покупателей «модно». И, действительно, ряд современных моделей инновационных ККМ выглядит весьма респектабельно. «Фискализация» через них — процесс, однозначно добавляющий технологичности процессу расчетов между продавцом и покупателем.
В кассовый чек на современных онлайн-кассах можно и по закону включать любые реквизиты, дополняющие те, что должны присутствовать в нем обязательно. А в случае неофициального применения ККТ чек и вовсе можно редактировать каким угодно образом — включая туда, к примеру, данным и по акциями, и по промо-кодам, и текстовые, и графические данные.
- Использовать БСО — фактически соответствующий требованиям, отраженным в постановлении № 359 (либо создать фирменный бланк — на основе документа, который имеет реквизиты, утвержденные законодательно).
Альтернатива — использование документа, соответствующего по реквизитам «дореформенному» товарному чеку. Она может быть применена, если предприниматель решит, что «упрощенный» перечень включаемых в товарный реквизитов по старой версии Закона № 54-ФЗ предпочтительнее чуть более сложного, который предусмотрен постановлением № 359 для БСО.
По своему виду БСО может быть очень похожим на современный кассовый чек — и даже быть назван чеком. Выписывать его можно вручную — с использованием тех же типографских форм, или же печатать на чековом принтере — похожем на фискальный регистратор устройстве.
В теории возможен и «гибридный» вариант — когда покупается онлайн-касса, и программируется так, чтобы на ней печатались БСО, фактически соответствующие тем, что регулируются постановлением № 359.
Итак, среди кассовых документов (исторически применявшихся, подлежащих текущему и перспективному применению) можно выделить:
- «Дореформенные» бланки строгой отчетности, формируемые в соответствии с Законом № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года и в соответствии с постановлением № 359.
Такие БСО до 1 июля 2019 года могут применять ИП и юридические лица, оказывающие услуги для граждан. После данные бланки утратят юридическую силу, и их можно будет применять только неофициально — например, как документ в подтверждение покупки, в случае, если фирма освобождена от применения ККТ.
Либо — как документ, дополняющий кассовый чек (например, эта опция, скорее всего, будет востребована авиакомпаниями, использующими форму маршрутной квитанции, которая на момент введения в оборот была разработана в соответствии с постановлением № 359).
- «Дореформенные» товарные чеки, формируемые в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года.
Также будут изъяты из официального оборота с 1 июля 2019 года (до того — их могут применять некоторые хозяйствующие субъекты на ПСН и ЕНВД, например — ИП без работников). Возможно, опять же, их дальнейшее неофициальное использование ИП и юрлицами, освобожденными от применения ККТ — аналогично, в целях удостоверения приема денежных средств от покупателя.
- Бланки строгой отчетности, приравненные к чеку онлайн-кассы и формируемые в соответствии с Законом № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года и более поздних.
Наряду с обычными чеками онлайн-кассы, с 1 июля 2019 года они будут обязательны к применению для всех фирм, не поименованных в статье 2 Закона № 54-ФЗ в свежей редакции. При этом, даже если фирма оказывает услуги, то она, тем не менее, вправе использовать не БСО, а обычный кассовый чек.
- Товарные чеки, формируемые ИП на ПСН, а также хозяйствующими субъектами в труднодоступных местностях в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2018 года и более поздних.
Могут использоваться только указанными хозяйствующими субъектами в предусмотренных законом случаях вместо кассовых чеков.
Таким образом, БСО по постановлению № 359 — ставший в течение более, чем десятка лет, привычным для российского бизнеса (причем, как для ведущих деятельность в скромных масштабах ИП, так и для крупнейших корпораций — если говорить об организациях, осуществляющих пассажирские перевозки) заменителем кассового чека, довольно скоро выйдет из официального оборота и такие БСО с 1 июля 2019 года применять будет невозможно. В лучшем случае его можно будет применять неофициально. Более всего оправданно — как инструмент обеспечения лояльности покупателей в случаях, когда им по закону необязательно выдавать кассовый чек. Фактически продолжат использовать БСО, скорее всего, те самые крупные перевозчики — например, авиакомпании, ранее внедрившие в свой документооборот официальные бланки билетов.
