Почему из правил перевозки детей убрали требование про «возраст» автобусов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему из правил перевозки детей убрали требование про «возраст» автобусов?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Требования к водителю

С введением новых изменений для осуществления организованных перевозок будут допускаться только водители, отвечающие ряду условий:

  • стаж работы водителем ТС с правами категории «Д» — от 1 года за последние 3 календарные года;
  • отсутствие административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также отсутствие наказания за эти нарушения (лишения прав или административного ареста);
  • перед рейсом водитель прошел специальный инструктаж, в котором рассказывается об обеспечении безопасности организованных детских поездок;
  • перед перевозкой водитель прошел медосмотр, соответствующий требованиям Минздрава РФ.

Требования к сопровождающему

Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Пункт 7.1 ПДД

Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.

Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.

При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.

Требования к документации

С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:

  1. Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
  2. Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
  3. Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
  4. Уведомление об организованной перевозке детей.
  5. Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).

Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ

Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)

Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).

По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)

Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.

Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:

  • нерегулируемые железнодорожные переезды;
  • ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).

При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:

  • О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
  • О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
  • О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
  • Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
  • О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
  • О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.

Регулирующие нормы законодательства

Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.

В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.

Документация для осуществления поездки

Для осуществления организованной перевозки группы детей нужны:

  • Договор фрахтования, если поездка осуществляется по нему.
  • Схема рассадки пассажиров, если поездка проводится не по договору фрахтования.
  • Копия об уведомлении о поездке ГИБДД. Данную бумагу нужно подать не позже, чем за 48 часов до начала междугородней поездки и не позже, чем за 24 часа при поездке в пределах города или в пригород, если задействуется один либо два автобуса. При большем количестве транспортных средств необходимо подать заявление за 10 дней. При указании в отметке о количестве ТС более двух единиц они будут сопровождаться автомобилями ГИБДД, которые могут двигаться с колонной с 6 до 23 часов. В данном случае требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения. Подать уведомление можно в том числе и в электронном формате.
  • Водительское удостоверение шофера и данные о нем. Указываются в отдельном документе. Если водителей несколько, информация нужна по каждому из них.
  • Перечни детей-пассажиров с контактами их родителей (опекунов либо представителей).
  • Списки сопровождающих, медицинского персонала, представителей турфирм. Последним требуется наличие документов, подтверждающих трудовые отношения с туроператором.
  • Детальная программа организованной перевозки. Она должна содержать информацию об общем времени в пути, количестве остановок, их пунктах и длительности.
  • Если организованная группа отправляется на экскурсию, необходима информация о туроператоре и местах, посещение которых включено в программу.
  • Если дорога займет больше трех часов, то требуется наличие в транспорте воды и продуктов, список которых составляется предварительно. К таковым относится так называемый «сухой паек», ассортимент которого должен быть согласован с соответствующими органами.

Новые правила организованной перевозки группы детей требуют указания в уведомлении для ГИБДД не только даты поездки, но и начала и конца перевозки, а также данных о лицензии на перевозку. С октября 2020 года руководители подразделений ГИБДД проверяют актуальность лицензии.

Ответственность за нарушения требований

При нарушении правил перевозок детей предполагается административная ответственность и для водителя, и для юридических либо должностных лиц, которые организовывают перевозку (ч. 3-6 ст. 12.23 КоАП РФ). Причем штрафы в последние несколько лет стали существенно больше.

  • Часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ гласит, что нарушения требований, установленных для перевозки детей по ПДД предполагает административный штраф. Для водителя он составляет 3 тысячи рублей, для должностных лиц – 25 тысяч, для юридических – 100 тысяч.
  • В части 4 той же статьи говорится, что при несоответствии установленным требованиям водителя или автобуса, отсутствии договора фрахтования, если его наличие предполагается, отсутствии программы маршрута, перечня детей или сопровождающих предусматриваются штрафы 3 тысячи рублей для водителя, 25 тысяч – для должностного лица и 100 тысяч – для юридического лица.
  • Часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ содержит информацию о том, что при нарушении правил перевозки несовершеннолетних в ночное время положен административный штраф для водителя в размере 5 тысяч рублей или же утрата права управлять автомобилями в течение срока от 4 до 6 месяцев. Величина штрафа для должностных лиц составляет 500 тысяч рублей, для юридических – 200 тысяч.
  • В части 6 аналогичной статьи говорится о том, что нарушения требований перевозки группы детей автобусом помимо случаев, описанных в статье 4 и 5 предполагает административный штраф для должностных лиц в размере 25 тысяч рублей, для юридических – 100 тысяч.

