Какую налоговую систему выбрать при грузоперевозках для ИП и ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую налоговую систему выбрать при грузоперевозках для ИП и ООО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2023 году это 45 842 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.


Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  • Использование собственных транспортных средств.

  • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.

  • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Cамозанятый: грузоперевозки 2021

Вместо ЕНВД государство предложило другой налог — на профессиональный доход. По-простому — самозанятость.

ИП с грузоперевозками (и даже просто физлицо с газелью) без наемных сотрудников может использовать этот режим, однако в регионах он не будет выгодным. И вот почему:

  1. При расчете налогов не учитываются расходы (бензин, тех обслуживание, расходные запчасти), а платится налог с доходов: 4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами.
  2. Максимальный доход ограничен 2,4 млн рублей, однако “денежные” месяцы могут приностить не 200 тысяч, а 350 тысяч дохода. Есть шанс выйти за лимит самозанятости в грузоперевозках в 2021 году.
  3. ИП в большинстве случаев все равно придется оформлять, так как многие контрагенты предпочитают заключать договоры на перевозки с ИП или ООО, а не с физлицами на самозанятости.

Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

Выбираем систему налогообложения

Решив, что нужно открыть ИП для грузоперевозки, а не ООО и не зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно сразу выбрать режим налогообложения. Это – ответственное решение, так как изменить режим можно только с нового календарного года, за исключением приобретения патента. Если не указать при открытии выбранную систему налогообложения, то по умолчанию ИП должен отчитываться по ОСНО, а это – самый сложный вид отчетности и самые большие налоги.

Чтобы не ошибиться с выбором, лучше просчитать, какую сумму на разных режимах ИП должен будет уплатить, получив один и тот же ожидаемый доход. По результатам расчета выбирается наиболее выгодная система налогообложения.

Также надо учесть, что при разных режимах налогообложения необходимо ведение бухгалтерии, оформление и сдача отчетности в разном объеме. Одинаково для всех кадровое делопроизводство, если в транспортной компании работают наемные водители.

Обратите внимание

При изменении налогообложения, с предыдущего ИП не снимается автоматически, так как можно отчитываться одновременно по двум режимам. Если предприниматель хочет вести деятельность только на новом, обязательно нужно написать соответствующее заявление в ФНС.

Общеустановленная система налогообложения

Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.

Положительные стороны применения вида учета для ИП:

  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Отрицательные стороны ведения ОСН:

  • Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
  • Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.

Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.

Общая система налогооблажения

Это базовая система налогообложения, которую применяют автоматически при регистрации вашего бизнеса (если вы, конечно, сами не захотите перейти на другую систему). Ее могут использовать и компании, и ИП. В этой системе нет ограничений по виду деятельности и лимитов.

Если предприниматель выбирает общую систему налогообложения, он автоматически будет платить налог НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. То есть выбирать, как при упрощенной системе, не приходится.

Помимо этого, нужно платить налог на прибыль. Это значит, что при расчетах учитывается не только выручка, но и затраты – таким образом, определяется размер чистой прибыли. Для юрлиц ставка налога составит 18% от полученной прибыли, для ИП – 16%.

Преимущества: нет ограничений на виды деятельности. Зато возможность учитывать расходы и уплачивать подоходный налог с прибыли, а не с выручки.

Недостатки – более сложный бухучет.

– Главные отличия общей системы налогообложения от упрощенной – это учет и налоговое администрирование. В УСН однозначно легче и проще, – говорит налоговый адвокат Виталий Демидович. – Но в любом случае нужен расчет. И при больших расходах организации или ИП может оказаться, что общая система даже с ведением учета главным бухгалтером будет дешевле, чем налог в 5 % при УСН с выручки.

Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП

Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.

Какой налоговый режим выбрать грузоперевозчикам после отмены ЕНВД?

Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.

Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.

Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.

Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.

Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.

Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?

Так что, в заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки уже не систем налогообложения, а двух организационно-правовых форм — ИП и ООО.
А отличия серьёзные, особенно касательно именно автомобильных перевозок.

Одно из них, возможно, начнёт проявляться как раз с начала 2021 года. Ведь с этого времени должен начать действовать новый российский РТО — Режим Труда и Отдыха, который придёт на смену 15-му Приказу. Правда, его пока всё никак не примут — переписывают уже третий раз. Но именно для ИП важно то, что в этом новом документе скорее всего в явном виде будет прописано, что он не только для наёмных водителей, но и для Индивидуальных Предпринимателей, которые ездят за рулём сами.
На нашем канале уже не раз обращалось внимание на то, что штрафы по ст. 11.23 КоАП, то есть за тахограф и несоблюдение РТО, на ИП в 5-10 раз больше, чем на наёмных водителей. Любое нарушение, как то — отсутствие рулона для распечатки или малейшая переработка/недоотдых, для ИП — это от 15000-25000 рублей.
Именно поэтому и возникают мысли насчёт смены статуса ИП на статус наёмного водителя путём закрытия ИП и объединения с такими вот бывшими ИП в ООО со своими машинами. Либо переход под крышу уже имеющихся ООО.

