Верховный суд разъяснил, что считать моментом передачи взятки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд разъяснил, что считать моментом передачи взятки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением – коррупцией. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами получения и передачи должностными лицами разного служебно-государственного уровня незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ) за их действия (бездействие) и за иное их поведение (покровительство, попустительство по службе, прикрытие криминальных структур и др.) в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.

Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

При расследовании взяточничества на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:

1) наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;

2) наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;

3) сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.

На первоначальном этапе расследования следственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка, а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.

Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.

Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).

Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер, нежели в начале расследования, и направляются на уяснение отдельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместо с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.

Криминалистическая характеристика взяточничества. Обстоятельства, подлежащие установлению

В новейшее время уголовное законодательство об ответственности за взяточничество неоднократно менялось. Действующий уголовный закон предусматривает ответственность за получение взятки (ст. 290), дачу взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1).

Расследование взяточничества характеризуется рядом особенностей. Оно относится к категории трудно доказуемых преступлений, так как даче и получению взятки предшествует тщательная подготовка, обеспечивающая конспиративность; свидетели непосредственно передачи и получения взятки, как правило, отсутствуют; это приводит к необходимости широкого использования косвенных доказательств, оперирование которыми представляет сложность; все участники преступления (взяткополучатель, взяткодатель и посредник) являются заинтересованными лицами, что выражается в создании круговой поруки, разорвать которую крайне сложно; за взятку могут совершаться и законные действия, что осложняет изобличение; негативно отражаются на расследовании связи взяточников с коррумпированными представителями власти и т.д.

Расследование взяточничества в правоохранительных органах и проведение оперативно-розыскных мероприятий осложняется наличием у взяткополучателей юридической подготовки, опыта практической деятельности. По этим причинам противодействие, оказываемое расследованию, осуществляется более активно и квалифицированно.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается: предоставление любых имущественных выгод, в том числе, освобождение от имущественных обязательств: предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности, автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами.

Имущественные права включают право на имущество, в том числе, право требования кредитора, иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства.

Инициатором взяточничества обычно бывает взяткополучатель, но нередки случаи инициативы со стороны взяткодателя.

Способы дачи и получения взятки разнообразны. Взятка может передаваться непосредственно из рук в руки или через посредника; носить открытый, незавуалированный характер или маскироваться под законную сделку; вручаться тайно или в присутствии свидетелей (например, в виде дорогого подарка по случаю дня рождения взяткополучателя) и т.д.

Практика показывает, что взятка в принципе может быть передана в любое время и в любом месте. Взятки в виде денег чаще всего передаются в рабочее время в кабинете взяткополучателя (75 %), а также в автомобилях взяткополучателей и взяткодателей (25 %).

Механизм следообразования по делам о взяточничестве зависит от предмета взятки и обстоятельств ее передачи. Как правило, взяточничество оставляет материальные следы (предмет взятки, нередко со следами рук как взяткодателя, так и взяткополучателя; различные документы, свидетельствующие о незаконных действиях взяткополучателя в пользу взяткодателя — служебные бумаги с соответствующими резолюциями, квитанции денежных переводов, товарные чеки, ярлыки и много другое). В процессе доказывания нередко используются также идеальные следы (например, официант ресторана может показать, что неоднократно обслуживал взяточников, причем расплачивался всегда взяткодатель).

Расследование взяточничества осложняется тем, что взяткополучатели нередко занимают видное служебное положение и имеют положительную репутацию; поэтому сослуживцы, а тем более подчиненные этих лиц обычно крайне неохотно дают изобличающие их показания.

Взятка может быть получена:

1. За совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. К ним относятся действия (бездействие), которые должностное лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции;

2. За способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию). Оно заключается в использовании взяткополучателями авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе;

3. За общее покровительство или попустительство по службе. Особенностью в этом случае является то, что конкретные действия (бездействие), за которые получена взятка, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

Общее покровительство может заключаться в необоснованном назначении на более высокую должность, представлении к поощрительным выплатам. Попустительство может состоять в неприменении входящих в должностные полномочия мер ответственности при выявлении совершенного взяткодателем нарушения.

