Заявление в банк о запрете распространения персональных данных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление в банк о запрете распространения персональных данных». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

В том случае, если перед вами встала необходимость по составлению отказа от предоставления персональных данных, а вы не знаете, как сделать это правильно и без ошибок, прочитайте расположенные ниже рекомендации и посмотрите пример – на его основе у вас без особых усилий получится сформировать собственный документ.

Что делать при незаконном разглашении персональных данных?

Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.

В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.

Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.

Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.

Образец жалобы на незаконное использование персональных данных

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В Центральный банк Российской Федерации

От П.

Жалоба на использование персональных данных

Между мной, П., и ОАО «Уралвнешторгбанк» был заключен кредитный договор который был исполнен путем фактического исполнения в 2006 году. 2 месяца назад в мой адрес постоянно начали поступать звонки от лиц, представляющихся сотрудниками организации «Первое коллекторское бюро» с требованием оплатить задолженность по указанному выше кредиту 2 700 рублей. Однако кредит мной давно погашен, задолженности, в том числе пени я не имею, об указанных обстоятельствах я неоднократно сообщал звонившим мне работникам коллекторского агентства, однако никакого результата не последовало.

В настоящее время ОАО «Уралвнешторгбанк» не существует, поэтому обратиться в банк для урегулирования данного вопроса не представляется возможным.

В результате неправомерных действий сотрудников НАО «Первое коллекторское бюро» нарушается покой и благополучие моей семьи.

Кроме того, звонки поступают мне на работу, сотрудники коллекторского агентства в ходе этих телефонных разговоров вводят в заблуждение моих коллег и начальство, передавая им информацию, не соответствующую действительности, таким образом дискредитируя меня.

Звонки поступают со следующих номеров телефонов: …

Таким образом, необходимо сделать вывод что ПАО «Бинбанк», являющееся правопреемником ОАО «Уралвнешторгбанк» нарушило закон о банковской тайне и сообщило мои конфиденциальные данные третьим лицам.

В связи с давностью получения и выплаты кредита у меня не сохранилось никаких документов, ни кредитного договора, ни графика платежей, ни документов подтверждающих погашение кредита. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым запросить ПАО «Бинбанк», сведения об отсутствии у меня задолженности по кредиту.

Ст. 26 Федерального закона о банках и банковской деятельности гласит, Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Действия субъекта в случае незаконного распространения ПДн

Ситуации, связанные с неправомерной передачей частных сведений, бывают разными, и каждый субъект вправе сам решать, как отстаивать собственные интересы:

  • обращение в судебные органы с иском, где прописано требование прекратить обработку, заблокировать доступ к ПДн, возместить материальный и моральный ущерб;
  • подача жалобы в Роскомнадзор, который инициирует дополнительную проверку, и если будут выявлены нарушения, предпримет адекватные меры;
  • обращение в правоохранительные структуры позволит в случае удачного завершения дела добиться несения нарушителем административной либо уголовной ответственности. В полицию имеет смысл обращаться, если отсутствует достаточно убедительная для судебного производства доказательная база, подтверждающая вину оператора.

Как правильно составить жалобу в Роскомнадзор об использовании персональных данных

жалобы в Роскомнадзор на использование персональных данных бесплатно в формате word

Если гражданин заметил личные данные (ФИО, адрес, телефонный номер или даже паспортные данные) на стороннем ресурсе, стоит немедленно обратиться в Роскомнадзор с соответствующей жалобой, ведь распространение личной информации без разрешения владельца запрещено федеральным законодательством.

Если все условия будут соблюдены, Роскомнадзор составит протокол об административном правонарушении со стороны ресурса. Жалобу можно составить при помощи свободной формы.

Для оформления гражданину потребуются:

  • ФИО, место прописки и номер телефона,
  • название организации, ссылка на официальный вебсайт.

В составленной жалобе опишите все нарушения, замеченные со стороны ресурса. Приветствуются ссылки на законы, подтверждающие правоту жертвы. Распространенная ошибка выражение своего эмоционального состояния в документе, а также наличие никому не нужной брани.

Жалоба на коллекторов

Гражданин вправе пожаловаться на сотрудников коллекторных агентств, если они сообщают его родственникам, знакомым, друзьям и другим людям информацию:

  • о наличии задолженности перед кредитной организацией;
  • сумме долга;
  • паспортные данные;
  • номер телефона.

Чтобы подать жалобу на коллекторов, разумно предоставить какие-либо доказательства в пользу обратившегося.

Жалоба на коллекторов оформляется в произвольной форме. На бумаге указываются следующие сведения:

  • ФИО, место проживания, телефонный номер отправителя;
  • название и адрес компании, нарушающей действующее законодательство России.

