Элементы благоустройства парков и городской среды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Элементы благоустройства парков и городской среды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

Элементы благоустройства территории

Раздел 2 Рекомендаций содержит подробные требования к элементам благоустройства: видам, назначению, созданию, расположению, размерам (в случае необходимости), удаленности от соответствующих объектов и т.д. Круг элементов озеленения достаточно широк, к ним относятся:

Далее мы рассмотрим некоторые из перечисленных элементов.

Озеленение. Данный элемент благоустройства представляет собой ландшафтную организацию территории, обеспечивающую формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования. Основными типами озеленения являются: массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные).

Кроме того, озеленение может быть крышное и вертикальное.

Стационарное крышное озеленение предусматривается при проектировании новых, реконструкции и капитальном ремонте существующих зданий и сооружений, имеющих неэксплуатируемую крышу с уклоном не более 45 градусов.

Мобильное или смешанное (стационарное и мобильное) крышное озеленение предусматривается при проектировании новых, реконструкции и капитальном ремонте существующих зданий и сооружений любого назначения, имеющих эксплуатируемую крышу с архитектурно-ландшафтными объектами.

Стационарное, мобильное и смешанное вертикальное озеленение может предусматриваться при разработке проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений любого назначения, их фрагментов, если эти здания и сооружения имеют фасады или широкие (шириной не менее 5 м) плоскости наружных стен без проемов. Высоту вертикального озеленения рекомендуется ограничивать тремя этажами.

Ограждения. На территории муниципального образования рекомендуется применение различных видов ограждений, которые различают:

Ограждение территорий памятников историко-культурного наследия рекомендуется выполнять в соответствии с регламентами, установленными для данных территорий.

Рекомендуется отдавать предпочтение декоративным металлическим ограждениям на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения.

Защитные металлические ограждения в местах примыкания газонов к проездам, стоянкам автотранспорта, в местах возможного наезда автомобилей на газон и вытаптывания троп через газон должны быть высотой не менее 0,5 м.

Рекомендуется предусматривать конструкции средних и высоких ограждений в местах пересечения с подземными сооружениями, позволяющих производить ремонтные или строительные работы.

Приствольные ограждения в случае произрастания деревьев в зонах интенсивного пешеходного движения или в зонах производства строительных и реконструктивных работ следует предусматривать высотой 0,9 м и более, диаметром 0,8 м и более в зависимости от возраста, породы дерева и прочих характеристик.

Здесь и далее прочерк означает, что Рекомендации не предлагают конкретных параметров по данной позиции. По мнению автора, они могут быть установлены муниципальным образованием самостоятельно.

При объединении площадок дошкольного возраста с площадками отдыха взрослых размер площадки должен быть не менее 150 кв. м. Соседствующие детские и взрослые площадки рекомендуется разделять густыми зелеными посадками и (или) декоративными стенками.

Рекомендуется изолировать детские площадки от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, гостевых стоянок, площадок для установки мусоросборников, участков постоянного и временного хранения автотранспортных средств. Подходы к детским площадкам не следует организовывать с проездов и улиц.

В случае изоляции детских площадок зелеными насаждениями (деревьями, кустарниками) минимальное расстояние от границ детских площадок:

Обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке следующий: мягкие виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, игровое оборудование, скамьи и урны, осветительное оборудование.

Обратите внимание! Размещение игрового оборудования следует проектировать с учетом нормативных параметров безопасности, представленных в таблице 14 Приложения 2 к Рекомендациям. При этом площадки спортивно-игровых комплексов рекомендуется оборудовать стендом с правилами поведения на площадке и пользования спортивно-игровым оборудованием (п. 2.12.7.4 Рекомендаций).

Что такое благоустройство придомовой территории?

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Что относится к объектам внешнего благоустройства?

Несмотря на упоминание такой категории имущества как объекты внешнего благоустройства, само понятие «объекты внешнего благоустройства» отсутствует в действующем законодательстве.