4. За совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Они состоят в осуществлении соответствующих действий (бездействии) вопреки установленному порядку; в неисполнении служебных обязанностей и т.д.

Личность преступника характеризуется социально деформированными убеждениями, установками, ценностными ориентациями, определяющими направленность личности, в том числе негативное отношение к государственным, общественным интересам, жажду корыстного обогащения, которая достигается незаконными преступными действиями.

Большинство этих деяний совершают в основном мужчины старше 50 лет (40 %) и в возрасте от 35 до 50 лет (60 %). Возраст взяткодателей обычно ниже. Большинство взяткополучателей имели высшее или среднее специальное образование (соответственно 60 и 35 %).

О личности потерпевшего по делам о взяточничестве можно говорить лишь весьма условно, кроме случаев, когда имеет место вымогательство взятки. В других случаях взяткодатель добровольно идет на материальные затраты, рассчитывая получить взамен гораздо большую выгоду.

По делам о взяточничестве подлежат установлению следующие обстоятельства.

Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования

Большинство заявлений о взяточничестве исходит от лиц, являющихся взяткодателями, и граждан (81 %). Причинами обращения в правоохранительные органы могут быть: вымогательство со стороны должностных либо иных лиц, действующих в их интересах; невыполнение взяткополучателем действий, за которые была получена взятка; требование дополнительного, чрезмерного, по мнению взяткодателя, вознаграждения. Заявителями редко бывают свидетели (родственники, очевидцы преступления). В случае поступления заявления от участников преступления (как взяткодателей, так и взяткополучателей и посредников) будет иметь место явка с повинной.

Иными источниками информирования могут быть: выявление взяточничества в ходе оперативно-розыскной деятельности; при расследовании уголовных дел; при проведении различных проверок надзорного и контролирующего характера. Нередко информация о взяточничестве содержится в средствах массовой информации.

Поступившие заявления и приобщенные к ним материалы могут привести к выводам двоякого рода: 1) в них содержится основание для возбуждения уголовного дела; 2) имеющейся информации недостаточно для подобного вывода, в связи с чем необходима дополнительная проверка.

О возможном взяточничестве могут свидетельствовать такие признаки: совершение должностным лицом незаконных действий; совершение действий, не входивших в его полномочия; бездействие в случаях, когда оно обязано было принимать соответствующие меры; ускорение решения вопроса, в котором заинтересованы конкретные лица либо организации, учреждения, предприятия; создание необоснованных препятствий для разрешения законного вопроса; должностные подлоги в интересах конкретных лиц или организаций; контакты с криминальными элементами и т.д.

Необходимость проверки объясняется и тем, что заявление о получении должностным лицом взятки может не соответствовать действительности, быть следствием неправильной оценки факта передачи должностному лицу денег, предметов и других благ. В ряде случаев она осуществляется с провокационной целью. Имеют место и факты заведомо ложного информирования для дискредитации должностного лица, его шантажа, на почве мести и из других побуждений.

При проведении проверки могут быть использованы следующие средства и методы для получения необходимой информации:

1) получение объяснений от лиц, располагающих какими-либо сведениями о даче и получении взятки; получение объяснений от лиц, работающих совместно с предполагаемым взяткополучателем (возможно лишь в случае крайней необходимости); получение объяснений от предполагаемого взяткополучателя (может иметь место тогда, когда собранные данные свидетельствуют о его непричастности к преступлению, а в остальных случаях возможно лишь на заключительном этапе проверки, непосредственно перед возбуждением уголовного дела с целью получения информации для объективной оценки собранных материалов);
2) ознакомление со структурой организации, учреждения, предприятия, их функциями, схемой документооборота, порядком разрешения тех или иных вопросов;
3) собирание сведений о том, входило ли разрешение интересующего вопроса в полномочия должностного лица, что достигается главным образом путем изучения нормативных документов;
4) привлечение к получению интересующих данных специалистов, в частности, путем проведения различных проверок, в том числе ревизий;
5) истребование и изъятие документов и предметов;
6) получение образцов для сравнительного исследования;
7) назначение судебной экспертизы;
8) осмотр места передачи — получения взятки, документов, предметов;
9) использование оперативно-розыскных возможностей для получения интересующей информации.

