Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Таким образом, по нашему мнению, Ваши уже утверждённые инструкции, разработанные в соответствии с Приказом №772н (даже если в своем тексте они ссылаются на него), если они введены или будут введены в действие в период с 1 марта до 29 марта 2022г., актуальны и с ними ничего не нужно делать. Вы молодцы.
Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.
Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)
1. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (далее – Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений (далее – строительное производство).
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы при организации и осуществлении ими строительного производства.
2. Работодатель (лицо, осуществляющее строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объекта капитального строительства, которым может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании гражданско-правового договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, и которое вправе выполнять определенные виды работ по строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц, соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил.
3. В соответствии с требованиями Правил работодателем в установленном порядке должна быть организована разработка инструкций по охране труда по профессиям и (или) видам выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, участвующими в строительном производстве, (далее – работники) представительного органа (при наличии).
4. В случае применения технологий и методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования и транспортных средств, требования охраны труда к которым не регламентированы Правилами, работодателем должны быть разработаны и проведены мероприятия по охране труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее — требования охраны труда).
5. Работодатель, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных со следующими опасностями:
- Используемые им движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, передвигающиеся заготовки и строительные материалы
- Опрокидывание машин
- Неустойчивое состояния сооружения, объекта, опалубки и поддерживающих креплений
- Высокие ветровые нагрузки
- Падающие куски породы, предметы и материалы, самопроизвольно обрушающиеся конструкции зданий и сооружений и их элементы, оборудование, горные породы и грунты
- Наличие острой кромки, углов, торчащих штырей
- Работы на высоте
- Опасность, связанная с выбросом пыли и вредных веществ
- Опасность, связанная с воздействием шума, в том числе опасность, связанная с возможностью не услышать звуковой сигнал об опасности
- Опасность недостаточной освещенности или повышенной яркости света в рабочей зоне
- Опасность воздействия пониженных или повышенных температур воздуха
- Опасность поражения током
- Иные опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, включенных работодателем в перечень идентифицированных опасностей
6. Работодатель обязан проконтролировать наличие и достаточность сведений в документации, представляемой им в рамках специальной оценки условий труда (СОУТ) для идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов строительного производства. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов строительного производства может быть расширен работодателем, исходя из специфики своего строительного производства и характеристик объекта.
7. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
- Устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа
- В целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ
8. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Требования охраны труда при проведении земляных работ
120. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил проанализировать опасности и их источники, представляющие угрозу жизни и здоровью работников при выполнении работ с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 см (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 см (далее – земляные работы).
121. При наличии профессиональных рисков, вызванных установленными опасностями, безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в организационно-технологической документации на производство работ:
- Определение безопасной крутизны незакрепленных откосов котлованов, траншей (далее – выемки) с учетом нагрузки от строительных машин и грунта
- Определение типов и конструкций крепления стенок котлованов и траншей, мест и технологии их установки, а также места установки лестниц для спуска и подъема людей
- Выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки
- Дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями
122. С целью исключения размыва грунта, образования оползней, обрушения стенок выемок в местах производства земляных работ до их начала необходимо обеспечить отвод поверхностных и подземных вод.
Место производства работ должно быть очищено от валунов, деревьев, строительного мусора.
123. Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбища и тому подобное) необходимо осуществлять по наряду-допуску.
Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
124. Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов.
Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями – владельцами коммуникаций.
125. В случае обнаружения в процессе производства земляных работ не указанных в организационно-технологической документации на производство работ коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены.
126. При размещении рабочих мест в выемках их размеры должны быть достаточными для размещения конструкций, оборудования, оснастки, проходов на рабочие места шириной не менее 0,6 м, а также необходимое пространство в зоне выполнения работ.
127. Выемки, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктах, а также в других местах возможного нахождения людей, должны быть ограждены защитными ограждениями. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и (или) знаки, а в ночное время – сигнальное освещение.
128. Для прохода людей через выемки должны быть устроены переходные мостики.
Для прохода на рабочие места в выемки следует устанавливать трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы (деревянные — длиной не более 5 м).
