4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Закон разрешает оспаривать любое решение дорожных инспекторов, если штраф, по мнению автомобилиста, выписан необоснованно. Занимается подобными вопросами суд. Подача заявления особенно актуальна, если вас лишили прав.

Знак 4.1.1 «Движение прямо»

Дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо» применяют для запрещения поворотов и разворотов на ближайшем пересечении проезжих частей, и указания движения только в прямом направлении.

Знак устанавливают непосредственно перед местом пересечения (перекресток, выезд с прилегающей территории, разрыв разделительной полосы, проезд и т.д.), справа от дороги.

На нешироких дорогах допускается устанавливать дублирующий знак 4.1.1 еще и на левой стороне дороги с таким расчетом, чтобы он был виден водителям, если по какой-то причине знак, установленный с правой стороны, останется не замечен.

На широких дорогах, когда в одном направлении две и более полос для движения, знак «Движение прямо» дублируют над левой полосой.

Для запрещения разворота в разрывах разделительной полосы на участках между перекрестками знак 4.1.1 устанавливают на разделительной полосе.

Знак 5.16 обозначает место остановки автобуса и (или) троллейбуса и, в соответствии с ПДД, ни к чему водителя автобуса или троллейбуса не обязывает. Можно с этим поспорить, конечно, но легко представить автобус, который едет не по маршруту, обязан ли водитель по ПДД во всех местах, где установлен знак 5.16 останавливаться? Конечно, нет.
Разметка 1.1 не запрещает остановку или стоянку.

Запрещает остановку пункт 12.4 ПДД.

То есть водителю автобуса или троллейбуса запрещают останавливаться на таких остановках ПДД, а не разметка. При этом в ПДД нет указаний как поступать в случае противоречий между значением дорожных знаков и пунктами ПДД.

Что собой представляет объезд препятствия?

ПДД не устанавливают, как правильно нужно объехать препятствие. Но на основании некоторых прописанных законов можно сказать, что: 1. Под объездом предполагается маневрирование, которое делается в ситуации нереального последующего проезда по стороне движения автомобиля. 2. Когда автовладелец изменяет полосу направления движения, это действие предполагает объезд. Имеются некоторые законы объезда автомобиля на дороге, так как это маневрирование способно рассматриваться в виде обгона иного участника движения на пути или его опережения. Стоит сказать, что штрафная санкция за объезд остановившейся или сломавшейся машины по встречке, значимо ниже, нежели за нарушение ПДД в момент опережения.

Обязанности пешеходов

Администратор 6 Январь :

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Есть ли лишение прав?

Нет. Единственное законное основание для вынесения наказания за объезд припаркованного автомобиля через сплошную линию разметки – это санкция, предусматривающая штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Однако, если вы столкнётесь с такой ситуацией, то есть большая доля вероятности, что сотрудник ГИБДД будет разводить на лишение по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ с максимальной санкцией в виде лишения прав до полугода. Это незаконно, просто потому что сама официальная трактовка этой нормы ссылается на 3 часть как исключение из этого случая. И о ней мы как раз сейчас поговорим.

Экспертное мнение

Дмитрий Тиковенко

Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП

На дорогах очень распространены так называемые «засады» или «ловушки» инспекторов, которые выбирают место, в котором объехать общественный транспорт или маршрутку, остановившиеся для посадки и высадки пассажиров, можно только через сплошную. Водители не хотят ждать, пока транспорт поедет, и сознательно нарушают, за что их и привлекают по ч. 4 ст. 12.15 КоАП спрятавшиеся неподалеку инспекторы.