Этот перечень не является исчерпывающим.

Типичные доследственные ситуации, которые после возбуждения уголовного дела трансформируются в следственные, обусловливаются источниками информирования компетентных органов. Они могут быть дифференцированы на две большие группы.

1. Ситуации, возникающие на основе информации, исходящей от непосредственных участников взяточничества либо иных лиц, в той или иной мере осведомленных об этом.

Они могут относиться к имевшим место взяткам либо предстоящей даче получению взятки. В этой группе ситуаций особое место занимают ситуации, обусловленные вымогательством взятки.

2. Ситуации, обусловленные информацией о взяточничестве, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности.

Типичными действиями следователя на первоначальном этапе являются: допрос заявителя; допрос лиц, не причастных к преступлению, но обладающих какой-либо косвенной информацией о нем: родственники, знакомые лица, которые предоставили средства (выполнили работы), использовавшиеся для дачи взятки, участвовавшие в технической процедуре доставки предмета по назначению и т.д.; выемка у взяткодателя и осмотр документов, свидетельствующих о его заинтересованности в решении вопроса и отражающих действия взяткополучателя; задержание с поличным; обыск либо осмотр соответствующих помещений с целью собирания различной информации о взяточничестве; проверка наличия у взяткополучателя вкладов, акций, других ценных бумаг, а также объектов недвижимости; изучение документов, отражающих функции организации и полномочия должностного лица.

Ценные сведения могут быть получены при допросе сослуживцев взяткополучателя, однако на начальном этапе следует ограничиться лишь допросом лиц. не входящих в круг друзей должностного лица в частности находящихся с ним в конфликтных отношениях.

При необходимости налагается арест на почтово-телеграфные отправления не только взяточников, но и других лиц, которые могут быть использованы для связи (члены семьи, друзья и т.д.). Эффективным средством собирания доказательственного материала является контроль и запись переговоров.

Планируя первоначальные следственные действия, следователь должен определить пути обнаружения доказательств, что значительно облегчит расследование, придав ему целенаправленный характер, исключит излишнюю грату времени и сил на поиски доказательств.

Ориентировочно можно указать на такие направления поисков доказательств:

1. В учреждении, предприятии и организации, должностное лицо которых получило взятку: изучение материалов, отражающих установленный порядок прохождения документов; установление лиц, ответственных за своевременное и правильное прохождение документов; выявление лица (или лиц), нарушившего законный порядок разрешения заявлений, жалоб и заинтересованного в выполнении действия в интересах взяткодателя; изучение функций учреждения, предприятия или организации, а также служебных полномочий должностного лица: установление обстоятельств, при которых было совершено действие в интересах взяткодателя; обнаружение и изъятие в служебных помещениях предмета взятки и других предметов и документов, имеющих отношение к взяточничеству; выявление других фактов взяточничества.

2. По месту жительства взяткополучателя: обнаружение предмета взятки и других предметов, связанных с взяточничеством; обнаружение доказательств заинтересованности должностного лица в выполнении или невыполнении действий в интересах взяткодателя и документов, свидетельствующих о совершении указанных действий; обнаружение данных о заинтересованности взяткодателя в совершении действия в его интересах; выявление новых фактов получения взятки; розыск имущества, которое может быть подвергнуто конфискации, и обеспечение его сохранности.

3. По месту жительства и работы взяткодателя: собирание сведений о заинтересованности взяткодателя в совершении или несовершении должностным лицом действия, за которое дана взятка; обнаружение и изучение документов, связанных с дачей взятки; обнаружение доказательств принадлежности взяткодателю предмета взятки; выявление источников изыскания средств для дачи взятки; обнаружение документов, для получения которых была дана взятка; розыск имущества, которое может быть подвергнуто конфискации и принятие мер по его сохранению.

