Как учесть электронный билет в авансовом отчете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть электронный билет в авансовом отчете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Авиабилет представляет собой договор перевозки, заключенный между пассажиром и авиакомпанией и дающий право на услуги авиаперевозки, имеющий вид именного документа. Билет – это средство контроля, который в обязательном порядке регистрируется перед вылетом, после чего пассажиру выдается посадочный талон.

Особенности учета авиабилетов

Важно! Бухгалтерский учет авиабилетов осуществляется на основании затрат, имеющих документальное подтверждение, понесенных работниками на проезд к месту назначения. Данные расходы относятся к прочим и учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Обязанностью работодателя является возмещение издержек сотрудника в командировке, в том числе суточные, оплату за питание и проживание, а также проезд. Оплата проезда работникам компенсируется независимо от того, какой вид транспорта был использован и каким способом был куплен билет. Главное, чтобы сотрудник мог предоставить работодателю обоснование своих потраченных сумм.

Бухгалтерский учет проездных билетов

Работодатель, направляя своих сотрудников в места, удаленные от работы, обязан возмещать стоимость проездных билетов. Данная стоимость отражается на счете 50.3 в составе стоимости денежных документов. Затраты по служебным командировкам не списываются сразу в расходы и не относятся на подотчетных сотрудников без промежуточных проводок. Порядок отражения затрат по оплате проезда работника выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция Д К
Получение проездной документации 50.3 60
Со стоимости билетов выделен НДС 19 60
Выдача билетов сотруднику (сумма без учета НДС) 71

50.3

Признание расхода на проезд, после того как утвержден авансовый отчет 26 71

Услуги и помощь Аэрофлота в непредвиденных ситуациях

Как показывает практика, путешественники предпочитают приобретать билеты для перелета за несколько месяцев до необходимой даты. Такая тенденция объясняется многими причинами.

За то время, которое человек ожидает полета, может случиться непредвиденная ситуация, в результате которой пассажир будет вынужден отменить полет и сдать билет.

Талон на самолет

Важно! Сдача билета может проводиться, как вынужденная и добровольная. При добровольном возврате налагаются штрафные санкции, в зависимости от срока сдачи билета и тарифов перевозчика

Вынужденный возврат подразумевает причины, независящие от желаний пассажира.

Причины вынужденного возврата:

  • Изменения в расписании. Сюда относится задержка рейса либо полная его отмена.
  • Изменения в маршруте рейса по решению авиакомпании.
  • Отсутствие мест на прописанный в билете маршрут (по вине авиакомпании).
  • Отсутствие обеспеченной состыковки рейсов при единой перевозке.
  • Проездной документ может быть возвращен в случае отказа перевозчика обслужить клиента по тарифу, указанному в билете.
  • Серьезные заболевания либо смерть пассажира, а также членов семьи.

В этих случаях вернуть билет будет проще. В настоящее время в обиход вошли невозвратные билеты. Невозвратный тариф распространяется на все типы авиабилетов.

Кроме вопроса о восстановлении самого билета, помощь сотрудников «Аэрофлота» распространяется на выдачу справки о совершении авиаперелета.

При потере в аэропорту

Чтобы воспользоваться услугами перевозчика, недостаточно лишь купить авиабилет. Опытные туристы уже знают, что с приобретенным документом следует приехать в аэропорт заранее и пройти процедуру регистрации у специальной стойки.

После этого вам выдают так называемый посадочный талон. Именно он является тем подтверждением, которое могут потребовать на работе, что вы совершили поездку. Но что гораздо важнее – только при его наличии пассажира пустят на борт самолета.

Поскольку такая процедура совершается за час-полтора до рейса, то у человека есть большие шансы в суматохе аэропорта потерять небольшой бумажный корешок. Что делать в таком случае? Сначала сориентируйтесь, сколько времени осталось до вылета. Если в запасе еще есть хотя бы 10-15 минут, то нужно срочно вернуться обратно на стойку регистрации, предъявить паспорт и описать свою ситуацию максимально подробно.