Достаточно соблюдать простые правила, и вас не коснутся ни штрафы, ни другие последствия несоблюдения установленных требований. Наша компания всегда подходит к организации перевозок ответственно!

Требования к шофёру и автотранспорту

В 2017 году разработаны новые правила ПДД, в которых так же говорится и об автобусных перевозках несовершеннолетних лиц. В связи с тем, что на дорогах всё чаще случаются ДТП с участием детей, правила стали строже. Добавлены новые пункты, которые призваны уберечь несовершеннолетних от трагических последствий организованных поездок на дальние расстояния.
В новых правилах чётко прописан возраст автотранспорта, который перевозит детей. Согласно постановлению Правительства ( документ от 12 июля 2017 года), его возраст должен быть не более десяти лет. К тому же:

  1. Автотранспорт должен подходить под предъявляемые тех. требования.
  2. Обязательно у водителя должен быть тех талон. Автобус должен быть исправен. Для этого нужно регулярно и вовремя проходить технический осмотр автотранспорта.
  3. Наличие системы ГЛОНАСС – обязательное условие.
  4. Тахограф так же должен быть установлен и исправен.

Водителя допускают к перевозке маленьких пассажиров при следующих условиях:

  • У шофёра должна быть открыта категория D в правах;
  • Имеется действующая лицензия на перевозки данной категории пассажиров;
  • Обязательно пройден мед.осмотр перед поездкой;
  • стаж работы водителем автобуса не менее 24 месяцев (данные берутся за три года);
  • прослушан инструктаж;
  • шофёр не лишён прав и не замечен в административных нарушениях. (данные берутся за последние 24 месяца).
  • Количество посадочных мест в автотранспорте не должно быть меньше, чем пассажиров.
    Как правильно организовать автотранспортировку организованной группы несовершеннолетних пассажиров. Поправки, принятые в 2020 г.

Для автотранспортировке детей в возрасте от 1,5 лет до 16 лет действует ГОСТ 33552-2015.

В нём перечислены тех. требования, предъявляемые к автотранспорту. Соблюдение тех требований призвано обеспечить безопасность детей на дорогах. Одним из требований является наличие на автобусе специальных опознавательных знаков. Спереди и сзади автотранспорта должен находиться знак «Перевозка детей». Автобус должен быть жёлтого цвета. По его бокам и на его наружной стороне размещается слово «Дети».

Новые требования к стажу водителя автобуса

8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

  • имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;
  • не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
  • прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:

а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;

б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.

Стаж водителя автобуса — это, судя по всему, самое сложное требование, с которым законодатели не могут определиться в течение многих лет. Поэтому необходимый стаж постоянно изменяется. То в большую, то в меньшую сторону.

Дата Стаж
До 10 июля 2015 года 1 год из 1 года
С 10 июля 2015 года по 3 января 2018 года 1 год из 3-х лет
С 3 января 2018 года по 1 октября 2019 года 1 год из 1 года
С 1 октября 2019 года по 1 января 2021 года 12 месяцев из 13 месяцев
С 1 января 2021 года 1 год из 2-х лет

Количество сопровождающих в автобусе

Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.

Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) пассажиров двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее — сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица,если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.

Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.

Действующие правила говорят о том, что количество сопровождающих должно быть не меньше, чем количество дверей в автобусе. И в большинстве ситуаций это оправдано. Тем не менее рассмотрим следующий пример:

Группа из 10 детей и 1 учителя запланировала поездку в театр, для этого был заказан небольшой микроавтобус (Газель). В назначенный день Газель сломалась и в качестве замены фирма предложила использовать большой туристический автобус на 40 мест.

Однако описанная группа не может ехать в большом автобусе, т.к. в нем две двери, а в группе есть лишь один взрослый сопровождающий.

Начиная с 1 января 2021 года данная проблема исключена. Для группы детей, в которой меньше 20 человек, допускается наличие одного сопровождающего. Однако при этом есть одно дополнительное условие — все дети должны заходить в автобус только через одну дверь, около которой и размещается сопровождающий.