Таких водителей ждет штраф в 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Задать вопрос

Действия водителя при составлении протокола

При составлении протокола сотрудником ГИБДД, водителю следует обратить внимание на следующие пункты:

  • Протокол составляется на месте нарушения, никакие переносы и отложенное оформление – недопустимы.
  • При отсутствии фото и видео подтверждения необходимо привлечение двух свидетелей.
  • Водителю также рекомендуется самостоятельно зафиксировать (сфотографировать или снять на видео) текущую обстановку на дороге. Должны быть видны дорожные знаки, разметка и само препятствие.
  • Если протокол планируется обжаловать, то на нем стоит обозначить желание рассмотрения дела по месту проживания водителя.
  • Несогласие с протоколом обязательно указывается в нем. Подтвердить правоту можно замером ширины дороги и других важных факторов.
  • Необходимо проследить за точностью описываемой в протоколе ситуации. Понятия выезд на встречную и неправильное завершение обгона – различаются.

Порядок действий при наезде на неподвижный объект

Данная ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили травмы. Кроме того, наезд на препятствие является ДТП, если в результате автомобиль получил повреждения.

Порядок действий в данной ситуации:

  • Остановить немедленно транспортное средство. Включить аварийную сигнализацию, выставить соответствующий знак.
  • Покинуть транспортное средство. Оценить сложившуюся ситуацию (есть ли погибшие или раненые, уровень материального ущерба).
  • При наличии пострадавших вызвать бригаду медиков. Оказать первую помощь раненым.
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Если состояние раненого человека крайне тяжелое, необходимо доставить его на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Водитель в этом случае может покинуть место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу на своем автомобиле. Но после этого он должен вернуться.
  • Разрешено освободить дорогу, если в результате ДТП значительно затруднилось движение других транспортных средств. Но перед этим необходимо зафиксировать все, что имеет отношение к данному дорожно-транспортному происшествию. Это можно сделать с помощью видео- или фотокамеры.
  • Записать имена, контакты и адреса проживания очевидцев.
  • Оставаться на месте и дожидаться бригаду скорой помощи и сотрудников полиции.

Если вред нанесен только автомобилю, проезжую часть нужно попытаться освободить. Предварительно также необходимо зафиксировать все ключевые особенности ДТП. После этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и эвакуатор (если невозможно убрать транспортное средство с дороги собственными силами).

Что считается препятствием?

Правила дорожного движения дают четкую формулировку понятию препятствие. Это неподвижный объект или дорожная ситуации, полностью заблокировавший движение по данной полосе. Неправильно припаркованный автомобиль, автобус, совершающий посадку пассажиров, затор или негабаритный транспорт не считаются неподвижными объектами.

Ниже перечислены типы часто встречающихся препятствий для объезда:

  • неисправное транспортное средство, обязательно с включенной аварийной сигнализацией и соответствующим знаком;
  • предмет, находящийся на проезжей части и мешающий проезду. Размер такого объекта не уточняется;
  • повреждение дорожного полотна (яма, открытый канализационный люк или ливневка), пересечение которых может нанести вред автомобилю или создать аварийную ситуацию. Этот пункт наиболее популярен в России и спорен при возможной остановке сотрудниками ГИБДД;
  • работа ремонтных служб. При этом должны быть установлены соответствующие дорожные знаки.

Согласно правилам к неподвижному препятствию не относятся:

  1. Транспортные средства, припаркованные с нарушением ПДД.
  2. Временная помеха движению (автобус на остановке или пробка).
  3. Медленно движущееся транспортное средство (аварийный автомобиль или спецтехника).

Объезжать такого рода препятствия с выездом на полосу встречного движения и пересечением сплошной разметки – запрещено. Действия квалифицируется как неправильный обгон и наказываются штрафом.

Если остановил инспектор ГИБДД

Сразу после объезда препятствия водителя может остановить сотрудник полиции. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.