Как отразить покупку авиабилетов в авансовом отчете?

Стандартно для оправдания расходов по командировке сотрудник прикладывает к авансовому отчету оригиналы всех проездных документов. Если авиабилет приобретается в кассе, то прикладывается его бумажная версия, если онлайн — электронная, а именно маршрутная квитанция (об этом в части ниже). В любом из вариантов билет должен подтверждать договор между пассажиром и перевозчиком, имея все необходимые реквизиты:

  • собственный уникальный номер;
  • дату оформления;
  • информацию о пассажире;
  • данные о перевозчике;
  • номер рейса;
  • время и дату отправления;
  • стоимость;
  • пункт отправления.

Зачастую компании покупают и предоставляют билеты командированному сотруднику заранее, поэтому в авансовом отчете они проводятся как аванс — в блок по авансам / перерасходам вносится стоимость проездного документа с НДС и сумма выданного под отчет аванса.

Отметим, что информация о билетах отражается не только на первой, но и на второй странице авансового отчета, где обязательно указываются их реквизиты и стоимость.

Когда можно принять НДС к вычету

Распечатанные электронные билеты — это документы строгой отчетности, которые позволяют взять НДС к зачету на законных основаниях. Важно отметить, что налог должен быть прописан в отдельной строке (п. 18 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). На этом неоднократно акцентировал свое внимание Минфин РФ в письмах от 26.02.2016 № 03-07-11/11033 , от 30.01.2015 № 03-07-11/3522 , от 14.10.2015 № 03-07-14/58804 , от 30.07.2014 № 03-07-11/37594 .

Если в билете НДС заложен в общую стоимость (о чем говорит соответствующая запись), налог к вычету брать опасно. В этом случае контролеры могут снять заявленный вычет, ссылаясь на то, что НДС нужно указывать отдельной строкой. Однако эту претензию можно оспорить в судебном порядке. Суды считают подобные требования необоснованными, так как в п. 6 ст. 168 НК РФ прописано, что при розничной торговле НДС отдельно не указывают (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-5831/2012).

Электронные билеты следует занести в книгу покупок в момент утверждения авансового отчета руководителем. Дата билета и дата авансового отчета могут относиться к разным налоговым периодам. Если работник улетел в командировку в июне, а вернулся обратно в августе, авансовый отчет будет датирован августом. Соответственно НДС можно заявить к вычету начиная с III квартала.

Из командировки без посадочного талона

Можно ли принять такой билет к учету?

Как считает Минфин, нельзя. Он указывает, что в маршрут/квитанции должны обязательно содержаться данные о стоимости перелета и форме оплаты. Свою позицию они подтверждают тем, что маршрут/квитанция электронного билета — это документ строгой отчетности и предназначен для осуществления наличных денежных расчетов, либо расчетов платежными картами, без применения ККТ (контрольно-кассовой техники) (пп. 2 п. 1 приказа Минтранса России № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»).

Таким образом, маршрут/квитанция должна содержать следующие обязательные реквизиты:

— уникальный номер электронного билета;
— дата оформления;
— сведения о пассажире;
— номер рейса;
— наименование перевозчика;
— дата и время отправления;
— тариф;
— форма оплаты;
— наименование аэропортов/пунктов отправления;
— итоговая стоимость перевозки;
— класс и код статуса бронирования.

Для подтверждения расходов, по мнению Минфина, компания должна иметь не только маршрут/квитанцию с указанием всех реквизитов, но и посадочный талон. Помимо этого, подотчетное лицо должно предоставить еще и документы, подтверждающие оплату электронного билета.

Чиновники делают акцент именно на указании в маршрут/квитанции стоимости перелета и формы оплаты. Непонятно, почему именно эти реквизиты они выбрали основными.

Учет авиабилетов в бухгалтерском учете

Отражение в учете расходов на покупку сотрудниками авиабилетов возможно в том случае, если к авансовому отчету прикладываются такие документы:

  • авиабилет, при покупке которого был выдан чек, либо маршрутная квитанция, в которой отражаются все данные о поездке, включая стоимость перелета;
  • посадочный талон, в котором отражены данные о пассажире, даты вылета и прилета, а также информация о посадочном месте.

