Заявление на высшую категорию воспитателя в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление на высшую категорию воспитателя в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основной задачей аттестации является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура законом 273-ФЗ от 29.12.2012, Приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023 № 196 и др.

Когда проводится аттестация воспитателей

В настоящее время существуют два вида аттестации:

  1. Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. В соответствии с порядком проведения процедуры от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
  2. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационного уровня. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводят ее по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Два года — срок, предусмотренный для высшей категории. При установлении первой категории заявление представляют вне зависимости от срока работы в учреждении. Если в проверке отказано, то повторную заявку подают через год после отказа.

Ранее действовало правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая пожизненно, отменено. Теперь педагоги подтверждают свою квалификацию и проходят проверку каждые пять лет.

Стоит отметить, защита категории воспитателя детского сада 2023 года проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список педработников, подлежащих аттестации, и графиком проведения аттестации.

Приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023 № 196 установлена аттестация в целях подтверждения квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник». Процедура проводится по желанию педработников. К мероприятию допускаются педагогические работники, уже имеющие высшую квалификационную категорию.

Как педагогу заполнить аналитическую справку

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя показывает уровень квалификации педагога. В ней указывают все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

  • аннотация;
  • аналитическая часть;
  • проектная часть;
  • заключение;
  • приложения.

В шапке аналитическая справка для аттестации на первую категорию воспитателя, например, содержит данные о заявителе:

  • ФИО;
  • данные об образовании;
  • общий стаж;
  • стаж работы воспитателем;
  • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
  • уровень квалификации (категория) в настоящее время.

Чтобы составить справку для аттестации для воспитателя детского сада на аттестацию в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа:

  1. Цели и задачи деятельности педагога.
  2. Анализ результатов педагогической деятельности.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
  8. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, то их тоже следует указать.
  10. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  11. Дата и личная подпись заявителя.

Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии.

Этот документ — своеобразный самоанализ педагога для такого процесса, как аттестация воспитателей на первую категорию в 2023 году. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, являются достоверными и подтверждаются дополнительно приложенными официальными бумагами.

Какие документы надо приложить к заявлению?

Согласно Порядку N 196, к заявлению на аттестацию педагогических работников в 2023 году на первую или высшую категорию никакие документы прикладывать не надо.

В реальности это выглядит немного иначе. Так, по сведениям единого портала госуслуг, к заявлению вам придется приложить фото или сканы документов, которые подтверждают ваши профессиональные достижения. Это могут быть, например, удостоверение (диплом) о повышении квалификации или переподготовке, документы о награждении или выписки из вашей трудовой книжки.

Важно! Нужно ли прикладывать копии документов, которые говорят о результатах вашей деятельности как педработника, к бумажному заявлению на установление первой или высшей категории, уточняйте в региональном (муниципальном) органе власти в сфере образования, который занимается аттестацией. Это может быть, например, департамент образования или институт развития образования.

К заявлению на аттестацию для категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» обязательно надо приложить ходатайство работодателя в аттестационную комиссию (п. 48 Порядка N 196).

В нем приводится характеристика деятельности педработника, направленной на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в данной образовательной организации. Ходатайство составляют на основе решения педсовета в произвольной форме.

Как проходит аттестация педагогических работников?

Как проходит аттестация В общем виде процесс прохождения аттестации похож на защиту квалификационной работы или экзамен. Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает характеристику на работника, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, а члены комиссии задают дополнительные вопросы.

  • После этого комиссия голосует.
  • По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.
  • В качестве альтернативы существовала форма письменного прохождения аттестации.
  • С 2019 активно начал распространяться новый формат проведения аттестации на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), разработанных по заказу Министерства просвещения для аттестации педагогов.

ЕФОМ состоят их трех блоков: письменная работа по учебной дисциплине, которую преподает работник, видеоурок с разбором работ учеников, психолого-педагогическая задача или кейс. Однако пилотные проекты использования ЕФОМ в ряде организаций в 2018 году показали, что многим педагогам с большим трудом дается подготовка видеоурока: сказывается необходимость уметь работать в видеоредакторах, монтировать видео, а также собирать согласие учеников и их родителей на съемку.

  1. Поэтому формат видеоурока еще не прочно вошел в практику — где-то в качестве альтернативы используется показательный (открытый) урок.
  2. Вместо заключения В заключение хочется сказать, что многим преподавателям в такой переходный период приходится непросто: помимо возможной приближающейся аттестации в обязательном порядке приходится вести занятия в удаленном режиме в связи с пандемией.