129. При производстве работ нахождение работников в выемках с вертикальными стенками без крепления в песчаных, пылевато-глинистых и талых грунтах допускается при расположении этих выемок выше уровня грунтовых вод, при отсутствии в непосредственной близости от них подземных сооружений, а также на глубине не более:
- В неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах – 1,0 м
- В супесях – 1,25 м
- В суглинках и глинах – 1,5 м
Допускается увеличение указанной глубины расположения выемок в мерзлых грунтах, кроме сыпучемерзлых, на величину глубины промерзания грунта, но не более чем на 2 м, при среднесуточной температуре воздуха ниже минус 2°С.
Производство работ, связанных с нахождением работников в котлованах, траншеях и выемках с откосами без креплений в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов согласно организационно-технологической документации с учетом крутизны откосов в зависимости от вида грунта, предусмотренной приложением N 4 к Правилам. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов устанавливают по наименее устойчивому виду грунта от обрушения откоса.
130. Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м, а также глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и определенных видах грунтов, а также выемок, разработанных в зимнее время, при наступлении оттепели и откосов, подвергающихся увлажнению, должны устанавливаться организационно-технологической документацией на строительное производство.
Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.
Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).
Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).
Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.
В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).
Штрафы за нарушение требований охраны труда
Если не соблюдать правила и нормы по охране труда, компания и ее должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности. Размеры штрафов смотрите в таблице.
Вид нарушения | Штрафы для должностного лица и ИП | Штрафы для компании |
---|---|---|
Любое нарушение государственных нормативных требований охраны труда (п. 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Штраф от 2000 до 5000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.
За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет |
Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток |
Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда или непроведение спецоценки (п. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Штраф от 5000 до 10 000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.
За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет |
Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток |
Допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, без обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет |
Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты** (например, каской для защиты головы) (п. 4 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет |
Штраф от 130 000 до 150 000 руб.
За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток |
Нормативные правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда
Ниже приведен перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования к производственной санитарии и ги-гиене труда. Орган исполнительной власти, утверждающий акт, см. на рис. 2.1.
• Государственные стандарты системы стандартов безопасности
труда (ГОСТ Р ССБТ);
• Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН);
• Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектиро-ванию и строительству (СП);
• Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);
• Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О).
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — одна из систем государственной системы стандартизации. Шифр (номер) этой системы — 12. Система разделена на 10 подсистем от 0 до 9. Наибольшее значение для производственной санитарии имеют стандарты подсистемы 1 и подсистемы 4.
Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия, методы контроля уровня этих факторов.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования к средствам защиты работающих, необходимые конструктивные, эксплуатационные, защитные и гигиенические свойства средств защиты в зависимости от действующих опасных и вредных производственных факторов, а также методы контроля и оценки средств защиты.
Например, ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». После шифра системы (12) и подсистемы (1) указан порядковый номер стандарта (005). Последние две цифры (88) означают год утверждения или пересмотра стандарта.
Следует отметить, что в последние годы выпущен ряд документов Минздрава РФ (СанПиН, СН и т.д.), которые, с одной стороны, в какой-то степени дублируют стандарты, а с другой стороны, содержат определенные дополнения и уточнения.
Государственные нормативные требования в области производственной санитарии и гигиены труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства
За соблюдением санитарного законодательства осуществляются следующие виды надзора и контроля:
Государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, а именно:
• Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава России (Госсанэпиднадзор). Положение о Санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено постанов-лением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554. Госсанэпиднадзор России осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением сани-тарного законодательства предприятиями, должностными лицами и гражданами. Разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Госсанэпиднадзор России проводит также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых иммуно-биологических препаратов и дезинфекционных средств. Службу возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ — главный государствен-ный санитарный врач РФ. Начальник Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и его заместители являются заместителями главного государственного санитар-ного врача РФ.
• Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ. Положение о Федеральной инспекции труда утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития РФ — главный государственный инспектор труда РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 при Министерстве труда и социального развития РФ создан Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, руководитель которого является заместителем главного государственного инспектора РФ.
