Ремонт и модернизация объектов основных средств «1С:БГУ 8» ред. 1.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт и модернизация объектов основных средств «1С:БГУ 8» ред. 1.0». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

Особенности заключения контракта (договора) поставки автозапчастей

Заключение контракта (договора) поставки автозапчастей осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством РФ о закупках, а именно:

1) казенными учреждениями согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ;

2) автономными учреждениями на основании норм Федерального закона № 223-ФЗ;

3) бюджетными учреждениями при закупке автозапчастей:

  • за счет средств субсидий в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ;
  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – Федеральным законом № 223-ФЗ (при наличии положения о закупке, принятого и размещенного до начала текущего года в единой информационной системе).

Если закупка запасных частей к транспорту производится в рамках норм Федерального закона № 44-ФЗ, то учреждение вправе использовать:

  • неконкурентные способы размещения заказа (заключение контракта с единственным поставщиком);
  • конкурентные способы размещения заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений).

В случае, когда объем закупаемых автозапчастей невелик, заключается контракт с единственным поставщиком.

При заключении контракта с единственным поставщиком должны выполняться требования, установленные ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Напомним, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) могут осуществить закупку автозапчастей на сумму, не превышающую 400 000 руб., у единственного поставщика. При этом должно соблюдаться следующее условие: совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика и составлять не более 20 млн руб.

Как и все материалы, запасные части принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости. Напомним, что фактическая стоимость определяется в зависимости от случая следующим образом:

  1. если запасные части приобретены за плату, то в указанных целях признаются:
  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с их приобретением;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением запасных частей;
  1. при изготовлении запасных частей самим учреждением стоимость определяется исходя из затрат, связанных с их изготовлением. При этом учет и формирование затрат на их производство осуществляются в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции;
  2. если запасные части остались в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, фактическая стоимость в этом случае определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за приведение их в состояние, пригодное для использования.

Для справки. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем (п. 25 Инструкции N 157н ).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Для учета запасных частей применяются счета 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции N 157н).

Для учета операций, связанных с приобретением запасных частей, в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость, а также операций по их изготовлению учреждением самостоятельно используются счета 0 106 24 000 «Вложения в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» (п. 127 Инструкции N 157н).

Аналитический учет запасных частей ведется по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения. В свою очередь, материально ответственные лица ведут их учет в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Для справки. Единица учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. (п. 101 Инструкции N 157н).

Оприходование запасных частей отражается в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и др.). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004). Также учреждения вправе разработать и утвердить в составе учетной политики свои формы первичных учетных документов для принятия к учету запасных частей, поступивших в различных случаях, например в результате разборки списанного имущества.

Пример 1. Автономное учреждение через подотчетное лицо приобрело для принтера термопленку в количестве 10 шт. на сумму 3000 руб. Расходы осуществлялись за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете отразятся следующие операции (п. 34 Инструкции N 183н ):

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Принята к учету термопленка (в
количестве 10 шт.)
4 105 36 000 4 208 34 000 3000

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 2. Бюджетное учреждение приобрело запасные части для оборудования двух видов: «А» стоимостью 5000 руб. и «Б» — 7000 руб. По условиям договора в накладные поставщика включены затраты по доставке в сумме 300 руб.

Расходы произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (не облагаемой НДС).

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2022 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Учет оборудования к установке

Последний бланк используется в случаях, когда предэксплуатационные работы выполнялись сотрудниками владельца оборудования, сторонние организации для монтажа не привлекались. После окончания подготовительного этапа проверяется работоспособность техники, правильность ее подключения, безопасность нового рабочего места для персонала. Следующий шаг – ввод в эксплуатацию. С этого момента оборудование причисляется к категории основных средств.

Основные средства, подлежащие предэксплуатационной сборке, настройке и установке приходуются предприятием на отдельный от других внеоборотных активов синтетический счет. По этим объектам обособленный учет на спецсчете ведется до приобретения оборудованием свойств работоспособного актива. После всего комплекса монтажных и наладочных работ производится запуск основного средства. В этот момент оформляется документация по вводу в эксплуатацию установленного оборудования, в учете составляется проводка перевода актива в состав ОС.