Упрощенная аттестация педагогов в 2024 году

В некоторых случаях возможна упрощенная процедура аттестации педагогов в 2024 году: подтверждение ранее присвоенной работнику квалификационной категории, продление срока действия квалификации в особых случаях (беременность, болезнь и т. д.), достижение пенсионного возраста, наличие государственных наград, почетных званий, отраслевых знаков отличия.

Также имеют право на упрощенную форму оценки с присвоением новой квалификационной категории учителя, одержавшие победу в различных всероссийских конкурсах профессионального мастерства, к примеру:

  • «Учитель года»;
  • «Воспитатель года»;
  • «Преподаватель года»;
  • «Педагогический дебют».

Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.

Тем временем Общероссийский народный фронт предлагает полностью отказаться от действующей системы аттестации и определения категории воспитателей детских садов по возрастанию, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты. В ОНФ подчеркивают, что экзамен обязан соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Еще одно важное изменение, которое планируется внедрить в 2020 году, прописано в проекте Минпросвещения. Чиновники хотят несколько упростить порядок проведения аттестации (Приказ Минобразования №276 от 07.04.2014) для тех педагогических работников, которые имеют:

  • государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке;
  • положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации либо по итогам участия в профессиональных конкурсах.

Когда поправки заработают, педагогам, которые уже доказали уровень профессионализма, станет проще подтвердить категорию.

Аналитическая справка для аттестации

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем (подбираются темы для аттестации воспитателя детского сада на I категорию по ФГОС, оценочным листам, исходя из собственных интересов и практикуемой деятельности).
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные иногда проверяются комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.

На заполненном документе ставится дата и личная подпись заявителя, печать образовательного учреждения, в котором он работает, и подпись руководителя.

Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.

Распределение баллов будет следующим:

Параметр Максимальный балл
ЕФОМ 60 баллов
Результативность (достижения учеников) 20 баллов
Индивидуальные достижения 15 баллов
Оценка работы учителя учениками и родителями 5 баллов

Отличие добровольной аттестации

При желании получить первую или высшую категорию, педагогу ДОУ следует пройти добровольную аттестацию. Повысить свою квалификацию можно только на один порядок. Таким образом, воспитатель без категории может по результатам экспертизы получить первую. Для назначения высшей категории ему потребуется снова направить заявление, но не ранее, чем через два года.

Важно! Проходить аттестацию нужно каждые пять лет вне зависимости от стажа.

Если по результатам экспертизы педагог не подтвердил свой профессиональный уровень, его квалификация снижается. После этого работодатель вправе (но не обязан) расторгнуть рабочие отношения. Чтобы восстановить свой уровень, педагог может пойти на курсы переподготовки, а затем аттестоваться заново.

Если был утрачен высший уровень, педагогу нужно сначала восстановить первую категорию. Через два года он может снова пройти экспертизу для назначения высшего уровня.

Когда категория по результатам экспертизы была присвоена, решение считается вступившим в силу с этого же дня. Соответствующая запись делается в трудовой книжке воспитателя. При этом он может рассчитывать на повышение заработной платы.

Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.

Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.

Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.

Изменения в аттестации

Новые требования к аттестации воспитателей доу в 2023-2024 году предусматривают ряд изменений, которые отражают современные требования к профессиональным компетенциям и качеству работы педагогических работников. Изучите основные изменения, чтобы быть готовыми к аттестации и соответствовать требованиям образовательной системы.

Важным изменением в аттестационной процедуре является введение дополнительных показателей, позволяющих оценить профессиональные навыки и компетенции воспитателей. Теперь аттестация будет проводиться на основании комплексной оценки педагогической деятельности, включающей следующие критерии:

  • Педагогическая компетентность: оценка знаний и умений воспитателя в области развития и воспитания детей, планирования и проведения образовательного процесса, работы с родителями и коллегами.
  • Методическая компетентность: оценка способностей воспитателя к разработке и реализации методических подходов и приемов, основанных на современных педагогических технологиях.
  • Социальная компетентность: оценка умений воспитателя во взаимодействии с детьми, их родителями и коллегами, а также способности создавать дружескую и эмоционально-поддерживающую атмосферу в группе.
  • Самообразовательная компетентность: оценка наличия педагогической рефлексии, стремления к развитию профессиональных навыков, умения самостоятельно обучаться и применять новые знания в работе.