Электронные билеты отражаются на субсчете 50.3. В затраты данная сумму списывается после того, как утвержден авансовый отчет. Рассмотрим подробнее на примерах.

Пример 1: Компания по безналу оплатила за электронный авиабилет для работника, направляемого в командировку. Стоимость билета составила 10 000 рублей. В бухгалтерском учете будут следующие операции:

Хозяйственная операция Д К
Оплата электронного билета на сумму 10 000 рублей 60 51
Поступление электронной маршрутной квитанции 50.3 60
Работнику выдана маршрутная квитанция 71 50.3
По возвращении сотрудник представил авансовый отчет и затраты были признаны в учете 26 71

Порядок учета электронного билета в авансовом отчете

Расходы для бухучета подтверждаются первичной документацией, оформленной в соответствии со ст. 9 закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Обязательного перечня документов, которыми подтверждаются расходы на проезд, нет. Поэтому, для того, чтобы можно было признать расходы по покупке электронных авиабилетов, следует применять следующие документы:

  1. Квитанция или маршрут, распечатанный на бумаге электронный билет, в котором указывается стоимость перелета. Это позволит подтвердить расходы на покупку авиабилета.
  2. Посадочный талон, выдаваемый на регистрации при посадке на рейс. Данный документ подтверждает перелет по маршруту, который указан в билете.

Эксперты: Электронный билет является документом строгой отчетности

Проверки налоговых органов всегда вызывали бессчетное количество вопросов у предпринимателей. На некоторые из них смогли ответить Александр Медведев, к.э.н., член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов (ПНК), и Ирина Давидовская, заместитель директора ПНК.

– В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС выявлены ошибки. Налогоплательщику предъявлен акт налогового органа с указанием выявленных налоговых правонарушений. Правомерны ли действия налогового органа?

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявила несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При командировках внутри России в электронных билетах может выделяться НДС, при этом сам электронный билет является документом строгой отчетности

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Как следует из вопроса, камеральная проверка при выявлении ошибок в налоговой декларации сразу же была завершена составлением акта о выявленных налоговых правонарушениях, при этом налогоплательщику не предоставлена возможность ни исправить ошибки, ни дать пояснения.

Такое решение налогового органа может быть оспорено налогоплательщиком в арбитражном суде. Так, в постановлении ФАС ЗСО от 18 февраля 2008 г.

N Ф04-1018/2008(705-А27-25) по делу N А27-6905/2007-6 судом отмечено, что поскольку законодатель не исключает возможность допущения налогоплательщиками каких-либо ошибок в заполнении декларации, то в силу ст. 88 НК РФ на налоговый орган возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о выявленных ошибках с требованием о внесении соответствующих исправлений, однако инспекция эту обязанность не исполнила.

В постановлении ФАС МО от 8 мая 2007 г.

по делу N КА-А41/3779-07 суд не согласился с доводами налогового органа о допущенном налогоплательщиком правонарушении, влекущим доначисление налогов, так как установил, что организация допустила техническую ошибку при заполнении раздела “Налоговые вычеты” налоговой декларации, заключающуюся в указании значения суммы НДС по строке 332 вместо строки 331. Таким образом, несоблюдение налоговым органом ст. 88 НК РФ, предусматривающей возможность внесения исправлений в налоговую декларацию или дачи пояснений при выявлении налоговым органом ошибок или противоречий, может являться основанием для отмены решения, вынесенного по результатам подобной проверки.

– Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете приобретение электронного билета при направлении работника в командировку?

Если организация приобретает проездные билеты на транспорт, то находящиеся в кассе оплаченные проездные билеты учитываются на счете 50 “Касса”, субсчет 50-3 “Денежные документы”:

Дт 50 – Кт 60 – при приобретении непосредственно у агентства или у самой авиакомпании;

Дт 50 – Кт 71- при приобретении через подотчетное лицо.