4. По месту жительства и работы посредника: выявление данных, подтверждающих получение от взяткодателя предмета взятки и передачу всей или части взятки по назначению; обнаружение денег и ценностей, являющихся «оплатой» за посредническую деятельность и нередко составляющих часть предмета взятки; розыск имущества и наложение на него ареста в обеспечении возможной конфискации.

Что предпринять, если задержали за взятку? — Ошеров, Онисковец и Партнеры

Обвинения в получении взятки могут выдвинуть практически любому человеку, который занимает определённую должность: чиновнику, руководителю госпредприятия, депутату и т. д. Что касается дачи взятки (а это также криминальное Правонарушение), то тут круг лиц еще шире – обвинить могут всех без исключений.

При этом человека могут сразу же задержать и содержать под стражей вплоть до суда. Очевидно, что такое развитие событий – не самое приятное, потому нужно знать, как защитить свои интересы и как вести себя в подобных ситуациях.

В данной статье мы расскажем, что должен делать человек в первую очередь, если он задержан за взятку, какая ответственность ему грозит и чем может помочь в подобных обстоятельствах адвокат.

Квоты на привлечение иностранных работников — 2022: уточнения

По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  • Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

    Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

    Понятие коммерческого подкупа и ответственность за него

    Об ответственности, а также более подробно о том, сколько это — взятка в крупном размере, читайте в статье Получение взятки – каковы виды и состав преступления?.

    Объективная сторона: получение или дача взятки (лично либо через посредника) в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Законодательно минимальный порог взятки не определен: в судебной практике встречаются случаи, когда гражданин привлекался к уголовной ответственности за взятку в 1000 и даже 400 рублей.

    Проведение вручения взятки с подставным лицом. Сначала фиксируется сумма, передаваемая подставному лицу – количество купюр, их достоинство, номера. Рекомендуется применять технические устройства аудио и видеозаписи. Фиксируются все исходные данные технических устройств, исходные данные и параметры носителя.

    В содержательном смысле коррупция более масштабное понятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее ярким проявлением коррупции.

    Способы совершения взяточничества

    Способы взяточничества легче всего описывать в зависимости от того, кто является инициатором этого деяния. В тех случаях, когда взятка передается по инициативе взяткодателя, подготовительные действия чаще всего заключаются в сборе сведений о должностном лице, поисках контактов с ним. Нередко с предполагаемым взяткополучателем стремятся завязать внеслужебные отношения, оказать ему какую-то услугу, другим образом добиться его расположения. Иногда должностным лицам намекают на возможность вознаграждения за выполнение желаемых действий или прямо сообщают об этом, чтобы проверить, какая последует реакция. Наконец, на подготовительном этапе избираются место, время, предмет взятки.

    В ситуациях, когда инициатором является взяткополучатель, принимаются различные меры по замедлению выполнения требуемых действий, созданию для просителей каких-нибудь препятствий и т.д. Эти операции сопровождаются намеками или неприкрытыми требованиями незаконного вознаграждения, высказываемыми лично должностным лицом или через посредников.

    Действия непосредственно по передаче взятки могут совершаться в период личного контакта взяткодателя или без такового. В последнем случае взятка передается через посредников, пересылается по почте, деньги вносятся на счета взяткополучателя, приобретается ценное имущество нередко на подставных лиц. Встречаются случаи оказания взаимных услуг одновременно и взяткодателем, и взяткополучателем. Например, следователь прекращает уголовное дело в ответ на незаконный прием его родственника в учебное заведение. В тех случаях, когда деятельность субъектов взяточничества носит длящийся или продолжаемый характер, способы совершения преступления могут варьироваться. Чаще всего они повторяются в основных признаках.