Срок полезного использования объектов после модернизации в бюджетном учете

В соответствии с п. 39 Инструкции N 25н, в случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту пересматривается. Разумно предположить, что нормы амортизации также пересчитываются. Конкретных рекомендаций по поводу пересмотра срока полезного использования Инструкция N 25н не содержит. Поэтому логично обратиться к п. 39 указанной Инструкции, согласно которому срок полезного использования основных средств определяется при принятии объектов к учету в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Пример 3. Оборудование относится к четвертой амортизационной группе. При вводе его в эксплуатацию был установлен максимальный срок полезного использования — 7 лет. На момент проведения модернизации оно прослужило 5 лет. Первоначальная стоимость оборудования составляет 150 000 руб., затраты на модернизацию составили 45 000 руб., балансовая стоимость после модернизации равна 195 000 руб.

Какой срок полезного использования можно установить для данного объекта? По мнению автора статьи, при пересмотре для целей бюджетного учета срока амортизации не обязательно соблюдать «нижнюю планку» соответствующей амортизационной группы, поскольку оборудование уже находилось в эксплуатации. Так, для четвертой амортизационной группы срок эксплуатации должен быть установлен свыше 5 (нижняя планка) до 7 лет включительно. Новый (пересмотренный) срок амортизации не может быть установлен свыше 7 лет, но он может быть установлен как 2 или 4 года в зависимости от того, сколько времени основное средство находилось в эксплуатации, и степени (уровня) модернизации.

Допустим, что в нашем примере на основании п. 39 Инструкции N 25н срок полезного использования был пересмотрен и установлен новый срок полезного использования 4 года. Однако отсчет его вести надо от даты, когда первоначальная стоимость оборудования была увеличена на сумму модернизации, или от даты пересмотра срока полезного использования. Таким образом, в нашем примере до проведения амортизации ежемесячная сумма амортизационных отчислений составила 1785,71 руб. (150 000 руб. / 84 мес.). При пересмотре нормы амортизации логично применить иные правила ее расчета, которые отличаются от правил, установленных Инструкцией N 25н. В данном случае норма амортизации должна рассчитываться исходя из остаточной стоимости плюс сумма модернизации, а не балансовой стоимости объекта, как указано в п. 39 Инструкции N 25н. Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств (п. 13 Инструкции N 25н). Таким образом, в балансовой стоимости присутствует ранее начисленная амортизация, которая уже была списана на расходы.

Определение нормы амортизации с учетом балансовой стоимости приведет к повторному списанию на расходы самортизированной части стоимости основных средств. В нашем примере после модернизации ежемесячная сумма амортизации составит 1830,36 руб. ((150 000 руб. — (1785,71 руб. x 60 мес.) + 45 000 руб.) / 48 мес.). Однако мы не претендуем на истину в последней инстанции. Этот способ пересчета нормы амортизации учреждениям целесообразно согласовать с главным распорядителем (распорядителем), то есть с вышестоящим органом. В отношении коммерческих учреждений подобные разъяснения со ссылкой на ПБУ «Учет основных средств» (в бюджетных учреждениях не применяется) содержатся в Письме Минфина России от 23.06.2004 N 07-02-14/144.

Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.

Может ли учреждение в случае проведения модернизации основного средства не пересматривать срок полезного использования объекта для целей бюджетного учета? По нашему мнению, Инструкция N 25н не рассматривает такой вариант.

Уроки 1С для начинающих и практикующих бухгалтеров

В практике работы с основными средствами довольно часто встречаются случаи, когда основные средства комплектуются из нескольких составляющих, зачастую даже приобретенных у разных поставщиков и в разное время.

У бухгалтера по основным средствам при этом возникает вопрос: как правильно отразить в программе 1С Бухгалтерия Предприятия 8.2 операции по приобретению комплектующих , сборке из них основного средства и принятию его к учету.

Рассмотрим наиболее часто встречающийся в организациях случай — принятие к учету компьютера, собранного из комплектующих.

Сначала приходуются комплектующие для компьютера как оборудование.

Для этого в программе 1С Бухгалтерия Предприятия 8 используется документ ««, вид операции «Оборудование».

Учет компьютеров: единый комплекс или набор компонентов?