Согласно разъяснениям Минфина РФ от 27.01.2012 г. №03-03-06/1/35 налогоплательщикам следует руководствоваться общепринятым значением понятия «благоустройство территории». Расходы в объекты внешнего благоустройства представляют собой расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. В качестве примера специалистами финансового ведомства приводятся такие объекты как устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д.

Система благоустройства территории

Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Минстроем России, определяют состав объектов и элементов благоустройства, представленный в таблице 1.

Таблица 1. Объекты и элементы благоустройства территории

Объекты благоустройства Элементы благоустройства
• площадки для досуга и отдыха (спортивные, детские и др.);
• парки, скверы, зеленые зоны;
• площадки для парковки автотранспорта;
• площадки, предназначенные для дрессировки и выгула животных;
• улицы и дороги (в том числе их пешеходные зоны и участки);
• общественные территории (площади, набережные и др.);
• водоохранные зоны, технические зоны коммуникаций (инженерных, транспортных и др.);
• контейнерные площадки, площадки для складирования отходов.
• элементы озеленения;
• покрытия;
• ограждения (заборы);
• водные устройства;
• техническое и коммунально-бытовое уличное оборудование;
• спортивное и игровое оборудование;
• осветительные элементы;
• средства размещения информации, рекламные конструкции;
• малые архитектурные формы и городская мебель;
• нестационарные некапитальные сооружения.
  • 7.1 Правила благоустройства территории МО утверждаются представительным органом соответствующего МО [1].

  • 7.2 Правила благоустройства МО должны исходить из общей стратегии развития данного конкретного МО. При этом необходимо учитывать климатические, ландшафтные, исторические, культурные и иные, присущие только ему, особенности.

  • 7.3 По проектам правил благоустройства территорий проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом МО и (или) нормативным правовым актом представительного органа МО с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

  • 7.4 Правила благоустройства МО должны приниматься после публичного обсуждения с участием экспертов и представителей общественности. Обсуждение предполагает не только участие жителей в формировании правил и стандартов благоустройства, но также донесение до них информации о необходимости нести определенную часть ответственности за реализацию принятых решений.

  • 7.5 Актуализация правил благоустройства МО проводится органами местного самоуправления по мере необходимости, но не позднее 3 мес с даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, или признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  • [2] Градостроительный кодекс Российской Федерации

  • [3] Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий муниципальных образований»

Жалоба на благоустройство придомовой территории

Благоустройство придомового пространства многоквартирного дома является обязанностью управляющей компании, заключившей договор с жильцами или товарищества собственников жилья. Организации должны максимально быстро реагировать на заявления-жалобы о покосившихся качелях, расколовшейся тротуарной плитке или разбросанном мусоре. Контактную информацию УК, а также председателя и активной группы ТСЖ следует располагать в местах, доступных для всех владельцев жилья в многоквартирном доме.

В ответ на игнорирование недовольств граждане могут прибегнуть к следующим мерам:

  1. Составить жалобу коллективного характера и передать её в жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Текст претензии должен отражать основные недочеты в работе коммунальной службы.
  2. Обратиться в прокуратуру или суд, если при помощи предыдущего варианта не удалось достичь результата.

Налоговые последствия признания объекта не подлежащим государственной регистрации

Вопросы государственной регистрации объектов внешнего благоустройства в качестве недвижимости тесно связаны с порядком налогообложения налогом на имущество.

Начиная с 2013 г. не облагаются налогом на имущество движимые объекты, принятые на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г.

Из анализа судебной практики следует, что арбитражные суды не признают элементы благоустройства (например, ограждения, замощение площадки) в качестве объектов недвижимости, поскольку данные объекты не могут эксплуатироваться самостоятельно, а имеют вспомогательный характер по отношению к земельному участку, являясь принадлежностью земельного участка (ст.135 ГК РФ).

Таким образом, элементы благоустройства не облагаются налогом на имущество организаций, если они приняты на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г.