    Такой элемент способа взяточничества, как сокрытие, включает прежде всего действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния. Приемы маскировки заключаются в использовании благоприятной обстановки для передачи взятки. Субъекты стремятся использовать такие условия, при которых о совершаемом деянии не станет известно органам расследования или лицам, могущим сообщить о преступлении. Для этого скрываются контакты взяткодателей, взяткополучателей и посредников. Их встречи проводятся без свидетелей или в кругу надежных лиц. Иногда маскируется цель встречи или ее стремятся представить как случайную либо вполне правомерную. Для маскировки расследуемых контактов оформление и непосредственное выполнение желаемых действий поручается другим работникам, нередко не подозревающим о преступлении.

    В ситуациях, когда названные действия носят явно незаконный характер, они совершаются в обход лиц, которые могут установить противоправность выполняемой операции. При этом взяткополучатель сам совершает какие-то действия или поручает их менее принципиальным сослуживцам. В некоторых случаях, особенно при необходимости выполнения действий явно противоправного характера, взяткополучатели прибегают к фальсификации документов, отражающих незаконные операции. Подобные документы нередко хранятся с нарушением установленных правил, уничтожаются раньше сроков или изымаются из архивов и укрываются в тайниках.

    В большинстве случаев взяткополучатели после начала расследования не только не прекращают противодействия, но и повышают его интенсивность. Кроме уже названных действий по уничтожению, маскировке и фальсификации документов, субъекты взяточничества пытаются ограничить доступ следствия к информации о совершенном преступлении. Они отказываются выдать требуемую документацию, уклоняются от участия в расследовании сами, а иногда стремятся воспрепятствовать допросу лиц, которые могут дать показания об обстоятельствах преступного события.

    На свидетелей, взяткодателей, посредников и самих работников органов расследования оказывается давление, чтобы воспрепятствовать установлению объективной истины. Оно может осуществляться в различных формах при непосредственном контакте с перечисленными лицами или через других субъектов. Субъекты взяточничества, используя свое должностное и общественное положение, через руководителей различных органов государственной власти, в том числе и правоохранительных, нередко пытаются заставить следователя принять незаконное решение вопреки собранным доказательствам. Диапазон применяемых для этого уловок достаточно широк — от уговоров и угроз в отношении субъектов расследования до их компрометации, шантажа, незаконного воздействия на близких и даже физического насилия. Кроме того, взяточники стремятся скрыть имущество, полученное ими или приобретенное на средства, добытые преступным путем.

    Более того, субъекты ведут внешне скромный, замкнутый образ жизни, не показывая, что они имеют средства, значительно превышающие их официальные доходы. Они либо хранят деньги и ценности в тайниках, на счетах в банках, либо приобретают дорогостоящее имущество на подставных лиц. Субъекты, которые не проявляют подобной осторожности, после начала расследования пытаются укрыть названное имущество в тайниках, у родственников, знакомых.

    Взяткодатель — это любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Его должностное положение и профессия для квалификации преступления значения не имеют. По нашим наблюдениям, личность взяткодателя, как правило, не исследуется, поскольку чаще всего уголовное преследование в отношении его (при наличии его добровольного заявления или вымогательства) прекращается на основании примечания к ст. 291 УК РФ. В деле в дальнейшем он фигурирует как свидетель, а исследования личности этой процессуальный фигуры закон не требует. Действительно, с уголовно-правовой и уголовно-процессуальной точек зрения личность взяткодателя не представляет интереса, и его характеристика перестает быть обстоятельством, подлежащим доказыванию (ст. 73 УПК РФ). В то же время с криминалистической позиции она требует изучения, поскольку полученные при этом сведения, в частности биографические, могут дать информацию, необходимую для выдвижения версий относительно способа взяточничества, предмета взятки, целей и мотивов дачи взятки, места и времени совершения преступления и др.