Однако для небольших фирм, у ООО есть существенные минусы относительно ИП.
— Это, во-первых, сложный бухучёт.
— А во-вторых — вывод денег для личного пользования.
Дело в том, что Индивидуальный Предприниматель может тратить на себя лично заработанные своим бизнесом деньги без ограничений и дополнительного налогообложения.
А вот учредитель ООО может получать доход только раз в три месяца в виде дивидендов, с которых при этом нужно ещё и платить налог 13%.
Если же как бы «в своём» ООО получать зарплату наёмного водителя, то она, как известно, тоже облагается 13%, да ещё и страховыми отчислениями в виде 30%.

Итого, по деньгам ИП всегда выгоднее, в том числе и на ОСНО.
А вот насчёт ответственности — тут всё наоборот.

Из действующих на территории РФ налоговых режимов, для грузовых перевозок подходят четыре:

  • общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • налог на профессиональный доход (НПД).

Индивидуальным предпринимателям доступны все четыре режима, юридические лица могут выбрать ОСНО или УСН.

Системы налогообложения, кроме ПСН, совмещать нельзя. ОСНО и ПСН, УСН и ПСН можно применять одновременно.

Патентная система для ИП в 2021 году

УСН или патент для ИП: что выгоднее с 2021 года

Изменения ПСН в 2021 году для ИП

ПСН: страховые взносы 2021

Стоимость патента для ИП на 2021 год

Патент для ИП на 2018 год

Одним из самых выгодных налоговых режимов для грузоперевозок до 2021 года считался ЕНВД. В связи с его отменой предприниматели вынуждены рассматривать иные варианты налогообложения. Альтернативным вариантом для ИП выступает УСН или приобретение патента. Важным фактором, влияющим на окончательный выбор, становится стоимость патента на грузоперевозки.

ИП, проживающий во Владимирской области, занимается грузоперевозками, имея 1 транспортное средство. В 2021 г. он решил приобрести патент сроком на 2 месяца, с 01.02.2021 по 31.03.2021 г. (на 59 дней). Потенциальный годовой доход, утвержденный законом Владимирской области № 126 на 2021 год, составляет 170 000 руб.

В бюджет за патент ИП заплатит:

170 000 руб. х 6% х 1 ед. ТС /365 дн. х 59 дн. = 1649 руб.

Местное законодательство может ограничивать возможность применения ПСН по количеству автотранспорта (п. 2.1 ч. 8 ст. 346.43 НК РФ). Например, во Владимирской области патент можно приобрести ИП, у которых в распоряжении не более 10 единиц автотранспорта, в Кировской области допускается не более 15 ТС.

Решением местных властей величина годового дохода может быть привязана и к другому физическому показателю (пп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК), например, к грузоподъемности транспортного средства. В этом случае в формулу добавится значение утвержденного показателя.

ИП занимается грузоперевозками автомобильным транспортом на территории Камчатского края. Используемый а/м — КАМАЗ 6520, грузоподъемность которого 20 т. Потенциальный годовой доход, согласно закону Камчатского края от 05.10.2012 г. № 121 (в ред. закона от 03.12.2020 № 529), составляет 49 900 руб. на 1 т грузоподъемности. Патент ИП решил взять на 3 месяца, с 01.04.2021 по 30.06.2021 (91 день).

В бюджет ИП должен заплатить:

49 900 руб. х 6% х 20 т / 365 х 91 дн. = 14 929 руб.

Если ИП берет патент сразу на несколько ТС, сначала рассчитывается стоимость по каждому а/м отдельно, затем полученные суммы складываются.

Новая формулировка ст. 346.51 НК РФ позволяет снижать сумму, уплачиваемую за патент для грузоперевозок ИП. Стоимость в 2021 г. уменьшается:

  • на страховые взносы за себя и за работников (в ПФР, ФФОМС, ФСС, в т.ч. от несчастных случаев и профзаболеваний), уплаченные в периоде действия патента в пределах начисленных сумм;
  • на величину пособий по нетрудоспособности, выплаченных предпринимателем из собственных средств (за исключением по несчастным случаям и профзаболеваниям);
  • платежей за работников по добровольному личному страхованию.

ИП-работодателям разрешено снижать платеж до 50%, ИП без сотрудников вправе заявить об уменьшении налога до 100%.

ИП со стажем более 5 лет помнят такое интересное мероприятие, которое называется «сплошное статистическое наблюдение». Последнее было в 2016 году, а я о нем несколько раз писал на своем блоге, и сам сдавал эту анкету в Росстат.
Чего ждать?