Отзыв согласия на обработку персональных данных: как составить, образец

Отзыв согласия на обработку персональных данных позволяет наложить запрет на работу оператора с личными сведениями о человеке. Как запретить обработку индивидуальной информации и в каких случаях запрет невозможен, читатель узнает из этой статьи.

Порядок работы с личными сведениями установлен законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Из ст. 3 закона следует, что к индивидуальным данным лица относится любая информация о нем, позволяющая его идентифицировать.

В том числе к таким сведениям можно отнести:

  • Ф. И. О.;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • сведения о месте рождения;
  • прочие данные.

Полного перечня сведений закон не содержит, соответственно, в каждом конкретном случае необходимо анализировать, можно с помощью получаемой от человека информации его идентифицировать или нет.

Часто отдельные данные не являются персональными, поскольку понять, кому конкретно они принадлежат, невозможно.

Однако если совокупность сведений позволяет узнать, к какому человеку они относятся, то это персональные данные.

Частичный отзыв согласия на обработку персональных данных: возможен ли?

Коллеги, предлагаю на Ваше рассмотрение такую ситуацию (абстрактно-реальную).

Есть некая скидочная карта, получению которой предшествовало заполнение её владельцем документа «Согласие на обработку персональных данных».

В обозначенной анкете он, в числе прочего, написал свой телефонный номер «для целей получения информации» о деятельности, новостях и продуктах компании.

И вот, спустя некоторое время, владельцу карты надоели постоянные рекламные sms-ки. Но и от скидок отказываться не хочется.

С теоретической точки зрения, к этой ситуации применимо законодательство о рекламе (ст. 18 одноимённого закона) и о персональных данных (152-ФЗ); косвенно также гражданское, но слишком далеко от сути.

Всё, что касается первого, легко и понятно: согласие адресата рекламы предварительно получено, а если он потребует прекратить рассылку — требование удовлетворят; но при этом заберут карту.

А человек, как указывалось выше, не хочет лишаться скидок 🙂

Остаётся законодательство о персональных данных. Предлагаю остановиться именно на нём. (На самом деле, и ситуация была подобрана именно такая, чтобы она как-то «овеществляла» главный вопрос, интересующий, по крайней мере, меня, заданный ниже.)

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

Но при этом пункт 1 статьи 3 этого же закона определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

То есть статья 9 говорит о праве лица отозвать согласие на обработку любых сведений о себе. Но что в этом контексте означает слово «любые»: собственно любые? или же только все сразу?

Как вы думаете? Вправе ли субъект отказаться от дачи согласия лишь части персональных данных, то есть сказать: «Вот эти, эти и эти персональные данные я обрабатывать запрещаю, а остальные — пожалуйста, ради бога, мне не жалко»? upd. Этот вопрос, разумеется не главный. Вправе ли он сказать это потом, уже после начала их обработки?

Я здесь вижу две проблемы. Во-первых, при получении согласия на обработку оператор использует стандартные формы, в которых зачастую запрашиваемая информация несколько излишня для заявленной цели (например, для предоставления скидок).

И в этом смысле последующий отказ субъекта от информации, которая в действительности оператору не нужна (для заявленных целей), представляется обоснованным.

Во-вторых, если частичный отказ субъекта от обработки его персональных данных возможен, то возможны и злоупотребления с его стороны: ведь оператор может предоставлять определённые льготы взамен получения какой-либо информации или (в случае с картами) получения рекламной аудитории.

А одностороннее предоставление благ ему вполне может быть невыгодным. Хотя такую ситуацию я представляю себе не столь ярко, но всё же вполне допускаю её существование.

Так что вопрос остаётся в силе: вправе ли субъект отозвать согласие на обработку части его персональных данных?

Как правильно написать заявление о запрете обработки своих персональных данных

Правильно составленное и направленное в банк заявление на отзыв согласия об обработке персональных данных помогает избежать массы проблем с коллекторами:

  • Вас беспокоят телефонными звонками из коллекторского агентства? Нужно отозвать право использовать сведения обо всех телефонах: личном, стационарном, рабочем.
  • Беспокоят родственников? Нужно отозвать данные об их номерах телефонов, напомнить, что лично они согласие на обработку своих персональных данных не давали, родственники просто указаны в качестве контактных лиц именно вами.
  • Пришли коллекторы на работу? Нужно отозвать согласие на обработку сведений о работодателе, его наименовании, адресе и телефоне.

Может ли оператор связи требовать персональные данные работников, пользующихся корпоративной связью (и на каком основании)?