При этом сам по себе билет является лишь договором перевозки (воздушной, железнодорожной или иной). На момент приобретения билетов услуга по перевозке еще не оказана, то есть приобретение билета свидетельствует не об оказании услуги, а только о заключении договора.

Таким образом, в общем случае проездные билеты приходуются на счет 50 “Касса”, субсчет 50-3 “Денежные документы”. Однако организация может принять решение об учете стоимости проездных билетов (в первую очередь – электронных!) на счете учета расчетов (60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”).

В этом случае при направлении работника в командировку организация не отражает задолженность работника в сумме стоимости билетов.

По возвращении из командировки работник должен отчитаться о произведенных расходах.

При этом, исходя из Указаний по применению и заполнению унифицированной формы “Авансовый отчет” (форма N АО-1), утв. постановлением Госкомстата России от 01.08.

2001 N 55, стоимость билетов в авансовом отчете указывается, только если электронные билеты после приобретения учитывались в составе денежных документов.

На основании чека электронного терминала, распечатанных электронных билетов со штрихкодом, командировочного удостоверения (форма N Т-10) и утвержденного авансового отчета организация списывает дебиторскую задолженность и признает стоимость проезда в данном случае в составе расходов по обычным видам деятельности (п.

5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При признании расхода производится запись по дебету счета 44 “Расходы на продажу” в корреспонденции с кредитом счетов 71 или 60 в зависимости от выбранного варианта учета электронных билетов.

Таким образом, бухгалтерская запись Дт 44 – Кт 60 может быть произведена только после утверждения авансового отчета командированного сотрудника.

Электронный билет ржд для авансового отчета

О том, документы какой формы необходимы для отчетности по электронным билетам, является предметом рассмотрения данной статьи. К месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы командированный сотрудник добирается транспортом общего пользования. Это может быть самолет, поезд, автобус, маршрутное такси и так далее. Однако чтобы оказаться в одном из перечисленных видов транспорта, необходимо купить проездной документ — билет. Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации билет является документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира, а багажная квитанция — сдача пассажиром багажа. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ), билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Записки законных действий.

При этом во времчя авиаперелета у вас на руках остается только посадочный талон, а при проезде на поездах, у вас нет ничего. Как быть, что нужно предъявить в бухгалтерию организации в таких случаях.

В приложении к этому письму находится МАРШРУТНАЯ КВИТАНЦИЯ Вашего электронного билета.

Маршрутная квитанция подтверждает оплату стоимости билета в полном объеме, а также

Ваше право на авиаперелет и провоз багажа указанным рейсом S7.

Для ускорения процедуры контроля и регистрации на рейс рекомендуем Вам

распечатать маршрутную квитанцию и взять ее с собой в аэропорт.

Если Вы прошли электронную регистрацию на поезд, то

посадка в вагон осуществляется при предъявлении проводнику вагона документа, удостоверяющего личность пассажира, указанного в заказе на покупку билета, и посадочного купона, который

можно распечатать на принтере или скопировать на мобильный телефон или планшет.

разрешена, то в разделе «Мои заказы» в строке конкретного заказа (должна быть установлена

сортировка списка «по заказам») появится ссылка «Обновить статус билетов», после нажатия

на которую будет показан статус заказа: «пройдена электронная регистрация» или «оплачен»

(в случае если электронная регистрация не пройдена).

Рекомендуем к прочтению: Справка вместо военного билета 2021 какие ограничения

Также посмотреть статус

заказа/билета можно по ссылкам «Бланк заказа» и «Бланк билета» в той же строке заказа.

Пунктом 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.08.2011 N 228 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте» (далее — Приказ N 228) установлено, что контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Корректно или нет, я не могу говорить, потому что в нашей стране хоть и имеется единый регламент работы с налогоплательщиками, единый подход к выездным проверкам и так далее, на практике оказывается, что ФНС в различных городах и субъектах РФ трактуют ФЗ и письма по своему, угадать как тот или иной инспектор отнесется к пакету документов подтверждающих проезд сотрудника угадать сложно.