    Кроме установочных данных о взяткодателе выясняется следующее:

    • как давно знает взяткополучателя, при каких обстоятельствах познакомился с ним, кто явился инициатором знакомства;
    • имеют ли общих знакомых, способствовал ли кто-либо знакомству и почему;
    • каков характер их взаимоотношений (официальные, дружеские, неприязненные);
    • как часто общаются, проводят ли вместе свободное время, посещают ли друг друга дома, знакомы ли между собою члены семей;
    • приходилось ли делать подарки, по какому поводу, какие именно, на какую сумму;
    • изменились ли их взаимоотношения после получения взяткополучателем взятки;
    • почему решил сделать заявление о даче взятки;
    • если в преступлении участвовали соучастники, то почему прибег к их услугам, пытался ли сам установить контакт со взяткополучателем, почему это не удалось.

    Выясняются и другие обстоятельства, свидетельствующие о характере взаимоотношений взяткодателя и взяткополучателя, которые могут быть положены в основу построения версий о возможном оговоре должностного лица, об ошибке заявителя относительно намерений и др.

    Характеристики личности соучастников взяткополучателя и взяткодателя могут в ряде случаев иметь криминалистическое значение. Кроме биографических данных следует устанавливать:

    отношения соучастников со взяткодателем и взяткополучателем, как давно знакомы, при каких обстоятельствах произошло знакомство, связано ли оно с преступной деятельностью;
    наличие инициативы соучастника в оказании содействия взяточничеству (установление контакта между субъектами, выбор предмета взятки и содействие в его приобретении или изыскании средств на его приобретение, предоставление *помещения и организация безопасных условий приема-передачи взятки и др.);
    использовал ли соучастник при оказании содействия взяточничеству свои связи по месту жительства, работы, учебы, родственные или дружеские отношения со взяткодателем или взяткополучателем,
    другие обстоятельства, имеющие отношение к предмету доказывания[2].

    Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества

    • факт дачи должностному лицу взятки и получение ее им за совершение или не совершение обусловленных договоренностью действий в интересах взяткодателя либо за склонение к удовлетворению интересов последнего другое должностное лицо;
    • место, время, способ передачи взятки, включая меры по ее маскировке;
    • предмет взятки;
    • добровольность обращения с заявлением о даче взятки, ее вымогательстве;
    • ущерб, причиненный взяточничеством;
    • должностное лицо при получении взятки, при даче взятки и посредничестве во взяточничестве — иное лицо, достигшее уголовно наказуемого возраста;
    • направленность умысла — понимание незаконности дачи, передачи и получения взятки; мотив: корысть, удовлетворение личных, общественных интересов;
    • обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; причины и условия, способствующие совершению преступления;
    • взаимоотношения между субъектами преступления — обстоятельства знакомства, установления контакта, способы формирования и поддержания взаимоотношений (для пресечения возможного ложного алиби о взятии денег в долг и т.п.);
    • интерес взяткодателя, который он хотел удовлетворить за счет дачи взятки;
    • факт сговора относительно дачи-получения взятки; роль инициатора и других лиц;
    • источники добывания предмета взятки (получение в долг, снятие денег в банке и т.п.).;
    • использование взяткодателем или иным лицом, в чьих интересах он действовал, результатов дачи взятки;
    • деятельность должностного лица, выполненная или не выполненная за взятку, меры по ее сокрытию (компетенция, возможность выполнить данные действия самому или привлечь к этому других лиц, их должностное положение и полномочия); каков порядок выполнения этой деятельности, регламентирующие ее правила; действия должностного лица в отношении данного события, допущенные им отступления от установленного порядка; должностные лица, обязанные контролировать правильность расследуемой деятельности; нормативный порядок контроля и его фактическое состояние;
    • точное наименование, ведомственная принадлежность места работы взяткополучателя; предмет, цель деятельности; связь с подразделениями и с другими организациями; схема руководства; условия и порядок работы; нормативы, регулирующие деятельность;
    • занимаемая взяткодателем должность; период работы в ней; соблюдение требований при назначении на должность, круг обязанностей и полномочия; нормативные материалы, регулирующие его деятельность;
    • признаки вымогательства взятки: наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за взятку, признаков сознательного неправомерного ущемления законных интересов взяткодателя, причинения ему вреда или угрозы этого; осуществление неправомерных действий, провоцирующих дачу взятки;

    Допрос подозреваемого

    Допрос подозреваемого, который проводится в начальной стадии расследования нередко бывает весьма эффективным средством изобличения виновного. Допрос может быть проведен в месте производства задержания и обыска, особенно в том случае если в ходе осмотра и обыска обнаружены существенные доказательства вины взяточника.