В адрес организации поступил запрос от оператора связи о предоставлении персональных данных работников, использующих телефонные аппараты только в рабочее время на рабочих местах. С оператором заключен договор от имени юридического лица, представлены документы, подтверждающие право подписи руководителя и другие, необходимые для заключения договора.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Юридические лица обязаны предоставлять операторам связи персональные данные работников, которые пользуются корпоративной связью, в сроки и в объеме, предусмотренными Правилами оказания услуг телефонной связи.

В противном случае оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, а при неустранении такого нарушения в установленный срок в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Прежде всего отметим, что ст. 88 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ).

По общему правилу, сформулированному в п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных. Однако при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъекта персональных данных не требуется.

Так, обработка персональных данных без согласия субъекта допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

На наш взгляд, употребление законодателем в приведенной норме сочетания «законодательство РФ» означает, что соответствующие полномочия и обязанности могут быть установлены не только федеральными законами, но и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Следовательно, если обязанность передавать в распоряжение третьего лица персональные данные работников предписана действующим законодательством РФ, то согласия работников на такую обработку конфиденциальной информации не требуется.

Как следует из п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ), взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи регулируются правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством РФ.

Возможность и порядок отзыва согласия на обработку персональных данных описаны в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Рассмотрим, какие наступают последствия отзыва согласия на обработку персональных данных.

После получения заявления о запрете использования личных сведений оператор обязан прекратить работу с данными и, если это возможно, обеспечить их уничтожение. Срок, в который оператор должен выполнить настоящее обязательство, в соответствии с п. 5 ст. 21 закона № 152-ФЗ, не превышает тридцати дней. Но Федеральный закон накладывает определенные ограничения на отзыв разрешения на обработку информации. Например, оператор, невзирая на получение отзыва разрешения, обрабатывает и передает данные, если это необходимо для свершения правосудия (п. 2 ч. 2 ст. 11 152-ФЗ) или защиты жизни (здоровья) субъекта (п. 6 ч. 2 ст. 11 152-ФЗ). Кроме того, работа с информацией продолжается независимо от отмены разрешения для обеспечения пенсионных выплат, уплаты налогов, обязательного медицинского и социального страхования.

Порядок обработки (хранения, распространения и т. п.) информации без получения одобрения субъекта

Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ установил 2 варианта, при которых обработка личных сведений гражданина (субъекта) законна:

  1. При получении его согласия на это.
  2. Без получения согласия в случаях:
      использования информации иными людьми для личных и семейных нужд, если это не нарушает права гражданина;
  3. внесения персональной информации в базу Архивного фонда России;
  4. принятия решения об отнесении информации к государственной тайне (в данном случае согласия субъекта не требуется для засекречивания сведений о нем);
  5. необходимости использования сведений в целях осуществления Россией условий международных договоров и законов;
  6. участия лица в процессе судопроизводства и в связи с таковым участием;
  7. использования для исполнения судебного акта или положений документа, принятого органами исполнительного производства;
  8. получения лицом муниципальных или государственных услуг;
  9. признания человеком сведений о себе общедоступными;
  10. заключения и исполнения договора, в котором субъект выступает стороной или выгодоприобретателем;
  11. невозможности получения согласия при угрозе жизни, здоровью, важным интересам лица;
  12. реализации прав, обеспечения интересов оператора (обрабатывающего информацию лица) или третьих лиц, достижения общественно значимых целей;
  13. осуществления профессиональной деятельности журналистами и СМИ, творческой деятельности, когда это не нарушает права человека;
  14. использования обезличенных сведений о лице в исследовательских и статистических целях, за исключением политической агитации, продвижения товаров, услуг и работ на рынке;
  15. необходимости обязательного раскрытия, опубликования данных на основании указания закона (например, госслужащие обязаны раскрывать сведения о своих доходах).

Общая процедура обработки операторами личных данных о гражданах без их специального разрешения выглядит следующим образом:

  1. Оператор при наличии законных оснований получает информацию. Извещать лицо о начале обработке его сведений не требуется, но в ряде случаев уведомление направляется в Роскомнадзор.
  2. Оператор осуществляет необходимые действия (собирает, записывает, передает, уточняет и т. д.). Как указано в ст. 5 закона № 152-ФЗ, действия пользователя ограничены целью обработки.
  3. После достижения целей или после прекращения необходимости использования данные уничтожаются или обезличиваются.

Дополнительным этапом может стать оспаривание физическим лицом правомерности использования информации о нем. Органом рассмотрения споров является (на выбор гражданина) суд или Роскомнадзор. В ходе разрешения конфликта оператором предъявляются доказательства наличия обстоятельств, позволяющих ему использовать данные без одобрения или вопреки запрету гражданина.