• Государственная экспертиза условий труда. Положение о Государственной экспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. №557. На Госэкспертизу условий тру-да возложено осуществление государственного контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и рабо-ту с вредными или опасными условиями труда. Подготовка предложений об отнесении отраслей к классу профессионального риска. Функции Всероссий-ской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруд России.
• Госстандарт осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ.
• Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности России (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, устанавливает критерии, правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности. Госатомнадзор России осуществляет надзор за обеспечением гарантий нераспространения ядерных технологий, материалов и их физической защиты.
• Правовые и технические инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов со своей стороны осуществляют контроль за соблюдением санитарного законодательства.
• Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему органы прокуратуры.
Министерства и ведомства осуществляют ведомственный контроль на подчиненных им предприятиях. К ведомственному контролю относится контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия.
Общественный контроль осуществляют профсоюзы или уполномоченные общественные санитарные инспекторы на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Тема 3. УСЛОВИЯ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Факторы, оказывающие влияние на формирование
Условий труда
Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.
Для улучшения условий труда необходимо знать факторы, воздействующие на их формирование. Условно их можно объединить в три группы: социально-экономические, организационно-технические, природно-экологические.
Нормативные правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда
К подзаконным актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения судов и арбитражных судов, постановления министерств и ведомств, палат Федерального Собрания РФ, нормативные акты, издающиеся исполнительными органами власти в пределах своей компетенции.
Важнейшими подзаконными актами в области производственной санитарии и гигиены труда являются:
• Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №554 «Об
утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»;
• Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных
заболеваний»;
• Постановление Министерства труда РФ от 14 марта 1997 г. № 12
«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»;
• Постановление Министерства труда и социального развития РФ от
8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации
работы службы охраны труда в организации»;
• Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда».
Ниже приведен перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования к производственной санитарии и ги-гиене труда. Орган исполнительной власти, утверждающий акт, см. на рис. 2.1.
• Государственные стандарты системы стандартов безопасности
труда (ГОСТ Р ССБТ);
• Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН);
• Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектиро-ванию и строительству (СП);
• Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);
• Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О).
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — одна из систем государственной системы стандартизации. Шифр (номер) этой системы — 12. Система разделена на 10 подсистем от 0 до 9. Наибольшее значение для производственной санитарии имеют стандарты подсистемы 1 и подсистемы 4.
Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия, методы контроля уровня этих факторов.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования к средствам защиты работающих, необходимые конструктивные, эксплуатационные, защитные и гигиенические свойства средств защиты в зависимости от действующих опасных и вредных производственных факторов, а также методы контроля и оценки средств защиты.
Например, ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». После шифра системы (12) и подсистемы (1) указан порядковый номер стандарта (005). Последние две цифры (88) означают год утверждения или пересмотра стандарта.
Следует отметить, что в последние годы выпущен ряд документов Минздрава РФ (СанПиН, СН и т.д.), которые, с одной стороны, в какой-то степени дублируют стандарты, а с другой стороны, содержат определенные дополнения и уточнения.
Государственные нормативные требования в области производственной санитарии и гигиены труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Обязанности работодателя и работников в области охраны труда
Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда, которые являются базой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.
Кроме того, эти обязанности дополняются и конкретизируются как ТК (ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Поэтому следует отметить установление чрезмерно широкого круга обязанностей работодателя в области охраны труда, причем не сгруппированных по ситуациям. К 23 абзацам ст. 212 ТК следует добавить еще 12 абзацев другой статьи, посвященной правам работника на безопасный труд, которые порождают соответствующие обязанности работодателя (ст. 219). Причем отдельные абзацы названных статей содержат до четырех самостоятельных правомочий.
Такое (порой требующее одномоментного исполнения) количество обязанностей работодателя в данной сфере явно избыточно. Поэтому такая правовая ситуация в области охраны труда на практике нередко приводит к игнорированию требований законодателя. Вместе с тем невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 220 и 379 ТК), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.
Поэтому, исходя из анализа ст. 212 ТК, представляется необходимым выделить три группы основных обязанностей работодателя.
Первую группу составят обязанности, связанные с заключением (изменением) трудового договора. Прежде всего выделим обязанности работодателя, связанные с информированием работника об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Кроме этого, для всех поступающих и переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, а также организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов (ч. 2 ст. 212, ч. 2 и 3 ст. 225 ТК).