Также в новой аттестационной системе будет уделено больше внимания профессиональной этике и деятельности в соответствии с нормами профессиональной деонтологии. Воспитатель должен демонстрировать высокий уровень ответственности, честности и этических принципов в своей работе.

Обновленные требования к аттестации воспитателей доу представляют собой попытку повысить качество педагогической деятельности в детских образовательных учреждениях и обеспечить оптимальные условия развития и воспитания детей. Следуйте требованиям аттестации, развивайтесь как профессионал и обеспечивайте лучшее образование для детей.

Педагогический и психологический опыт

Для успешной аттестации воспитателей в соответствии с новыми требованиями, необходимо иметь достаточный педагогический и психологический опыт. Эти критерии будут оцениваться специализированными комиссиями при проведении аттестационных испытаний.

Педагогический опыт подразумевает опыт работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Врачение время, проведенное в профессии воспитателя, тем больше вероятность, что у вас есть необходимые навыки и компетенции для работы с детьми разного возраста.

Психологический опыт также играет важную роль в аттестации. Он позволяет специалистам оценить вашу способность понимать детей, развивать их интеллектуальные и эмоциональные навыки, решать конфликтные ситуации.

При аттестации воспитателей будут учитываться следующие критерии:

  • Длительность педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;
  • Типы дошкольных образовательных учреждений, в которых работал воспитатель;
  • Возрастная группа детей, с которыми работал воспитатель;
  • Особенности психологического опыта, которые были приобретены воспитателем;
  • Дополнительные профессиональные навыки и качества, такие как знание основ современной педагогики и семейного воспитания;
  • Прохождение дополнительных курсов и тренингов, связанных с образовательной работой с детьми;
  • Участие в проектах и мероприятиях, направленных на развитие педагогических и психологических навыков.

Рассказывайте о своем педагогическом и психологическом опыте четко и подробно во время аттестационных испытаний. Показывайте, что вы обладаете необходимыми компетенциями и готовы работать с детьми в соответствии с современными образовательными требованиями.

Участие в профессиональных мероприятиях

Для получения высшей категории воспитателя с 1 сентября 2023 года необходимо активно участвовать в профессиональных мероприятиях, связанных с развитием педагогической и воспитательной деятельности.

Для совершенствования своих профессиональных навыков рекомендуется посещение следующих типов мероприятий:

  • Конференции, семинары и мастер-классы, посвященные актуальным вопросам воспитания дошкольников.
  • Участие в образовательных форумах и выставках, где можно ознакомиться с инновационными методиками и прогрессивными подходами к обучению.
  • Посещение научно-практических конференций, посвященных психологии и педагогике, чтобы быть в курсе последних научных исследований и разработок.
  • Участие в международных образовательных проектах для расширения кругозора и получения нового опыта.

Важно отметить, что участие в профессиональных мероприятиях должно быть подтверждено соответствующими документами, такими как сертификаты, удостоверения, аттестаты.

Обязательным условием получения высшей категории воспитателя с 1 сентября 2023 года является принятие активного участия в профессиональных мероприятиях и постоянное стремление к развитию собственных профессиональных навыков и компетенций.

Работа в воспитательной комиссии

Для получения высшей категории воспитателя с 1 сентября 2023 года необходимо иметь опыт работы в воспитательной комиссии.

Работа в воспитательной комиссии предполагает активное участие в разработке и реализации воспитательной работы в детском саду. Воспитатель должен уметь проводить педагогическую диагностику детей, планировать и организовывать воспитательные мероприятия, в том числе индивидуальные и групповые занятия.

В работе воспитательной комиссии важно не только разработать план воспитательной работы, но и активно его реализовывать, оценивая результаты и корректируя свою деятельность. Также воспитателю необходимо взаимодействовать с родителями, проводить родительские собрания, оказывать психологическую поддержку семьям.

Работа в воспитательной комиссии требует от воспитателя ответственности, творческого инициативы, умения работать в команде и взаимодействовать с коллегами по профессии. Чтобы успешно выполнить свои обязанности в воспитательной комиссии, воспитателю необходимо постоянно повышать свою квалификацию, следить за новейшими тенденциями и методами в воспитательной работе.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...