Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетная субсидия: как их правильно учитывать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Пакет документов для получения субсидии
Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.
Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.
Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:
-
перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
-
программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
-
информация о планируемом к приобретению имуществе.
Новый порядок формирования КБК
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
В числе важных изменений законодательства – введение в действие новой бюджетной классификации. С 1 января 2023 г. признается утратившим силу Порядок, который был утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, и вместо него вступает в силу Порядок формирования и применения КБК, утвержденный Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.
Внимание
Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.
Учреждения бюджетного и автономного типа начнут использовать КВР 246 в целях отнесения расходов на закупки для создания, развития, использования государственных информационных систем. Учреждения регионального и муниципального уровней вправе использовать этот код, только если такое решение примет финансовый орган. А федеральные ‒ в соответствии с прямой нормой п. 53.2.4.6 Порядка № 82н.
Расширяется применение КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Теперь по нему будут отражаться в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов (п. 53.2.4.7 Порядка № 82н).
Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном Письме от 25.08.2022 № 02-05-11/83179. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов, можно в подготовленной финансовым ведомством в сопоставительной таблице изменений видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к применяемым в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.
Целевые субсидии и порядок их расходования бюджетными учреждениями
Муниципальные, автономные учреждения претендуют на дополнительное финансирование от государства, если возникла такая необходимость. Мат.помощь выделяется на:
- капремонт зданий, принадлежащих бюджетному учреждению;
- покупка площадей, объектов, оборудования;
- возмещение трат на восстановление зданий, пострадавших от стихийных бедствий, иных чрезвычайных обстоятельств;
- формирование фондов более 2000000 руб.;
- закрытие долговых обязательств за КУ;
- выполнение поручения от государства;
- компенсация затрат на переезд, доставку имущества;
- покупка движимого имущества, представляющего для учреждения, государства особую ценность, стоимостью более 2000000 руб.
Код зависит от вида субсидии.
Порядок запроса, освоения средств:
- Составление проекта с подробным обоснованием получения денег.
- Предоставление документации в компетентный орган.
- Созыв комиссии, выступление перед комиссией представителя учреждения, который будет освещать проект.
- Выделение средств – в случае положительного ответа.
- Расходование денег.
- Отчет в тратах перед уполномоченным органом.
После поступления денег на счет в Федеральном казначействе производится проверка документов. Если претензий не возникло, средства предоставляются получателю.
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Порядок расчета субсидии
Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета — редкость.
В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5% действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.
Другой подход использовали в Свердловской области — порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом[6]. В нем приведены три основных метода расчета:
- плановый метод — расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);
- метод индексации — объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;
- нормативный метод — расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.
Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.
Налогообложение субсидий
Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные, например, для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:
- ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
- использование субсидированных средств на означенные цели.
Учет целевых субсидий в бюджетном учреждении
Дата публикации 09.04.2019
Использован релиз 1.0.56.7
Бюджетное учреждение образования в декабре 2018 г. заключило с учредителем соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2019 г. в сумме 22 000 000 руб. Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема. Субсидия перечисляется на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном ОФК, не позднее 13-го числа первого месяца квартала. В I квартале 2019 г. субсидия в размере 5 500 000 руб. поступила на лицевой счет учреждения 11.01.2019. За I квартал 2019 г. согласно Отчету о достижении целевых показателей задание выполнено на 25%.
№ | Операция | Дт | Кт | Сумма (руб.) |
Документ в 1С | Первичный документ |
---|
Учет целевых субсидий в бюджетных учреждениях
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.01 № 72н, предусматривает использование целевых субсидий, доведенных до бюджетного учреждения, на основании Перечня целевых субсидий на текущий год.
Перечень целевых субсидий формируется органом исполнительной власти, доводится до органа Федерального казначейства в электронном виде и содержит целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям. В течение финансового года Перечень целевых субсидий может дополняться либо изменяться в части наименований целевых субсидий.
Как рассчитываются субсидии ЖКХ
Субсидии ЖКХ предоставляются тем, кто тратит на оплату коммуналки больше нормы.
Доля допустимых расходов — более 22% от общего семейного бюджета.
Однако в регионах норму снижают: в Санкт-Петербурге — 14% от дохода, а в Москве — 10%.
Льготы и субсидии получают граждане, снимающие жилье у государства или физического лица по договору, а также члены жилищных кооперативов и собственники недвижимости.
Сумма субсидий определяется сотрудниками социальной защиты по формуле:
РС = РСС × КЧС – МДС × ДРКР
- РС — размер субсидии;
- РСС — региональный стандарт стоимости ЖКУ;
- КЧС — количество человек в семье;
- МДС — месячный доход семьи;
- ДРКР — доля расходов на коммуналку в регионе.
Малоимущей семье к формуле нужно добавить поправочный коэффициент. Он рассчитывается по формуле:
ПК = СДС / ПМС
- ПК — поправочный коэффициент;
- СДС — среднедушевой доход семьи;
- ПМС — прожиточный минимум семьи.
Бывают ли особые случаи при оформлении субсидии
Существуют особые случаи, при которых родственники нанимателя, зарегистрированные или проживающие с ним на одной жилплощади, могут подать документы на получение субсидии. Воспользоваться правом на материальную помощь со стороны государства можно в том случае, если собственник служит в армии, находится в тюрьме, признан без вести пропавшим или находится на принудительном стационарном лечении по решению суда. Смерть нанимателя помещения или объявление его умершим также дает право родственникам подать заявление на оформление субсидии.
Родственники владельца жилого помещения могут получать субсидию только при условии, что на момент подачи заявления они продолжают проживать в той же квартире. При этом свое право они должны подтвердить документально. Для этого им необходимо предоставить документ, подтверждающий причину отсутствия владельца (нанимателя). К стандартному пакету документов также прилагается справка формы 9 или 12.
Целевые субсидии: учитываем по-новому
Для определения объема целевой субсидии учреждение направляет в Минспорт заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии.
Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии (п. 4 Порядка № 59). Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением.
Типовая форма такого соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н.
Операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59). Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).
Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям в 2023 году
Финансовая помощь оказывается некоммерческим организациям в 2023 году при обязательном выполнении следующих условий:
- разработке и утверждении программы, предусматривающей проведение мероприятий для обеспечения выполнения целей, ради которых организуется субсидирование НКО, с организацией контроля исполнения этих мер;
- своевременной выплате налогов, сборов и прочих платежей, исключающих образование задолженности у НКО;
- наличия финансовых обязательств у некоммерческой организации на текущий финансовый год по оплате труда привлеченных сотрудников, распределения общехозяйственных расходов;
- отсутствия рисков для дальнейшей деятельности НКО в виде вероятности процедуры банкротства и приостановки работы;
- обеспечения полного анализа расходования средств с распределением операций по отдельным позициям.
Программа мероприятий для выполнения некоммерческой организацией целей субсидирования, предполагает включение следующих пунктов:
- описания направлений работы и поставленных задач НКО;
- перечня отдельных действий по каждому вопросу с указанием объемов средств, которые предстоит расходовать;
- количественных показателей, для оценивания результатов выполнения поставленных задач некоммерческой организацией.
Организаторами конкурса оценивается выполнение подателями заявок поставленных условий и возможность включения НКО в данный отбор.