Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2 способа обжаловать отказ в прирезке лишних соток». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Не все земельные участки можно увеличить за счёт прирезки муниципальной земли. Перераспределение проходит в рамках земельного законодательства. Юристами изучаются сведения о границах, учитывается категория земель, проверяется соответствие параметров прирезаемого участка правилам землепользования и застройки (ПЗЗ). Например, участки со статусом ИЖС не подлежат присоединению с СНТ или ЛПХ. Категория должна быть одинакова. Увеличивать размер недвижимости можно не более двух раз за счёт муниципальной земли и допустимо только на 10% от площади основного участка. При нарушении требований высока вероятность получения отказа.
Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.
В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.
- Принимает решение об утверждении Схемы и направляет решение заявителю вместе со схемой.
Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.
Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.
Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.
Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.
- Направляет письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания.
Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.
Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.
- Принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.
Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.
5-ый этап.
Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.
По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.
Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.
Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.
Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.
— Какие могут быть причины отказа в прирезке?
Если причиной отказа являются неустановленные границы, наши кадастровые инженеры составляют проект межевания либо формируют схему расположения. Перед подачей документов в администрацию анализируют возможность перераспределения. Участок проверяют по кадастровому номеру на наличие или отсутствие обременений, определяют, не входит ли земля в охранные или лесные зоны. Например, если поблизости находятся ЛЭП (линии электропередач), то прирезать и оформить в собственность такой участок невозможно. В этом случае доступна аренда муниципальной земли.
Оспорить отказ в прирезке можно двумя способами: в досудебном и судебном порядке.
Особенности оформления перераспределения земельного участка
Чтобы избежать отказа в перераспределении земельного участка, нужно учитывать некоторые особенности процедуры. Инициируется такая работа на основании соглашения, заключенного между собственниками земель. А права владения вновь образованными наделами должны быть четко прописаны в данном соглашении.
В результате процедуры необходимо обеспечить свободный проезд к каждому из земельных участков. Также важно четко определить местоположение спорной территории и собрать полный пакет документов, который подается в местную администрацию. На рассмотрение заявки дается не более тридцати дней.
Помимо ходатайства о перераспределении, придется предоставить правоустанавливающие бумаги, проект межевания и удостоверение личности. Неправомерный отказ обжалуется в вышестоящие органы или суд. Специалисты нашей компании избавят от негативных последствий такого решения, добившись успешного завершения процедуры.
Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями
Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.
В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).
Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.
Основания для отказа в перераспределении земель
Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:
- отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
- прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
- площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
- границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.
Что такое «прирезка», законодательная база
Прирезка – это самовольное присоединение к имеющемуся участку части наделов, расположенных поблизости. Владелец перемещает установленные границы, таким образом, увеличивая общую площадь своего основного надела. Зачастую люди делают это самовольно, поэтому законодательству пришлось создать специальные нормативные акты, способные регламентировать данную процедуру.
Земельный кодекс пережил ряд поправок, которые 1 марта 2015 года обрели необходимую законную силу. Новый ЗК РФ имеет дополнительную главу, где подробно описан процесс прирезки и последующее оформление наделов, приобретенных ранее самовольным путем, это глава V4. Ее наименование «Порядок перераспределения» как раз касается возможности прирезать дополнительные сотки к своей существующей территории. Гражданам потребуется статья 29.29.
Разъяснение сложных моментов
Любую землю можно перераспределять? Нет, только соседние участки, если они фактически соответствуют особым требованиям.
Согласие владельцев действительно нужно? Да, письменное, заверенное нотариусом. Нельзя делать прирезку, после чего уведомить хозяев присоединяемых территорий. Подобная новость вряд ли будет расценена как приятная.
Категория земли играет какую-то роль? Конечно. Например, имеется у гражданина определенный надел, назначение которого – ИЖС. Рядом расположена территория, которая считается муниципальной. Итак, гражданин решил совершить перераспределение. Согласно законодательству присоединять можно лишь земли, имеющие одинаковую категорию. То есть, если соседняя территория также подходит для ИЖС, и муниципалитет согласен, почему нет.
Изменить существующую категорию можно? Да, для этого гражданину придется отправить специальную заявку, дополнив ее требуемой документацией.
Требования к перераспределению
Перераспределение границ земельного участка – процедура, которая проводится с учетом некоторых регламентированных на законодательном уровне требований.
- объекты должны находится в непосредственной близости, соприкасаться друг с другом, в идеале, иметь хотя бы одну смежную границу;
- в отношении обоих земельных участков отсутствуют ограничения, обременения;
- собственники нескольких земель, участвующих в процедуре, согласны на сделку;
- объекты относятся к одной и той же категории, имеют одинаковый ВРИ;
- в результате перераспределения права третьих лиц не нарушаются.
Как оформляется отказ в перераспределении земельного участка
Земельный кодекс РФ, а именно первый пункт статьи 11.2 говорит о том, что одним из вариантов преобразования земельного надела, является его перераспределение.
Статья 11.2. Образование земельных участков
Эта процедура заключается в том, что несколько наделов, которые граничат друг с другом, объединяют и с них образуют новые участки с новыми границами. Во время образования новых наделов старые прекращают существовать.
Если владельцами земель являются физические лица, то по общему согласию они могут перераспределить участки и вновь стать владельцами, но уже заново образуемых наделов.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
апреля 2017 представителем административного истца в Управление земельных ресурсов Администрации г. Владимира было подано заявление о даче разрешения на перераспределение границ земельного участка, путем его увеличения, посредством, выкупа участка площадью 19 кв. м. из земель, находящихся в государственной собственности.