Так или иначе, выбора у бизнеса между кассовым чеком и «неофициальным» БСО не будет в ситуации, когда закон обязательно предписывает применять первый документ. А если закон освобождает фирму от применения ККТ, то возможны варианты. Так, никто не запрещает предпринимателю — выбирающему, каким способом обеспечить лояльность покупателя, остановиться именно на БСО.
Новые тенденции и перспективы
Применение БСО в 2024 году открывает новые возможности и перспективы для развития бизнеса. С развитием цифровых технологий и интернета вещей, становится все более актуальным использование электронных БСО. Это позволяет сократить издержки на печать и хранение бумажных документов, а также упрощает процесс их обработки.
Одной из главных тенденций развития БСО является их взаимодействие с различными информационными системами. Такая интеграция позволяет автоматизировать процессы учета и отчетности, упрощает взаимодействие с контролирующими органами, а также обеспечивает повышение прозрачности и легальности бизнеса. Кроме того, использование электронных БСО способствует более быстрой и эффективной обработке документов, что позволяет сократить время сделки и улучшить сервис для клиентов.
Важной перспективой применения БСО в 2024 году является улучшение защиты данных и контроля за их подлинностью. С целью предотвращения подделки и фальсификации документов, внедряются новые технологии, такие как цифровая подпись и блокчейн. Это позволяет установить принадлежность БСО к конкретному юридическому лицу, а также обеспечивает целостность и непрерывность цепочки документооборота.
Инновационные методы применения БСО в бизнесе
В 2024 году, с развитием технологий и постоянно меняющимися рыночными условиями, бизнес-сертификаты оказываются востребованными инструментами для улучшения эффективности и надежности бизнес-процессов. Инновационные методы применения БСО могут дать компаниям конкурентное преимущество и помощь в достижении своих стратегических целей.
Один из инновационных методов – использование электронных БСО. Они значительно упрощают и автоматизируют процесс оформления и обмена документами, сокращая время и затраты на их обработку и хранение. Электронные БСО помогают снизить риски возникновения ошибок и фальсификации документов, а также обеспечивают прозрачность и надежность всего процесса.
Еще одна инновация – использование умных контрактов при оформлении БСО. Умные контракты основаны на технологии блокчейн, их работа автоматизирована и не требуют участия посредников. Такие контракты обеспечивают непреложность условий сделки и гарантируют их точное исполнение. Использование умных контрактов с БСО позволяет упростить и ускорить процесс заключения сделок, а также обеспечить безопасность и прозрачность для всех участников.
Также в 2024 году предприятия начинают активнее использовать аналитику БСО для принятия управленческих решений. Анализ данных, полученных из БСО, позволяет улучшить процессы внутри компании, оптимизировать затраты, увеличить качество продукции и улучшить обслуживание клиентов. Аналитика БСО помогает выявить тренды и прогнозировать будущие изменения на рынке для принятия более эффективных стратегических решений.
Со внедрением и развитием новых технологий, инновационные методы применения БСО в бизнесе становятся все более значимыми. Они помогают компаниям сократить издержки и повысить эффективность бизнес-процессов, обеспечивают безопасность и надежность документооборота, а также предоставляют ценную аналитическую информацию для принятия управленческих решений.
Регулирует возможность выдачи БСО закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Согласно статье 2(2) этого закона порядок утверждения формы бланков, их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
В постановлении Правительства от 6 мая 2008 г. № 359 утверждено Положение о применении БСО, в котором приводится перечень необходимых реквизитов бланка и способы его изготовления. В зависимости от вида услуг населению, БСО может называться по-разному: квитанция, путевка, абонемент, билет и т.д. Разными должны быть и виды таких бланков.
До вступления в силу постановления Правительства от 6 мая 2008 г. № 359 применяли такие виды бланков, которые заполнялись согласно Методическим указаниям, разработанным Росбытсоюз ОАО в согласовании с Минфином России. Это, например, форма БО-1 («Квитанция», «Копия квитанции», «Наряд-заказ») или форма БО-7 («Залоговый билет», «Копия залогового билета», «Опись вещей»). Сейчас такие формы признаны устаревшими, и выписывать их нельзя.