Электронный и бумажный посадочный талон: в чём разница

Когда пассажир регистрируется на рейс в аэропорту, он получает посадочный талон на руки — картонный бланк с отрывной частью. При выходе на посадку правую часть отрывают и отдают пассажиру, остальное остаётся у представителя авиакомпании.

Примерно так выглядит бумажный посадочный, который выдают в аэропорту

Если пассажир проходит онлайн-регистрацию, посадочный талон приходит на его электронную почту. Электронный посадочный пассажир может сохранить на смартфон или распечатать. Как и в обычном талоне, на нём есть штрихкод или QR-код, в котором зашифрована информация о перелёте.

Электронный посадочный талон «Победы»

В аэропорту путешественник показывает цифровой талон с кодом на всех этапах предполётного контроля. В некоторых аэропортах владельцы электронного посадочного регистрируются на рейс и сдают багаж вообще без участия персонала — с помощью терминалов самообслуживания.

Плюсы электронного посадочного:

Минусы тоже есть. Во-первых, в России посадочный талон в электронном виде принимают пока не везде — для этого в аэропорту должно быть специальное оборудование и электронная база данных досмотра. Российские авиакомпании и аэропорты обязаны размещать на своих сайтах эту информацию.

Пассажиру лучше заранее узнавать, используют ли в аэропорту электронный посадочный талон. Некоторые авиакомпании, например Ryanair и Wizz Air, берут плату за распечатку посадочных на стойке регистрации.

Во-вторых, когда пассажир использует в аэропорту электронный посадочный, отметка о прохождении досмотра и посадке на борт ставится в электронной базе данных. Это не подходит бухгалтерии, которой для отчётности о командировочных расходах необходимо иметь подтверждающий документ на бумаге.

Минфин в письме от 23.09.2019 №03-03-06/1/772906 и ФНС в письме от 11.04.2019 №СД-3-3/3409 считают: посадочный талон должен иметь реквизиты, подтверждающие факт перелёта, и, как правило, таким реквизитом является штамп о досмотре.

Поскольку штамп о досмотре физически ставится только на бумаге, командированному необходимо распечатать электронный посадочный. Это можно сделать как на домашнем принтере, так и в аэропорту, в терминале самообслуживания или на стойке регистрации.

Командированный работник представил посадочный талон на смартфоне: как подтвердить в учете

Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:

1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;

2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;

3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.

Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).

По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).

Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).

Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.

Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.

В случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном билете маршруту. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. С учетом того, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы по совершению авиаперелета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Следовательно, посадочный талон является документом, который подтверждает фактическое оказание услуги авиаперевозчиком. Заменить талон в случае его потери может справка, выданная авиаперевозчиком. При этом сама по себе маршрут-квитанция электронного билета при отсутствии посадочного талона не может являться надлежащим доказательством подтверждения авиаперелета и фактического оказания услуг (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4936/18 по делу N А78-10808/2016, Восьмого ААС от 21.08.2019 N 08АП-8995/19).

Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также знакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);

— Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;

— Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 7, июль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Иные сборы (таксы) аэропорта, помимо платы за сам полет и обслуживание на борту, включают в себя местные налоги (в т. ч. и прохождение таможни) и топливный сбор. Ценовая политика у разных компаний настолько отличается, что сумма этих сборов может варьироваться в весьма широких пределах — от нуля до десятков и сотен единиц валюты на каждый билет.

Если говорить простыми словами, то такса — это издержка той или иной компании, которую она перекладывает на «кошелек» пассажира. Название таксы «топливный сбор» очень условно, так как она может подразумевать также наценки за услуги аэронавигации, которые предоставляют авиакомпаниям диспетчерские службы, за обслуживание (осмотры, ремонты, транспортировку и т. д.) самолета в аэропорту, страхование безопасности пассажиров и пр.

Помимо этого, существуют также и сбор за бланк (при оформлении не электронного билета) — он составляет примерно триста рублей; сбор систем бронирования, сбор за перелет над другим государством, сбор за вылет из другого государства и пр. Все это заложено (или, в отдельных случаях — не закладывается) в основную часть стоимости авиабилета.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...