    В ходе допроса обязательно следует использовать видео или звукозаписывающую аппаратуру.

    Проведение внезапного допроса не позволяет подозреваемому придумать оправдательные аргументы, той или иной ложной версии. Допрос на месте задержания, при наличии для этого достаточных условий, весьма эффективен по целому ряду причин. У подозреваемого перед глазами находится вся обстановка места происшествия, обнаруженный предмет взятки и др. Все это не позволяет создать в сознании взяточника реабилитирующую «картинку» для подачи ее следователю и оказывает на допрашиваемого значительное психологическое воздействие.

    Если проведение допроса на месте задержания не представляется возможным, то по пути следования к месту допроса необходимо не дать задержанному сосредоточиться на обстоятельствах дела. Следует постоянными вопросами отвлекать его от обстоятельств задержания, не дать ему сосредоточиться на обнаруженных доказательствах, правильно оценить показания свидетелей и т.д. Если задержанных несколько человек, то следует провести их одновременный допрос, предусмотрев в ходе допроса оперативный обмен информации между допрашиваемыми. Большую роль при допросе играет фактор внезапности, в том числе предъявление фрагмента показаний допрашиваемого в другом кабинете соучастника. В этих случаях целесообразно в вопросно-ответной форме зафиксировать показания допрашиваемого, а уже затем предъявить ему имеющиеся доказательства или зачитать фрагмент показаний подельника.

    В ходе первого допроса подозреваемого особое внимание следует обратить именно на установление всех деталей передачи взятки и тех действий (бездействий), которые взяточник совершил или должен был совершить в интересах взяткодателя, а так же на выяснение связей субъекта, тех кто способствовал его действиям и обеспечивал его безопасность. На данном этапе расследования представляется целесообразным тратить время на выяснение круга служебных обязанностей должностного лица, порядок и режим его работы и др. детали общего характера, которые можно выяснить на последующих допросах.

    Комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса

    1. Признаки данного состава преступления связаны с соответствующими признаками состава получения взятки (ст. 290 УК).

    2. Объективная сторона дачи взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) дачу взятки лично должностному лицу; б) передачу взятки родным или близким должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) передачу взятки посреднику с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) передачу взятки любому иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

    3. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем (должностным лицом, его родными или близкими, иными лицами) хотя бы части передаваемых ценностей, иные варианты окончания преступления раскрываются в п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24. Если передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось принять взятку либо посредник не смог ее передать), содеянное образует покушение на дачу взятки (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

    4. Квалифицирующие признаки состава преступления (ч. 2 — 5) содержательно совпадают с соответствующими признаками ст. 290 УК.

    5. Примечание к ст. 291 УК позволяет освободить от уголовной ответственности лицо, давшее взятку, если оно отвечает двум условиям: а) активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления; б) альтернативно либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (см. также п. 29 — 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

    Необходимо осознавать, что, пытаясь с помощью взятки сотруднику ГИБДД решить вопрос на месте и уйти от административной ответственности, вы совершаете уголовное преступление. И можете быть за это привлечены к ответственности по статье 291 УК РФ. Сроки светят реальные. Так, в зависимости от суммы взятки уголовное законодательство устанавливает различные виды ответственности и наказаний за данное преступление:

    Если вы считаете, что это все страшилки и они не имеют ничего общего с реальной жизнью, то вот вам несколько примеров из судебной практики.

    Сложно представить, что кто-то из водителей будет предлагать инспектору ГИБДД взятку в крупном или особо крупном размере, а вот в «значительном — легко. Особенно когда речь идет об уходе от ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения. И вы должны понимать, что за это деяние можно отправиться в тюрьму на срок до 5 лет.