В информационном письме Минфина от 22 августа 2008 года организациям и ИП разрешается использовать самостоятельно разработанный бланк, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма — для организации, ФИО — для ИП;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) ИНН налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Нельзя применять собственно разработанные бланки только в случаях, когда есть утвержденные соответствующими министерствами формы БСО. Например, это:
• Форма БСО для услуг по предоставлению парковок, утвержденная приказом Минтранса от 24 июня 2014 г. № 166;
• Формы «Билет», «Абонемент» и «Экскурсионная путевка», утвержденные приказом Минкультуры от 17 декабря 2008 г. № 257.
• «Квитанция на оплату ветеринарных услуг», утвержденная приказом Минфина от 9 апреля 2008 года № 39н;
• «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция» для услуг ломбардов, утвержденные приказом Минфина от 14 января 2008 года № 3н;
• «Туристская путевка», утвержденная приказом Минфина от 9 июля 2007 года № 60н;
Кроме того, это БСО для билетов (железнодорожных, авиа, общественным транспортом), багажные квитанции и др.
Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)
- выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
- продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
- продажи ценных бумаг;
- продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
- реализации питания в образовательных учреждениях;
- торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
- ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
- разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
- продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
- продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
- приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
- оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
- оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
- оказания услуг няни и сиделки;
- продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
- оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
- оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
- сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
- работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
- продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
- реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.
Однако для лиц, не применявших ранее ККТ (а к их числу относятся те, кто оформляет расчеты через БСО), закон № 290-ФЗ, содержащий правила перехода к применению обновленного закона № 54-ФЗ, установил дату начала обязательного использования кассовых аппаратов более поздней, чем общая (01.07.2019) – с 01.07.2019 (п. 9 ст. 7). При этом юрлицам и ИП, выдающим заказчикам БСО, в законе № 290-ФЗ был отведен отдельный пункт (п. 8 ст. 7), и в нем тоже присутствовала дата 01.07.2019.
Для начала стоит разобраться, что представляет собой бланк строгой отчетности. Это не единый документ, под таким определением объединяется целый ряд первичек, которые оформляются при расчёте с покупателем. К примеру:
- Проездные документы.
- Квитанции.
- Путевые листы и т. д.
Более того, компании могут сами себе разрабатывать БСО, в зависимости от данных, которые необходимо будет отразить. Главное – соблюсти несколько обязательных условий и внести реквизиты, без которых в бланках строгой отчетности обойтись нельзя согласно этому и этому закону. Как пример, факт взаиморасчетов должен быть отмечен всегда. Об остальных параметрах подробнее далее.
Также БСО могут считаться такие специально разработанные формы документов, как:
- Квитанции на брутто-премию, из ломбардов, при оплате работы ветеринара и т. п.
- Туристические путёвки.
- Билеты в кино.
- Билеты на общественный транспорт любого вида.
Нужно ли регистрировать бланки строгой отчетности в налоговой
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
Так что предпринимателю для того, чтобы прочитать вышеназванное постановление, надо как минимум знать о том, что оно вообще существует. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что, прежде чем осуществлять какую-то деятельность, нужно ознакомиться хотя бы с минимумом НПА, что если уж назвался груздем – полезай в кузов… Но это все теория. На практике, как это довольно часто бывает, начинающий предприниматель кидается головой в омут своего бизнеса, порой не имея времени (а может быть и желания) для изучения всех законодательных тонкостей. А на оплате услуг специалиста на начальном этапе деятельности многие предприниматели стараются сэкономить. В последнее время много новоиспеченных предпринимателей стали таковыми благодаря госпрограмме содействия самозанятости населения. Не все из них (вчерашних наемных работников, побывавших и в статусе безработных) могут предположить, что объявление в налоговой инспекции, призывающее осуществлять регистрацию бланков, может не иметь ничего общего с законом.