Однако, если речь идет об отдельных объектах недвижимости (например, дороги федерального и регионального значения), созданных как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, то такие объекты подпадают под налогообложения налогом на имущество, являясь недвижимым имуществом.

Нюансы социально-бытового благоустройства

Культурно-бытовое обслуживание (КБО) населения включает в себя мероприятия по возведению социально значимых объектов для обеспечения жителей условиями первой необходимости.

Разработанный проект благоустройства жилых территорий предполагает наиболее правильное расположение всех зданий и сооружений. Однако зачастую в процессе эксплуатации КБО может видоизменяться. Данный процесс связан с распространенным в наше время правом на аренду жилых и нежилых помещений. В результате этого на территории благоустроенного района появляются новые, незапланированные организации и иная инфраструктура.

В это же время из-за большой конкуренции начинает зарождаться тенденция к исчезновению социально значимых объектов культурно-бытового обслуживания проживающих. Особенно сильный ущерб причиняется учреждениям, предназначенным для незащищенных слоев населения, например, инвалидов, пенсионеров, детей-сирот и тд. В результате этого значительно снижается уровень культурно-бытового обслуживания населения этой территории.

Все дополнительные учреждения должны размещаться в соответствии с нормативными требованиями, однако даже при соблюдении данного условия не всегда учитывается радиус расположения новых объектов. Благоустройство территории жилой застройки означает право жильцов на шаговую доступность ко всему созданному КБО в определенном районе без усложненных условий прохода, проезда, пересечения улиц и других препятствий.

Организациям, арендующим помещение для продажи товаров или оказания услуг, рекомендовано поддерживать хотя бы минимальный уровень доступности социально значимых объектов в пределах одного микрорайона. Предприятия могут быть размещены как в отдельных обособленных зданиях, так и на первых этажах жилых многоквартирных домов. Они часто доставляют значительные неудобства населению из-за постоянного шума (в особенности это касается развлекательных заведений), большого объема производственных отходов и мусора, загрязняющего территорию района и тд.

Правила и нормы благоустройства территории жилого дома

Особое значение в благоустройстве жилых застроек имеет придомовая территория. На законодательном уровне под ней понимается участок земли, непосредственно примыкающий к дому и закрепленный за ним по документам. Данная территория находится в общем владении жильцов.

Администрация муниципального образования занимается благоустройством придомового пространства, организуя различные мероприятия по высадке деревьев, строительству новых детских площадок или же выделяя денежные средства из местного бюджета для аналогичных целей.

Жильцы домов самостоятельно определяют необходимый вид помощи. Только за ними закреплено право выбирать, с какой управляющей компанией заключить соглашение, как организовать ТСЖ, какое сооружение построить в первую очередь на придомовой территории. В целом благоустройство данного пространства может заключаться:

  • в строительстве новых детских или спортивных площадок;
  • в реставрировании пешеходных дорожек и тротуаров;
  • в озеленении территории: клумбы, газоны и тд.

Существенное различие между текущим и капитальным ремонтом заключается в сроках их проведения, они регламентируются ЖК РФ.

  • Капитальный проводится в соответствии с установленным графиком, зависящим от климатических условий, конструктивных особенностей сооружения, даты постройки. Для умеренного климата срок составляет 25 и более лет.
  • Текущий осуществляется в соответствии с 5-ти летним планом, принятым на общем собрании жильцов. Его периодичность (ежеквартальная, ежегодная и т.д.) принимается согласно действующим нормам.

Согласно ведомственным нормам (ВСН 58-88) минимальный срок эффективной эксплуатации составляет:

  • для крупнопанельных и крупноблочных домов с бетонными перекрытиями при умеренных условиях – 3-4 года для текущего ремонта и 16-20 лет для капитального, а для тяжелых условий – 3-5 и 20-25 лет, соответственно;
  • для домов с кирпичными стенами и деревянными перекрытиями – 2-3 и 10-15 лет, а в тяжелых условиях – 2 и 8-12 лет, соответственно.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...