Если кратко, то по итогам 2020 года Росстат будет собирать статистические данные по всем субъектам малого и среднего бизнеса (в том числе ИП).

Интересная новость для тех, кто применяет (или будет применять) онлайн-кассы.

Оказывается, Минфин подготовил новый законопроект, согласно которому, знаменитый 54-й федеральный закон будет отменен с 1 января 2021 года.

Но это не значит, что ФНС забудет про многочисленные правила и ограничения по применению онлайн-касс.

Разумеется, это не так.

Закон уже принят. Он называется так: Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Вот, что написано во второй статье законопроекта:

В части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 30) цифры «2021» заменить цифрами «2024».

Напомню, что как раз 477-ФЗ вводил налоговые каникулы для ИП на УСН и ПСН, которые впервые открываются и выполняют ряд других условий.

  • ИП без работников на своей машине осуществляет грузоперевозки по всей стране. Сколько патентов необходимо получить при оказании услуг по перевозкам грузов в разные регионы?
  • В региональном законодательстве для получения патента есть понятие базовая доходность по грузоперевозкам на 1 автомобиль, для патента есть ограничение 60 млн руб. Как эти данные совместить, если сумма базовой доходности значительно меньше?
  • ИП на ПСН (грузоперевозки) может оказывать услуги юридическим лицам?
  • Может ли ИП применять ПСН с 01.01.2021, если вид деятельности грузоперевозки при среднесписочной численности 16 человек и количество автомобилей 12?
  • У ИП с работниками есть 2 патента: грузоперевозки и розничная торговля. Наемные сотрудники есть только на грузоперевозках. Как можно уменьшить патент на страховые взносы?
  • Как считать грузоподъемность на патенте (Томская область)?
  • Если машина в аренде, можно быть самозанятым?

Условимся, что:

  • ИП живет в Москве;
  • патент покупается на 3 месяца;
  • ИП использует 4 машины, каждая из которых имеет грузоподъемность 2 тонны.

ВНИМАНИЕ! Налоговики допускают оформление патента в одном регионе, а перевозку грузов в разных субъектах РФ. Главное, чтобы договоры с заказчиками перевозок были заключены в регионе, в котором оформлен патент. Тогда у ИП-грузоперевозчика не возникает необходимости оформлять патент в каждом из регионов, куда он везет грузы. Достаточно оформления одного патента. Подробности см. здесь.

Сначала вычисляем годовую стоимость патента. Для этого:

  1. Определяем потенциальный доход по грузоперевозкам.

Соответствующий показатель определяется исходя из норм, присутствующих в строке под порядковым номером 10 таблицы в ст. 1 закона города Москвы «О патентной системе» от 31.10.2012 № 53.

Потенциальный доход столичного ИП, занимающегося грузоперевозками, будет равен 600 000 руб. с 1 машины, если ее грузоподъемность составляет менее 3,5 тонны. Всего у предпринимателя, как мы условились выше, 4 таких транспортных средства. Следовательно, его суммарный потенциальный доход составляет 2 400 000 руб.

  1. Исчисляем годовую стоимость патента.

Для этого мы используем ставку в размере 6% — ту, что установлена НК РФ (п. 1 ст. 346.50), поскольку законодательством Москвы не определено иных ставок для ПСН. Получается, что годовая стоимость патента для ИП с 4 машинами грузоподъемностью по 2 тонны составит 144 000 руб.

Затем вычисляем фактическую стоимость патента с учетом того, что он покупается на 3 месяца. Для этого:

  • делим 144 000 на 12, получается 12 000 руб.;
  • умножаем результат на 3, получается 36 000 руб.

Для расчета стоимости патента при любом виде деятельности ИП нужно знать величину потенциального дохода, установленного региональным НПА для соответствующего вида деятельности, размер ставки, а также срок действия патента. Помимо расходов на уплату налога по ПСН предприниматель также должен перечислять во внебюджетные фонды фиксированные взносы за те месяцы, в течение которых он занимается бизнесом.

Узнать больше о ПСН и законодательном регулировании вы можете из рубрики «ПСН».

Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.

Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:

  • с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
  • раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.

Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:

  • Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
  • Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.

Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.

Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:

15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.

Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:

900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.

Узнайте 45 легальных способов снижения налогов для вашей фирмы

Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.

Здесь налоговая ставка определяется так:

  • Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
  • Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.

Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.

Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?

Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.

Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.

Кто будет рассчитывать налоговую базу:

  • плательщик (компания, ИП);
  • налоговая инспекция;
  • банки;
  • операторы фискальных данных.

Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.

Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.

Где:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Татарстан;
  • Калужская область.

Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.

Кто не может применять автоматическую систему:

  • микрокредитные организации;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • ломбарды;
  • производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
  • НКО;
  • фермы;
  • компании с работниками-иностранцами;
  • нотариусы, адвокаты;
  • некоммерческие пенсионные фонды;
  • и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.

Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.

Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.

Параметр Традиционная упрощенка Новый проект
Ставка

6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов

8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата

8% от доходов,

20% от доходов минус расходы

Минимальные отчисления 1% 3%
Штат До 130 чел. До 5 чел.
НДФЛ

13%

15% (ведет бухгалтерия)

Доходный максимум 200 млн руб. 60 млн руб.
Льготы от регионов Есть Нет
Расходы Закрытый перечень Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ
Как можно уменьшить взносы При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор Снижается торговый сбор

Транспортный бизнес, логистика и перевозки. УСН, ЕНВД, патент: что выбрать?

Выбирают один из вариантов налогообложения:

  • по доходам со ставкой налога 6%;
  • по разнице доходов и расходов со ставкой 15%.

Сменить режим разрешается со следующего года. Налогоплательщик подаёт годовую декларацию, ведёт КУДиР (книгу, в которой записывает доходы и расходы).

Для расчёта налога доходы нужно умножить на 6%. Затраты для налогообложения не учитывают.

Налоги уменьшают на уплаченные страховые взносы:

  • организации, ИП с работниками — на 50%;
  • ИП без работников — в полной сумме.

Вариант выгоднее, чем предыдущий, если подтверждённые расходы составляют больше 60% от доходов. Для контроля за первичными документами, налогового учёта нанимают бухгалтера.

Списание топлива подтверждают:

  • накладными от поставщиков;
  • авансовыми отчётами, которые составляют водители;
  • путевыми листами.

Не учитывают для налогообложения подтверждённые документами (актами сверки, чеками ККТ):

  • предоплаты, полученные в предыдущем году за перевозки текущего года;
  • оплаты за перевозки предыдущего налогового периода.

Для расчёта налога по ставке 15% учитывают:

  • израсходованные в текущем году запчасти, топливо, купленные в предыдущем году;
  • полученные от поставщиков услуги, оплаченные в предыдущем году;
  • остаточную стоимость автомобилей.

Покупки и оплаты за предыдущий налоговый период подтверждают документами.

Для перевозчика патентный режим выгоднее упрощённого. Налогообложение не зависит от фактической выручки. Налоговые декларации подавать не нужно.

Патенты выдают налоговые инспекции по месту регистрации или деятельности. Если все договоры с грузоотправителями заключены по месту выдачи патента, другие патенты не нужны. Место заключения договора указано на первой странице напротив даты.

При патентном режиме заполняют КУДиР. При превышении лимитов по выручке, средней численности право на ПСН теряется. Предпринимателю начислят налоги по основной системе. При риске превышения лимитов ИП совмещают патенты на грузоперевозки с УСН.

ЕНВД — режим налогообложения, при котором базой для расчета налога является не ваш реальный доход, а базовая ставка, которую рассчитывает государство. Работать по ЕНВД вы сможете, если ваша деятельность связана с ветеринарией, розничной продажей, бытовыми услугами, перевозкой грузов или пассажиров, общественным питанием, наружной рекламой, арендой жилья, мойкой или ремонтом автотранспорта.

Деятельность, которая разрешена в одном округе для ЕНВД, может быть запрещена в другом. Это нужно уточнять в вашей ФНС.

Вы не можете применять ЕНВД, если:

  • занимаетесь медициной, социальным обеспечением,
  • площадь торгового зала или столовой больше 150 кв.м.,
  • работников более 100 человек,
  • являетесь плательщиком сельхозналога,
  • у вас больше 20 единиц транспорта.

С начала 2021 года ЕНВД отменяется на всей территории РФ.

После ЕНВД вы можете перейти на УСН, патент или общую систему налогообложения.

Единый сельхозналог — узконаправленный режим, предусмотренный только для производителей сельхозпродукции.

Для работы на ЕСХН, надо соблюдать следующие условия:

  • доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть больше 70% общего дохода,
  • сфера деятельности должна быть связана с производством, переработкой или продажей продукции животноводства, растениеводства, лесного или сельского хозяйства, в том числе рыб и других водных биологических ресурсов.

При этом вы не имеете права производить подакцизные товары или заниматься проведением азартных игр.

ЕСХН рассчитывается от разницы доходов и расходов, умноженной на ставку налога 6%.

Чтобы перейти на ЕСХН, надо подать заявление по форме 26.1-1 одновременно с документами на регистрацию ИП или не позднее 30 дней после открытия ИП.

Расходы на покупку личного автомобиля

Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.

Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.

Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.

ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предприниматели могут использовать:

  • Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
  • Упрощенный режим (УСН).
  • Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
  • Патент (ПНС).

Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.

Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.

Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:

  • Объем планируемых заказов.
  • Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
  • Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.

Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...