Можно ли учесть каждый компонент по отдельности (и тем самым сразу списать в расходы стоимость тех из них, чья цена не превышает 10 000 руб.)?

Или же компьютер вместе со всеми его компонентами учитывается в качестве единого объекта основных средств?Позиция МНС России по этому вопросу такова. Если отдельные компоненты компьютера приобретены вместе с системным блоком, они должны быть учтены как единый объект основных средств. При этом если фирма приобретает различные компоненты по отдельности и самостоятельно собирает компьютер, ситуация не меняется.

Собранный таким образом компьютер вводится в эксплуатацию как один объект основных средств. Однако организация может приобрести и учесть в качестве основного средства вначале только компьютер с минимальным набором компонентов, без которых он не может использоваться.

Какие основные средства с 2021 года считаютмя особоценными

С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

  • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
  • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
  • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.

  • Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н

Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Принятые на баланс основные средства, стоимость которых не превышает 10000 руб. (за исключением библиотечных фондов), списываются сразу при вводе в эксплуатацию. В учреждении должен быть организован забалансовый учет таких основных средств на счете 21. По ОС стоимостью от 10000 руб. до 100000 руб. (по библиотечным фондам – от 0 руб. до 100000 руб.) при вводе в эксплуатацию начисляется полная сумма амортизации. Этим объектам присваиваются инвентарные номера, и они учитываются на балансовых счетах до момента списания и утилизации.

ОС, полученное не по договору купли-продажи, отражается в бухучете по справедливой стоимости. Это цена, сложившаяся на рынке на момент поступления основного средства. Допустимые источники сведений о справедливой стоимости перечислены в стандарте «Основные средства» и указаниях Минфина.

Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств

Таким образом, Постановлением № 538 определены критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. Одним из таких критериев является балансовая стоимость имущества. На основании норм, изложенных в данном постановлении, учредитель для своих подведомственных учреждений разрабатывает нормативный акт, в котором устанавливает перечень особо ценного движимого имущества. Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2021 № 72н. Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 – 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2021 № 448.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2021.

Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2021 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.

В налоговом учете фирма имеет возможность перенести издержки на его покупку (изготовление) моментально или же принять к учету и амортизировать. Для целей налогового учета фирме принятый способ нужно также зафиксировать в учетной политике.

Данные ОС компания имеет возможность либо сразу списать как МПЗ или поставить на учет в виде ОС и амортизировать. Это правило распространяется как на бухучет, так и на налоговый учет. Однако компания должна закрепить применяемый способ в своей учетной политике.

Порядок определения срока полезного использования не изменился. По-прежнему госучреждения для ОС, отнесенных к амортизационным группам с 1 по 9 (классификация ОС), должны пользоваться ПП №1 от 01.01.2021 года, выбирая максимально возможный для соответствующей группы срок. Если ОС нет в ОКОФ, можно обратиться к производителю, написать в Госстандарт и т.д.

В учете ОС появилось понятие «обесценение активов», теперь остаточная стоимость может измениться не только в результате начисления износа, но и из-за убытка, полученного в результате обесценения. Еще один новый термин – инвестиционная недвижимость. На разных счетах учитываются помещения, используемые для собственной деятельности и для получения дохода от сдачи в аренду. Операции, в результате которых в учреждении появляются новые ОС, разделены на обменные и необменные. Раньше такого понятия в бухучете не было.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.
  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

Примеры применения статей 310 КОСГУ и 340 КОСГУ в 2020-2020 году

  • медикаментов и перевязочных средств;
  • медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
  • продуктов питания;
  • горюче-смазочных материалов;
  • строительных материалов;
  • мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
  • запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
  • материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
  • бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы.

Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

8. На какие коды КОСГУ отнести расходы по формированию первоначальной стоимости основных средств?