    Люблинский районный суд г. Москвы 27 июля 2021 года признал гражданина Рахимова Б. Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.

    30 и ч. 3 291 УК РФ (покушение на дачу взятки инспектору ДПС роты ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве в размере 1 000 рублей) и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

    • штраф до 1 000 000 рублей
    • исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет
    • лишение свободы на срок до 5 лет.

    В крупном размере (свыше 150 000 рублей):

    • штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей
    • лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.

    Мелкое взяточничество

    Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.

    Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.

    Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:

    • ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
    • ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
    • ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.

    Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2021 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.

    Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

    Определение взаимозависимых лиц в общем виде содержится в ст. 20 НК РФ. Взаимозависимыми лицами признаются физлица и организации, отношения между которыми могут влиять на условия и результаты их бизнес-деятельности. Но это определение неприменимо для ситуации контролируемой сделки.

    Но, говоря о взаимозависимости применительно к контролируемым сделкам, необходимо руководствоваться специальной нормой ст. 105.1 НК РФ, которая устанавливает, что для признания лиц аффилированными помимо особенностей взаимоотношений, способных влиять на их деятельность, необходимо руководствоваться и иными критериями. Указанный в данной статьей перечень лиц, однозначно признаваемых взаимозависимыми, значительно расширен по сравнению со ст. 20 НК РФ и является условно исчерпывающим, так как суду предоставлено право признавать субъекты взаимозависимыми и по иным основаниям.

    Что надо знать о взятке

    За взятку предусмотрена уголовная ответственность, установленная статьей 368 Уголовного Кодекса Украины, а именно: 2.

    Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в значительном размере, — Совершить деяние, ответственность за которое предусмотрена ст.368 УК может должностное лицо.

    2) лица, должности которых согласно статье 6 Закона Украины «О государственной службе» относятся к категории «А»; Автор: Екатерина Гутгарц, юрист, главный редактор портала Их ежемесячно станут давать семьям, в которых среднедушевой доход на каждого ее члена меньше полутора прожиточных минимумов. Зато неофициально его можно назвать началом периода массовой борьбы с коррупцией.

    Например, большая доля ответственности легла на лиц, исполняющих обязанности руководителей субъектов. 4598; N 50, ст. 7343, 7361, 7362; 2012, N 31, ст.

    4330; N 50, ст. 6954; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4031, 4078; N 44, ст.

    5641; N 51, ст. 6685; 2014, N 30, ст. За такое преступление накажут штрафом в размере до 1 млн.

    За такое преступление накажут штрафом в размере до 2,5 млн.

    «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии коррупции»

    Если коробка конфет или букет цветов оставлены в качестве благодарности врачу или педагогу, то это не является взяткой.

    Внимание Когда подарок сделан для получения каких-либо привилегий от должностного лица, то это взятка.

    Уголовно-правовая характеристика взяточничества

    Следственный комитет предъявил 10 таможенникам обвинения в совершении шести преступлений, предусмотренных ст. По версии следствия, с ноября г. Таможенники помогали им скрывать от досмотра ювелирные изделия и драгоценные металлы, а также провозить крупные суммы в валюте без декларирования. Уголовные дела были возбуждены на основании материалов оперативно-розыскной деятельности, представленных ФСБ.

    Коррупция, взяточничество, криминологическая характеристика, уровень латентности, степень общественной опасности, тенденции преступности, криминализация современного российского общества, противодействие коррупции. В статье рассматриваются особенности криминологической характеристики взяточничества на современном этапе развития российского общества.

    Дача взятки (ст.291 УК РФ): состав преступления

    С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики. Первое упоминание о коррупции и, соответственно, борьбе с ней можно отнести ко второй половине XXIV в. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи — и стала одной из причин ее крушения. Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности [2].

    Возможные способы дачи ценностей: перечисление денег на счет, Объект : в результате совершения преступления в виде дачи взятки Так, например , за взяточничество в особо крупном размере гражданин может быть лишён свободы сроком на 8—15 лет. АК «Судебный адвокат».


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...