Установка детского кресла в автомобиле

По статистике каждое 3 автокресло установлено неправильно, а 2 из 3 детей неправильно в нём закреплены. В обоих случаях последствия могут быть очень печальными. Например, столкновение на скорости 50 км/ч, при плохо закреплённом детском сиденье, эквивалентно падению с третьего этажа.

Поэтому важно не только правильно подобрать сиденье, но и правильно установить его в автомобиле и закрепить в нём ребёнка. Исследования, проведённые американскими специалистами, показали, что задние сиденья безопаснее передних, а сзади самым безопасным является среднее.

При установке сиденья:

  • всегда следуйте всем инструкциям производителя;
  • проверьте состояние ремня безопасности, вытянув его на всю длину;
  • убедитесь, что ремень не перекручен;
  • убедитесь, что нет никаких предметов под или за автокреслом;
  • если автокресло устанавливается на переднее сиденье, то не забудьте отключить подушку безопасности.

Требования к оборудованию и комплектации автобуса

  1. Места в автобусе — только для сидения. Их число не должно быть меньше, чем количество пассажиров. Дети рассаживаются в креслах, расположенных вперед по ходу машины.
  2. Водитель не должен быть отделен от пассажирского салона глухой перегородкой. На его рабочем месте ставится громкоговоритель внутренней и наружной связи. В салоне устанавливаются выключатели световой и звуковой сигнализации о необходимости экстренной остановки.
  3. Оборудование ТС: 2 аптечки, знак аварийной остановки, 2 противооткатных упора, не менее 2-х огнетушителей, один из которых крепится поблизости от места водителя.
  4. Обозначение ТС: кузов – желтого цвета, спереди, сзади и по бокам — надпись «ДЕТИ», спереди и сзади – знаки «Перевозка детей».
  5. На автобус для перевозки детей ставится устройство, которое, при включении задней передачи, автоматически подает предупреждающий звуковой сигнал.
  6. Автобус для перевозки детей должен иметь оптическую систему, которая бы позволяла водителю со своего места контролировать посадку и высадку пассажиров. Если зеркал для этого недостаточно, то монтируются видеокамеры.
  7. На автобусе для перевозки детей, который используется для поездок по горным маршрутам, обязаны стоять противотуманные фары спереди и вспомогательные фары сзади. На такие маршруты допускается только техника с пробегом до 300 тыс. км. Протектор на автобусных шинах должен иметь высоту не менее 3,0 мм.

Массовые и регулярные перевозки детей в автобусах

Перед началом сезона перевозок детей в лагеря отдыха руководитель транспортного предприятия создает комиссию. В ее обязанности входит обследование дорог, ведущих к детским оздоровительным организациям. Исходя из состояния подъездных путей, определяется возможность доставки детей в зоны отдыха. Решение оформляется соответствующим актом.

При перевозке детей в автобусах в школу и обратно в течение учебного года, предварительно составляются маршруты следования и графики движения. Их необходимо согласовывать с ГИБДД.
Не рекомендуется организовывать автобусные экскурсии для детей дошкольного возраста.

Для сопровождения автоколонны из 3-х и более автобусов выделяется автомобиль ГИБДД. Он двигается впереди колонны. Кроме того, обязана быть «скорая помощь». Если в колонне более 10 машин, то еще один автомобиль ГИБДД должен ехать сзади. Если перевозка детей осуществляется одним или двумя автобусами, сопровождение не обязательно. Вместо «скорой помощи» в каждом автобусе присутствует медработник.

При массовой перевозке детей в автобусах руководитель транспортной организации назначает старшего водителя, который обычно управляет последним в колонне автобусом. А также старшего автоколонны – из числа специалистов компании.

Нормативные документы

  1. ПДД РФ.
  2. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001 г. №128 Ф3.
  3. Закон РФ «О техническом осмотре транспортных средств» от 1.07.2011 г. №170.
  4. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный правительством РФ от 10.09.2009 г.
  5. Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
  6. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ГИБДД РФ 21.09.2006 г.

Не трудно заметить, что меры по безопасности перевозки «цветов жизни» на автобусах принимаются очень серьезные. И это помогает свести количество несчастных случаев к минимуму. Хотя, к сожалению, пресловутый человеческий фактор иногда срабатывает и здесь, перечеркивает все старания, игнорируя правила перевозки детей в автобусах, и приводит к трагедии.

Новые правила перевозки детей автобусами в 2021 году

Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.

В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...