Чаще всего неосознанно передаются данные, под собой подразумевающие банковские сведения, изначально не предназначающиеся для огласки, что уже трактуются ч. 2 ст. 183 УК РФ «О незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца…». При получении кредита или, участвуя в каких-либо других финансовых сделках, необходимо согласие человека, чью кредитную историю планируется проверить. Иначе проверка данных не будет юридически правовой, и может создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Клиент банка не может, придя в соответствующий отдел или находясь на приеме у консультанта, «автоматически» давать согласие на систематизацию, сбор, распространение и передачу третьим лицам персональных данных. Для этого существует специальный документ – согласие, которое предоставляется на подпись, прежде чем отправить в базу какие-либо сведения клиента.

Заграничные стандарты

В странах ближнего и дальнего зарубежья принято выделять два подхода к определению личных данных. В Нидерландах, Новой Зеландии и Швеции такими считаются любые сведения о конкретном лице, в Великобритании детализируют понятие, устанавливая критерии и категории. Англоговорящие соседи не допускают сбор информации о расовом происхождении, религиозных и политических взглядах, умственном здоровье, судимости и сексуальной ориентации. В Соединенных Штатах есть закон, запрещающий руководителям проводить расследование прошлого работников. Если предприниматель хочет узнать все о своем подчиненном, ему необходимо взять письменное разрешение от него.

В России данное понятие может варьироваться от принципов организации, но, по своей сути – это сведения, необходимые работодателю для установления трудовых отношений. Законодательно нет определенного перечня. Вид необходимой информации определяется нормативным актом компании в пределах федерального законодательства.

Роскомнадзор: как банку не нарушать закон «О персональных данных»

Антонина Приезжева перечислила, на что же жалуются граждане, когда пишут жалобы на банки. На передачу персональных данных третьим лицам без их согласия. На запрос банками избыточных персональных данных, на отказ удалять персональные данные по окончанию срока договора, на неправомерную обработку данных.

Граждане недовольным тем фактом, что их данные передаются сторонним организациям.

Чаще всего граждане недовольным тем фактом, что их данные передаются сторонним организациям при взыскании задолженности. Поэтому эти жалобы чаще всего касаются работы банков с коллекторскими агентствами.

Российское законодательство позволяет банкам обрабатывать персональные данные клиентов и передавать их третьим лицам – по агентской схеме, а так же в рамках договора цессии.

Поэтому коллекторскому агентству на стадии заключения агентского договора с банком надо убедиться в наличии согласия клиентов банка на передачу их персональных данных третьим лицам — вместе с портфелем ссудной задолженности.

Правда, в случае работы договора цессии иной порядок, оговорилась Приезжева. В случае переуступки задолженности по этому договору согласие должника на передачу его данных не требуется. Но тогда банк или коллекторское агентство обязано проинформировать должника о заключении договора цессии до момента начала взыскания задолженности.

По результатам обработки информации от банков Роскомнадзор убедился, что согласие клиентов на передачу данных третьим лицам прописано в кредитных договорах в подавляющем большинстве случаев.

Поэтому доводы людей, которые жалуются на неправомерную передачу их данных банками коллекторам, подтвердились лишь только в 6% случаев.

Роскомнадзор не дает оценку методам, которые используются коллекторами для взыскания задолженности, поскольку это работа других ведомств, в первую очередь, правоохранительных органов, подчеркнула Антонина Приезжева.

Регулятор пристально наблюдает за кредитованием «человека человеком».

Россияне предпочитают в кризис занимать у друзей и знакомых, следует из исследования индикаторов финансовой доступности, опубликованного ЦБ на прошлой неделе.

При этом в другом исследовании регулятор отмечает динамичное развитие p2p-кредитования, которое основано на социальных взаимосвязях. ЦБ даже подумывает о полноценном регулировании нового сегмента.

При этом большинство жалующихся читает, что банки неправомерно передают их данные коллекторам, и что коллекторы обязаны прекратить обработку их данных в случае отзыва гражданином разрешения на обработку его данных у банка. Но сложившееся общественное мнение в подавляющем большинстве случаев не соответствует законодательству, уверена представитель Роскомнадзора.

Но нередко к работе коллекторские агентства привлекают третьих лиц, не состоящих в штате этих агентств. И передача персональных данных о должниках этим лицам уже не соответствует законодательству России о персональных данных.

Роскомнадзор встает на защиту прав граждан, которые подвергаются неправомерному интересу со стороны коллекторов.

Роскомнадзор сталкивается с недобросовестностью самих заемщиков, которые при заключении кредитных договоров оставляют в банках данные третьих лиц – телефоны, почту, адреса и так далее.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...