Водителям рекомендуется придерживаться следующей схемы поведения:

  • Попросить инспектора ГИБДД предъявить удостоверение.
  • В доступной и спокойной форме объяснить уполномоченному лицу, что противоправное действие носило вынужденный характер. Обратить его внимание на тот факт, что в месте нахождения препятствия отсутствуют знаки. Кроме того, водитель вправе поинтересоваться, почему неподвижный объект не был устранен или не были установлены соответствующие символы.
  • Внимательно изучить составленный протокол и схему дорожно-транспортного происшествия. Инспектор ГИБДД обязан отразить в документах факт наличия на проезжей части препятствия. В графе «Объяснения лица» водитель может описать свое видение сложившейся ситуации.
  • Зафиксировать участок дороги с находящимся на нем препятствием. Это можно сделать с помощью любого устройства, поддерживающего режим фото и видео. Кроме того, рекомендуется зафиксировать способы преодоления препятствия другими водителями.
  • В течение 10 дней нужно обжаловать полученное постановление об административном правонарушении.

При грамотном подходе существует большая вероятность того, что водитель избежит наказания или на него будет возложен штраф в минимальном размере.

ПДД РФ, 11. Обгон, опережение, встречный разъезд

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Последнее обновление: 25.08.2021
14 комментариев

В процессе движения по дорогам, время от времени приходится объезжать препятствия. В качестве препятствия может выступать машина после ДТП, сломавшийся и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

При обнаружении препятствия впереди по движению, обычно имеется всего два варианта объезда: либо с его левой стороны, либо — с правой.

Когда на проезжей части достаточно места для объезда в рамках ПДД, то ни у кого не возникает вопросов, каким образом объехать препятствие — каждый выбирает наиболее удобный для себя вариант.

Но бывает так, что выбора путей объезда без нарушения ПДД нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, в том числе через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или по тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Вот, в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие.

Например: Проезжая часть имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар?

Или как объехать без нарушения в более «сжатых» условиях, когда справа — бордюр, т.е. объезд возможен только через сплошную линию разметки по встречной полосе?

Для начала необходимо разобраться в терминологии, и выяснить, что такое препятствие в ПДД и что такое объезд. Соединив эти понятия, можно будет сформулировать, что такое объезд препятствия.

Что такое объезд в ПДД

Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.

Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …

Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:

Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).

Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.

Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.

Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).

Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.

В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

В статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.

При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:

За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).

Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?

Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).

Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.

В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.

На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.

Понятие препятствия согласно ПДД

Согласно правилам ПДД (п. 1.2) препятствием называют объект, зафиксированный на автотрассе, и не позволяющий перемещаться по полосе.

Это могут быть:

  • поврежденное либо неисправное ТС;
  • деформация проезжего полотна (провал, яма, разломы);
  • посторонние предметы (упавшее ограждение, рекламный щит, дерево, крупный камень, большая насыпь) и т.д.

Если объект относится к транспортным средствам, необходимо узнать причину вынужденного прекращения движения. Остановленное из-за ДТП или механического повреждения, технического сбоя ТС является препятствием на трассе.

Дополнительно об изменении движения на автотрассе проинформирует знак экстренной остановки или сигнализация.

Не относят к препятствиям на дороге:

  • затор на автотрассе;
  • автобус, высаживающий пассажиров;
  • ТС на стоянке с учетом предписаний ПДД;
  • лужа, небольшая насыпь стеклянных осколков, камней, по которым можно продолжить движение.

Знаки 6.19.1-6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть»

Знаки 6.19.1-6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть» применяют на дорогах с разделительной полосой для указания направления переезда с одной проезжей части на другую.

Знак 6.19.1 предназначен для указания объезда закрытого участка проезжей части по встречной полосе, знак 6.19.2 предназначен для возвращения на проезжую часть своего направления.

Знак 6.19.1 с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта» устанавливают на расстоянии 50 — 100 метров до разрыва в разделительной полосе, по которому осуществляется переезд на проезжую часть встречного направления.

Вне населенных пунктов знак 6.19.1 еще устанавливают предварительно за 500 метров до «переезда» на встречную сторону.

Знак 6.19.2 с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта» устанавливают на разделительной полосе на расстоянии от 50 до 100 м до разрыва, по которому осуществляется переезд на проезжую часть «своего» направления.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...