Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок присвоения детской инвалидности: законы об инвалидности в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Сроки инвалидности и продление инвалидности ребенку
В соответствии с п.10ст.5 Постановления, группа ребенку инвалид с детства присваивается на такие сроки:
- 1-2 года. Для ситуаций, когда прогнозы на выздоровление благоприятны и есть динамика к улучшению
- 5 лет. Когда была проведена медицинская комиссия во второй раз (после первого присвоения) и была присвоена повторная инвалидность ребенку (для ситуаций с опухолями, когда происходит ремиссия злокачественного новообразования).
До достижения совершеннолетия. Присваивается в двух случаях:
- Не позднее, чем в течении двух лет после первого назначения, если есть не обратимая дисфункция организма
- Не позже, чем через 4 года, если ремиссия невозможна при лечебных процедурах.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ
В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?
Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.
МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.
Как правило, перед комиссией нужно:
- пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
- сдать анализы крови и мочи;
- возможно потребуется ЭКГ.
После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.
Порядок действий при установлении детской инвалидности
Для того, чтобы становить детскую инвалидность необходимо получить заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы) о наличии заболевания, мешающего нормальному функционированию организма. Направление на МСЭ дает врач после проведения обследований.
В таком случае может быть два развития ситуации: врач сам говорит родителям о необходимости прохождения комиссии или родители сообщают врачу о своем намерении добиться инвалидности для ребенка. Такое направление может выписать как врач-педиатр, наблюдающий за ребенком, так и специалист узкого профиля, по направлению которого было выявлено заболевание. Направление на МСЭ могут выписать в органах социальной защиты населения, если родители предоставят необходимые документы о выявленных врачами нарушениях в работе организма.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Собираясь на заседание комиссии МСЭ, нужно приготовиться к тому, что очередь окажется длинной. Бюро МСЭ каждый день принимает большой поток людей, поэтому разумно брать с собой питье и легкий перекус, детское питание для грудного малыша и какие-нибудь развлечения вроде книги или игрушки.
В составе комиссии МСЭ должно состоять не менее 4 врачей, имеющих специализацию по педиатрии. Также заявитель может пригласить любого другого специалиста медицинского профиля, но лишь с совещательной функцией. Окончательное решение принимают члены комиссии, осмотрев ребенка и внимательно изучив всю приложенную документацию.
Если комиссия посчитает недуг ребенка достаточно серьезным, то присваивает ему статус «ребенок-инвалид». Группа инвалидности детям не устанавливается: причина этого в том, что группа отражает прежде всего снижение способности трудиться, а дети еще не являются трудоспособными.
В этот же день родители получают ИПР — индивидуальную программу реабилитации, где указываются все процедуры, занятия и технические средства реабилитации, которые можно будет бесплатно получать для малыша.
Документальным подтверждением инвалидности становится розовая справка МСЭ, эти бумаги имеют строгую отчетность и выдаются родителям под подпись. Справку МСЭ лучше сразу же предъявить в ближайшее отделение Пенсионного Фонда и ОСЗН для начисления пенсии и коммунальных льгот.
Порядок прохождения комиссии МСЭ для получения инвалидности ребенку
Предварительная запись на прохождение медико-социальной экспертизы осуществляется лично в бюро МСЭ, расположенном по месту жительства ребенка. Если Вы оформляете детскую инвалидность повторно, запись на медико-социальную экспертизу можно произвести, не дожидаясь окончания срока ранее установленной инвалидности.
Отметим, что допускается прохождение повторного переосвидетельствования за 2 месяца до окончания действия предыдущего срока установления инвалидности.
В случаях необходимости переноса ранее назначенной даты освидетельствования МСЭ представитель ребенка должен обратиться заранее в бюро. В случаях невозможности предоставления ребенка по состоянию его здоровья на освидетельствование непосредственно в бюро, МСЭ должна быть проведена в стационаре или на дому со специальной отметкой в соответствующем заключении. Также при согласии законного представителя ребенка, медико-социальная экспертиза может быть проведена заочно.
Важно! Порядок получения инвалидности ребенку допускает привлечение любого специалиста с правом совещательного голоса, за счет средств законного представителя освидетельствуемого.
Порядок действий при установлении детской инвалидности
Для того, чтобы становить детскую инвалидность необходимо получить заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы) о наличии заболевания, мешающего нормальному функционированию организма. Направление на МСЭ дает врач после проведения обследований.
В таком случае может быть два развития ситуации: врач сам говорит родителям о необходимости прохождения комиссии или родители сообщают врачу о своем намерении добиться инвалидности для ребенка. Такое направление может выписать как врач-педиатр, наблюдающий за ребенком, так и специалист узкого профиля, по направлению которого было выявлено заболевание. Направление на МСЭ могут выписать в органах социальной защиты населения, если родители предоставят необходимые документы о выявленных врачами нарушениях в работе организма.
Важно! Инвалидность может быть оформлена ребенку и при выявлении психических отклонений в развитии. В таком случае, дать направление на МСЭ имеет право врач-психиатр или психиатрический диспансер, если ребенок наблюдается там.
После получения направления, необходимо написать заявление в бюро экспертизы на прохождение МСЭ. Перед прохождением МСЭ потребуется пройти медицинское обследование, ряд специалистов и сдать перечень анализов. После прохождения обследования, врач-педиатр пишет краткую характеристику на ребенка, в которой описывает его основные моменты биографии с рождения и до момента обследования, включая перенесенные прививки и заболевания. Акт заключения педиатра заверяется заведующим поликлиникой и после этого, родитель может обратиться в медико-социальную комиссию за признанием инвалидности.
Необходимые документы
Перед тем, как ребенок будет проходить МСЭ, для специально созданной комиссии потребуется подготовить определенный перечень документов, в том числе:
- Паспорт или иной приравненный к нему документ (если ребенок достиг возраста 14 лет);
- Свидетельство о рождении;
- Справки, указывающие о результатах анализов;
- Акты, составленные узкими специалистами;
- Выписные эпикризы, подтверждающие отклонение состояния здоровья ребенка от нормы;
- Справка, указывающая на предварительный диагноз больного;
- Направление на МСЭ;
- Медицинская карта пациента;
- Характеристика на ребенка из детского сада или общеобразовательного учреждения, заверенная:
- Воспитателем или классным руководителем;
- Директором учреждения;
- Двумя специальными печатями;
- Паспорт законного представителя ребенка;
- Заявление от родителей, выражающее согласие на проведение МСЭ в отношении воспитанника;
- Разовая справка по итогам МСЭ (при последующем прохождении переосвидетельствования).