Истцу принадлежит часть участка, соразмерная 316 кв. м. данного земельного участка.
Гр-ну М-оглы. принадлежит часть участка, соразмерная 136 кв. м. на основании пожизненного наследуемого владения земельного участка, в связи с тем что собственность на данный земельный участок не разграничена, право собственности на долю земельного участка, имеет орган местного самоуправления в лице Управления земельными ресурсами Администрации города Владимира.
Факт собственности муниципалитета подтверждается ответами из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Территориального управления Росимущества по Владимирской области) и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области.
Следовательно, наш доверитель обращался к Управлению земельных ресурсов г. Владимира как к собственнику доли земельного участка, с целью получения согласия на незначительное увеличение площади данного участка.
18 апреля представителем административного истца был получен ответ из Управления земельными ресурсами Владимирской области.
В своем ответе Управление земельными ресурсами Администрации г. Владимира они ссылаясь на то, что часть участка принадлежит М-оглы на праве пожизненного наследуемого владения, отказывают в утверждении схемы земельного участка, руководствуясь ст. 39.28 и пп.1. п. 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
Однако вопрос, с которым обращался наш доверитель в Управление земельных ресурсов, заключался как раз в том, чтобы получить согласие собственника доли участка, которым и является данное Управление.
Однако сотрудник Управления неправильно истолковал полученное заявление, вследствие, чего был дан неправильный ответ, которым нарушаются права и интересы заявителя, что противоречит действующему законодательству.
В качестве ключевых оснований для отказа в оформлении договора о перераспределении земельных участков стоит особенно выделить следующие:
- несоответствие поданной заявительной документации нормам действующего земельного законодательства;
- отсутствие согласия сторонних лиц, оформленного в письменном формате, если участок земли обременяется из правами, например, программами ипотечного кредитования и прочим;
- на прирезаемом участке земли располагается объект недвижимого имущества или объект незавершенного строительства, которые находятся в непосредственной собственности местных органов власти, государства или юридических лиц;
- если участок относится к тем имущественным объектам, которые были ранее изъяты из постоянного оборота или к ним был ограничен доступ;
- необходимая для присоединения земля зарезервирована под федеральные нужды;
- по прирезаемому участку было подготовлено решение о проведении публичных торгов с последующей публикацией результатов и осуществлено согласовании предоставления, когда срок действия предыдущего договора еще не истек;
- на землю уже было подано другое заявление с просьбой предварительного согласования, но еще не было принято актуальное решение ни о предоставлении, ни об отказе в осуществлении процедуры;
- общая площадь присоединяемого участка земли превысит показатель в более чем 10% от максимально установленного размера территорий;
- прирезаемая земля подлежит регистрации в качестве самостоятельного имущественного объекта, принадлежащего конкретному лицу;
- границы основной территории, к которой планируется присоединение нового участка, необходимо уточнить – это особенно актуально для случаев, когда заинтересованные лица не провели процедуру межевания земли и количество соток остается неизвестно;
- схема расположения участка земли не соответствует действительности.
Стоит отметить, что при обнаружении незаконных действий регулирующие органы могут подать на гражданина исковое заявление в компетентные судебные инстанции и добиться выплаты административного штрафа. Наиболее неблагоприятной ситуацией для собственника в данном случае является возможное изъятие участка земли на постоянной основе без возможности оспаривания решения.
Основания для перераспределения земельных участков с муниципальной землей
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, к основаниям для процедуры перераспределения земель относятся следующие:
- Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
- Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
- Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
- Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.
Следует отметить, что приведенный перечень оснований является исчерпывающим и расширен иными основаниями уже быть не может.
Как оформить перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Чтобы оформить увеличение вашего участка за счет государственных и муниципальных земель, осуществите следующие действия:
- Подайте соответствующее заявление в администрацию вашего района;
- Дождитесь рассмотрения вашего заявления комитетом по земельным вопросам. Установленный срок для рассмотрения составляет тридцать дней;
- Организуйте кадастровые работы на вашем участке;
- Оформите предварительный межевой план на новый участок;
- Представьте результаты кадастровых работ в комитет по земельным вопросам;
- Подпишите соглашение о перераспределении в исполнительном органе;
- Оплатите перераспределение территории (срок оплаты – тридцать дней с момента подписания соглашения);
- Оформите право собственности на ваш новый участок.
Причины отказа в перераспределении земельных участков
Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:
🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.
🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.
🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.
🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.
🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.
🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.
🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.
🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.
🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.
🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.
Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.
Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.
Что отмечено в законодательстве
Сегодня такая процедура, как перераспределение наделов, встречается очень редко. Перераспределению подлежат только те участки, которые имеют кадастровый номер. Порядок проведения подобной процедуры очень отличается, зависимости от типов перераспределяемых участков.
Если участки находятся в частной собственности, то пункт 2 статьи 11.7 ЗК РФ говорит о том, что собственники подобных земель получают право на владение новыми участками после того, как между всеми владельцами будет найдено соглашение по всем вопросам. Это значит, что для грамотного перераспределения земель всем владельцам участков следует прийти к общему решению.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Если перераспределение происходит между частными и государственными землями, то руководствоваться нужно пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков
Основания об отказе в перераспределении земельных участков указаны в таких статьях Земельного кодекса:
Все действия, которые проводятся с земельными наделами, должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать права других заинтересованных граждан.