Работодатель обязан обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в случаях, предусмотренных ст. 213 ТК, организовать проведение за счет собственных средств предварительные и периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.
Во вторую группу входят обязанности работодателя, посвященные организации работ по обеспечению безопасных условий труда. Отметим обязанности по созданию локальных систем управления охраной труда; установлению режимов труда и отдыха; разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда; расследованию и учету несчастных случаев; выполнению предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственного надзора и рассмотрению представлений органов общественного контроля; проведению специальной оценки условий труда.
К третьей группе работодательских обязанностей следует отнести обязанности по обеспечению конституционного права на безопасный труд. Так, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку заболевших в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
Обязанности работника в области охраны труда сформулированы в ст. 214 ТК.
Актуальность инструкций по охране труда
Работодатель обязан поддерживать инструкции по охране труда в актуальном состоянии. За этим следит специалист по охране труда на предприятии. В случае необходимости он составляет перечень инструкций, которые нужно переработать. Этот перечень утверждает директор, и в организации издают приказ о пересмотре инструкций. В документе указывают ответственных работников, перечень инструкций, которые нужно переработать, и сроки выполнения.
Актуализируйте инструкции по охране труда, когда:
- изменили условия труда работников;
- внедрили новую технику и технологии;
- выявили недоработки инструкции при расследовании несчастного случая или профзаболевания;
- поступило требование от представителей ГИТ или региональных органов исполнительной власти в области ОТ.
Порядок осуществления мероприятий
Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.
Что такое требования охраны труда
Требования по охране труда — законодательно установленные нормы поведения в процессе трудовой деятельности, которые выражаются в перечне правил. Выражаются как в форме запретов на проведение определенных действий, так и в форме указаний на осуществление видов работы в соответствии с инструкциями. Регулирование таких правоотношений происходит на уровне федерального законодательства — главным документом выступает ТК РФ как основной закон, затрагивающий всю сферу труда. Также существует отраслевое законодательство, которое регулирует специфику каждой отрасли в зависимости от особенностей деятельности. Вне зависимости от сферы деятельности предприятия — ДОУ, погрузочный разгрузочный узел, площадка для строительства, электроустановка, ручной производство, государственный орган — все отрасли деятельности должны строго соблюдать как общие, так и индивидуальные нормы по охране труда.
Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда
За нарушения в данной области законодательством предусмотрен ряд наказаний, которые применяются государственными органами и руководством предприятия в отношении должностных лиц:
- Дисциплинарная ответственность применяется как к простым сотрудникам за нарушения при ведении рабочей деятельности, так и ответственным должностным лицам за нарушения правил при разработке и реализации мер безопасности в организации;
- Материальная ответственность наступает в случае возникновения внештатных или чрезвычайных ситуаций в результате нарушения требований и правил безопасности рабочими предприятия;
- Гражданско-правовая ответственность наступает в результате причинения вреда производственным мощностям или здоровью и жизни персонала;
- Административная ответственность наступает при вынесении решения государственным органом по результатам выявления нарушений в области законодательства;
- Уголовная ответственность наступает в результате нарушения уголовного законодательства, которое приводит к умышленному или неумышленному причинению вреда гражданам или имуществу компании в крупных размерах.
Порядок хранения документов по охране труда
Инструкции, которые являются актуальными для текущего производственного процесса на предприятии, должны состоять на учете у руководителя отдела. При этом, руководитель отдела должен определить максимально удобное место для хранения документов, которое является доступным каждому сотруднику подразделения. Это место должно быть пригодным для хранения бумаг, то есть сухое и теплое, защищенное от проникновения посторонних субъектов.
Помимо стандартного хранения у одного ответственного субъекта, документы могут:
- быть выданными каждому сотруднику для детального ознакомления в процессе проведения инструктажа;
- быть вывешенными на рабочих местах или в местах регулярного скопления сотрудников (например, на информационных досках);
- храниться в любом ином месте, которое находится в доступности каждого сотрудника организации. Данное место также определяет начальник отдела или подразделения.