Согласно пп. 10.2.8, 11.1 Порядка № 209н*(11) расходы на приобретение основных средств относятся на статью 310 КОСГУ, а расходы, формирующие стоимость основного средства — на подстатью 228 КОСГУ. Таким образом, расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства и относимые в дебет счета 106 01, относятся на коды КОСГУ в следующем порядке:

  • на статью 310 КОСГУ в части стоимости самого основного средства;
  • на подстатью 228 КОСГУ в части стоимости работ, услуг, необходимых для доведения объекта основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации. Например, расходы на доставку основного средства, включаемые согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов в его первоначальную стоимость (относимые в дебет счета 106 01), относятся на подстатью 228 КОСГУ, но не на подстатью 222 КОСГУ. На код 222 КОСГУ расходы по доставке основного средства могут относиться тогда, когда комиссией принято решение о том, что они не формируют первоначальную стоимость основного средства.

9. Как учитывать пожарную сигнализацию?

Согласно положениям пп. 38, 39, 45 Инструкции № 157н*(7) и пп. 7, 8 Федерального стандарта «Основные средства»*(12) пожарная сигнализация может быть учтена двумя способами:

  • если пожарная сигнализация содержит элементы, которые могут быть приняты к учету в качестве основных средств, то они учитываются на соответствующем счете 101 00 «Основные средства», а остальные расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).
  • если сигнализация не содержит элементов, удовлетворяющих критериям отнесения к основным средствам, то все расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).

Несмотря на изложенный общий порядок учета, основанный на положениях нормативных правовых актов, нельзя не отметить, что специалисты Минфина России предусматривают учет единых функционирующих систем, к которым в том числе относится и пожарная сигнализация, как самостоятельного объекта основного средства (письмо Минфина России от 16.05.2019 № 02-05-10/35563). Однако судебная практика показывает, что такой вариант учета нередко вызывает претензии контролирующих органов.

10. Как отразить в учете возврат сотрудником имущества, полученного в личное пользование?

Так как передача основных средств в личное пользование отражается в учете путем их внутреннего перемещения на счете 101 00 с увеличением забалансового счета 27*(13) , то возврат на склад отражается также путем внутреннего перемещения объекта основного средства с уменьшением забалансового счета 27:

Дебет 0 101 ХХ 310 (склад) Кредит 0 101 ХХ 310 (сотрудник) с одновременным уменьшением забалансового счета 27.

Если же речь идет о возврате материальных запасов, которые при передаче в личное пользование сотруднику списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 27*(14), то их возврат отражается с применением счета 0 401 10 172 и уменьшением забалансового счета 27*(15):

Дебет 0 105 ХХ 34Х Кредит 0 401 10 172 с одновременным уменьшением забалансового счета 27.

Итак, мы ответили на 10 «горячих» вопросов по теме учета имущества. Надеемся, что наша статья помогла Вам разрешить все сомнения!

Написать комментарий

      Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

      К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

      • запчасти для ремонта машин и оборудования;
      • спецоборудование для НИОКР;
      • семена, удобрения, посадочные материалы;
      • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
      • материальные запасы специального назначения и др.

      Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

      Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

      Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

      С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

      1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
      2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
      3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
      4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

      Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

      Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

      Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2020 и в 2021 году

      Порядок расчета налога при продаже основного средства зависит от того, как вы учитывали его на балансе. Рассмотрим оба варианта.

      1. Основное средство учтено по стоимости без входного НДС. Это стандартная ситуация. Входной налог не включается в стоимость, если вы принимаете НДС к вычету или покупаете основное средство у неплательщика этого налога. В таком случае НДС рассчитывайте так:

      Цена продажи ОС (без НДС) × 20%

      2. Основное средство учтено по стоимости с входным НДС. Это тоже допустимая ситуация. Чаще всего налог включается в стоимость, когда вы покупаете основное средство для использования в операциях, которые не облагаются НДС. Считайте по формуле:

      (Цена продажи ОС (с НДС) – Остаточная стоимость ОС) × 20/120

      Если цена продажи равна остаточной стоимости или меньше нее, то НДС с продажи будет равен нулю.

      Входной НДС при продаже основного средства восстанавливать не нужно, даже если реализация стала убыточной. Все случаи восстановления входного налога перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ.

      Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

      • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
      • Использование обязательных реквизитов.
      • Незаполненные строки зачеркиваются.
      • Недопустимы помарки.

      Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

      Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

      • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
      • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

      Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

      Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

      ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

      В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

      • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
      • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
      • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

      Каждая проводка подтверждается первичкой.


      Похожие записи:

      Напишите свой комментарий ...